Проработка темы денег - консультация психолога

Запрос
В раннем детстве я мечтала о игрушках, которых родители мне не покупали, например кукла Барби. В семье не было денег (так я запомнила, по крайней мере). Я никогда ни о чем не просила. Мама шутила, практически дословно: “Мне прям стыдно, у всех дети как дети, истерики закатывают, на полу валяются, а моя ничего не просит”. Это фраза вызывала у меня невероятную гордость, я думала, что умнее других детей. Но в тайне мечтала о подарках, о игрушках. Всегда были рядомом дети (друзья, родственники), которым покупали игрушки лучше, более модную одежду. Я всегда-всегда хотела что-то как у кого-то. Юбку как у подруги, кроссовки и т.д.  Росла я в состоянии постоянного желания чего-то, что родители купить не могут. Семья сложная, родители очень молодые, много выпивали, выпадали на неделю раз в 1-2 мес из жизни, уходя в запой.
И вот я выросла, мне 35 лет. И вот ВСЕ мои друзья, с которыми я шла на равных в той или иной степени в плане заработка стали зарабатывать сильно больше меня (в 2-3 раза). И вот я часто вспоминаю это состояние из детства, когда я хочу как у кого-то. Неужели я намеренно создала условия в своей жизни, чтобы чувствовать вот это неудовлетворение? Как это проработать? Что за этим стоит? Как перестать завидовать этим людям?
Косинова Марина

Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Кристина
Как я поняла из описания вашего детства , то вы хотели что-то , но скрывали это от родителей . То есть как-будто если они узнали бы об этом , вы стали бы плохой и неугодной. Лучше не просить и не добиваться , так безопасно . Довольствоваться тем , что есть . Как видно, мог сформироваться сценарий поведения, с которым вы идете по жизни. Лучше понять и проанализировать, что вы действительно хотите , и что вас тормозит ? Страх чего ? Поработать с принятием себя и прежде всего распознать свои потребности . Зависть , это тоже своего рода пассивная агрессия , возможно невыраженная . И оно является фундаментом недовольства собой и своей жизнью. Но хочу вас обрадовать ! Ее можно использовать как ресурс для достижения своих целей и преодоления страха . Конечно лучше проработать в сотрудничестве с психологом. Берегите себя, если что-то хотите прояснить , я отвечу
Ваш психолог Марина Косинова 89118220152 https://vk.link/psychologdostup
Плякина Оксана
Психолог
г. Москва
Системная семейная терапия
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, у вас действительно было довольно сложное детство, которое не могло не оставить отпечаток на вашей психики. В настоящий момент у вас может появляется внутреннее чувство, что вы чего-то не достойны, потому что нельзя желать многого, и это действительно может вас тормозить. Но перед этим вам надо оценить объективные причины того, почему ваши знакомые стали зарабатывать больше вас. Оценить, что делали они и что вы. Особенно, если вы работаете в одной сфере. Оценить столько же усилий вы прилагали, как они, и у вас все равно хуже результат? Или все таки где-то были упущения?
Зачем вам избавляться от зависти? используйте ее как инструмент для достижения личных целей. посмотрите повнимательнее на объект зависти. Чему вы у него можете поучиться? Каким его качествам завидуете? Может, их можно в себе воспитать?
Так же обратите внимание на вашу самооценку. Часто зависть возникает там. где она занижена. Проработайте сами и при помощи специалиста эту область.
Ну и подумайте, действительно ли все так плохо? Не преуменьшайте ваши собственные заслуги. Может быть вы тоже большая молодец и много уже достигли. просто вам везет чуть меньше чем другим, и все идет не такими быстрыми темпами? Ну и основное - сравнивайте себя сегодняшнего только с собой вчерашним. Изменились ли вы? Что-то сделали, чтобы сдвинуться вперед к мечте? Составьте план и следуйте ему)
с уважением, ваш психолог, Оксана, тел. 8995-505-71-22, телеграмм-канал https://t.me/secretnadvoih, сайт https://oksana-psychology.ru/
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Кристина!
Вам не просто было в детстве, Вы молчали, не говорили то, что хотели бы сказать родителям "тогда". Сейчас Вы также сравниваете себя со знакомыми, как это было в детстве. В детстве Вы довольствовались тем, что есть. Сейчас также?
Где Вы работаете сейчас? Что у Вас есть сейчас? Почему Вы считаете, что именно Вы не достигли ничего? Совсем-совсем? Напишите о своих достижениях, а они ведь есть, Вам может показаться, что все так могут и это не достижения - не обесценивайте себя, не обесценивайте это. С кем конкретно Вы себя сравниваете и почему?
Насколько Вы уверены в себе? Насколько Вы принимаете себя?
Бернацкая Елена
Психолог
г. Москва
Психоаналитическая терапия
Кристина, добрый вечер! Вы правы, мы бессознательно воспроизводим во взрослой жизни те травматические ситуации, которые были у нас в детстве. Терапия может помочь проработать ваши детские переживания. Это не быстрый процесс, но если Вы настроитесь на работу и посвятите время этому процессу, то Вы увидите, как понемногу сначала Ваше внутреннее ощущение себя, а потом и мир вокруг начнут меняться. Удачи Вам! @elenabern_psy cabinet-psy.ru
elenabern@mail.ru @elenabern_psy
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, Кристина!
Вы уже получили несколько ответов, я разделяю мнение коллег. Хочу добавить, что воспоминание об этом состоянии из детства (как и переживание тех же чувств из детства, только в ситуации с личными доходами) может говорить о том, что Вы в настоящее время переживаете потребность в том, чтобы кто-то, кто будет в роли Вашего родителя, позаботился об удовлетворении Ваших материальных потребностей; а также наполнил Вас чувством нужности, чувством самоценности, чувством уникальности и любви.
