Умер муж как пережить утрату - консультация психолога

У меня умер муж, были женаты всего лишь год…. Умер внезапно ( разрыв аневризмы аорты)….мне очень плохо, посоветуйте как пережить… мама считает, что мало прожили чтоб так переживать и времени прошло почти месяц… а я не могу, мне ужасно больно… помогите как пережить эту ситуацию. Живем теперь с сыном и мамой. Сын взрослый от первого брака (18 лет
Хоруженко Владимир

Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Оля! Я Вам очень сочувствую. То, что совместная жизнь длилась всего лишь один год, вовсе не означает, что боль утраты не может быть острой. И вообще пережить утрату всегда трудно. Многое в переживаниях зависит от Вашего мировоззрения и убеждений, но учитывая формат общения я скажу об общих закономерностях в процессе переживания утраты. Помощь в период переживаниях острого горя человек может получить в эмоциональном сопереживании, выслушивании и поддержке. Постараться найти возможность выражать свои чувства, чтобы не возникало ощущение одиночества в этом мире, а переживания, несмотря на тяжесть, воспринимались естественными. Постарайтесь для себя принять боль утраты. Дайте выход своим чувствам, но не оставайтесь постоянно в состоянии переживания горя. В это время важно найти свои жизненные опоры и ресурсы, из которых находить силы. Время лечит и не бывает мгновенного избавления от горя утраты.
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Ольга! Примите мои слова поддержки, возможно, мой ответ, хоть чем-то поможет. Постараюсь кратко и по порядку.
1. Горевание (а именно так называется то, что вы сейчас переживаете) имеет несколько стадий. Эти этапы сменяют друг друга и, в конце концов, приходит осознанное принятие печали, но она уже не такая мучительная. Все эти этапы разные люди проживают по-разному, но что важно - прожить их до конца. Не нужно отслеживать процесс и как-то себя ограничивать, если хочется плакать - плачьте как только выносите, если хочется не думать об этом - отвлекайтесь и не вините себя за временное отстранение, делайте все, что придет вам в голову (ну, кроме откровенного вреда себе самой, конечно). Так, вы дадите волю всем своим чувствам, разрешите себе их, не забетонируете боль и она естественным образом трансформируется к новым обстоятельствам.
2. Чтобы облегчить перепроживание утраты, есть несколько эффективных способов помочь себе: 1) ритуалы - придумать ритуал, который почтит память мужа, принесет вам условное успокоение, может даже позволит вам точечно вспомнить хорошие моменты и погрустить без накатывающих болезненных ощущений. Сходите в кафе, в которое любили вы ходить вдвоем, или в место, где вы познакомились (подумайте сами, я таких подробностей не знаю). 2) Можете отдать его вещи в церковь, тогда вы будете знать, что его тепло теперь согревает очень многих людей. Это не больно, а скорее благостно.
3. Не торопитесь, дайте себе время. У разных людей по разному, но в среднем на благополучное проживание горя отводится в психологии до 1,5 лет. То есть через месяц становится чуть-чуть полегче, совсем немного, потом еще и еще...
4. Не слушайте высказываний от других, вернее не зацикливайтесь на них. Все эти упреки или советы только больше измучают вас, отвечайте так: "Я позволю себе прожить этот период так, как могу и умею. За сочувствие спасибо. Но на этом все".
5. Ищите поддержку понимающих вас людей. Обратитесь на форумы, там можно рассказать хоть сколько раз о своей боли и получить добрые слова в ответ. Будьте готовы к негативным или неуместным высказываниям, диванные критики обязательно вставят свои пять копеек. Не отвечайте, просто блокируйте. Дураки и в Африке дураки.
6. Часто боль можно быстрее вытеснить заботой о других. К примеру, пойдите волонтерить в приют для собак. Там вы получите безмолвного понимающего собеседника и друга, безусловную любовь, а еще все свое страдание направите в продуктивное русло, в котором больше радости, чем печали.
Берегите себя, дорогая Ольга. Не важно, сколько времени с вами был человек, если душа прикипела, то и потеря острее. Если ситуация не претерпит улучшений, можете обратиться к психологу, с ним вы сможете эффективнее и безболезненнее пройти весь этот путь. Желаю вам маленьких радостей на этом этапе и не потеряйтесь в этой печали, пожалуйста.
Нужна помощь, я на связи. КОНТАКТЫ на странице. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.