Вы ждёте всего этого не от себя, а от кого-то из внешнего мира, возможно , от самой жизни, как и в детстве- ждали от родителей, ждали их активности в этом направлении.
Сейчас Вы можете бессознательно воспринимать финансовые достижения Ваших друзей, как выраженную заботу о них кого-то более значительного - судьбы, общества, Бога. В Вашем восприятии, возможно, их успех в чем-то - это показатель, что о них будто бы позаботились, их кто-то или что-то делает самоценными, удовлетворённым, значительными, уважаемыми.
На уровне сознания можно переживать зависть, соревновательность. Но воспоминания из детства указывают на работу бессознательного и подсказывают, например, что "их (ваших друзей) любят по-настоящему", "у них большая ценность, чем у меня", "у них большее значение, чем у меня", "они действительно нужны", "их действительно любят".
Вы пишете: "И вот я часто вспоминаю это состояние из детства, когда я хочу как у кого-то".
Предполагаю, что если понаблюдать за собой, то можно обнаружить, что это "как у кого-то " означает вовсе не вещь саму по себе, а вещь=выражение заботы, признания, поддержки индивидуальности со стороны родителей (общества, мира, жизни), поддержки в жизни, внимания, участия и любви.
Вы пишете: "Неужели я намеренно создала условия в своей жизни, чтобы чувствовать вот это неудовлетворение?"
На мой взгляд, эти условия пришли в Вашу настоящую жизнь вместе с Вами из Вашего прошлого. Они были всегда с Вами. Просто какое-то время, возможно, что-то отвлекало от этих условий, от этих воспоминаний и переживаний.
Вы пишете: "Как это проработать? Что за этим стоит? " Думаю, что за этим стоят Ваши отношения с родителями, за этим стоит Ваше ожидание (из детства) родительской любви, заботы, их интереса, внимания, помощи в достижениях, помощи в распознании своей индивидуальности, своей уникальности.
Т.е. это само по себе нужно - их искреннее участие в Вашей жизни, когда Вы были маленькой, т.е. сейчас, когда Вы в какой-то психологической части себя продолжаете смотреть на себя и на мир глазами себя- маленького ребенка, подростка, девушки.
Думаю, что тема денег, в данном случае, это тема нехватки любви к Вам от родителей в детстве. Денег, как известно, (так бывает в понимании многих людей) никогда не бывает много. К деньгам у всех своё отношение. Деньги выступают посредниками в отношениях людей, они позволяют людям обеспечивать свои основные потребности, они могут служить средством распределения власти в обществе, они могут быть инструментом для установления социальной иерархии: некоторые люди оценивают других людей на основе их материального статуса, а это может влиять на уровень уважения и принятия в обществе; деньгами могут поддерживать, выражать заботу или любовь; деньгами могут что-то разрушить, нанести урон, выразить свою злобу и т.д.
Т.е. за деньгами для людей могут скрываться разные их потребности и чувства. Если не видеть своих потребностей и чувств, не интересоваться ими (если родители не обучили своей любовью и заботой делать это), то люди не проявляют искреннего интереса к своим потребностям и чувствам, но проявляют искренний интерес к доходам- к деньгам.
Иногда деньги, или доходы выражаются чем-то вещественным, тогда бывает, что одному человеку становится обязательно нужным что-то ценное, что появляется у другого. Это случай, когда - пока оно не появилось у другого, оно и не нужно было. Но если человек обратится к своим истинным интересам и чувствам, то увидит, что именно ему нужно и сможет направить своё внимание в соответствующие сферы жизни.
Это могут бы сферы: руководства, власти, полномочий, управления, лидерства, организаторства, политики, армиии; может быть это сфера учебной деятельности, воспитания, развития людей; может сфера техники; сфера искусства; сфера спорта; может сфера услуг; может сфера семьи и т.д.
Конечно, иногда бывает важно сравнить себя, с кем-то сопоставить, это нужно и для жизни самооценки, и для определения себя в пространстве, времени, отношениях. Но, если подтверждение того, что "у меня получается", "я есть", "я интересна", "я нужная" и т.д. недостижимо, то любое сравнение и определение себя становится обречённым на пустоту. Человеку необходимо когда-то изначально получить эти ориентиры наивысшей любви к себе. А они принимаются от родителей. Думаю, что если поработать в психологическом смысле с "внутренними родителями" и "внутренним ребенком" -на основе памяти о детстве, пережить и решить многие вопросы в детстве, и направить своё внимание в те сферы жизни, в которых на самом деле хочется действовать, тогда создадутся новые условия жизни, в которых Вы сами ждёте от себя заботы, активности, достижений в поставленных целях. Вы перестанете оценивать свою жизнь по шкале "успешности своих знакомых", Вы сможете оценивать свою жизнь с точки зрения своих уникальных интересов, своего уникального опыта и своих уникальных переживаний.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Брагина Юлия
Психолог
г. Кемерово
Системная семейная терапия
Здравствуйте, у вас запрос на психотерапию. Вы совершенно правильно заметили, что с завистью и детскими воспоминаниями нужно что-то делать. Но я бы вас отправила на коучинг. Считаю, что работать над собой, в плане постановки цели и мотивации к заработку не менее важно. Иначе вы так и будете вспоминать несчастливое детство. А жить надо здесь и сейчас. Это сейчас вы мало зарабатываете, это сейчас у вас неудовлетворённость жизнью. Это сейчас у вас заниженная самооценка и завышенные требования к окружающим.