Панические атаки - консультация психолога

Я студент, мне 18 лет и меня начали мучать панические атаки. В один прекрасный субботний день 6 декабря я проснулся и начал собираться в техникум. Пришёл на учебу, казалось бы, всё хорошо. Но на занятиях меня начали преследовать мысли о смерти, казалось что сейчас потеряю сознание или умру. Когда приехал домой вечером (примерно в 6 часов) немного успокоился. И вдруг, когда собирался ложиться спать где-то в 22:00, то началась паника. Сердцебиение было сильнейшее, страх жуткий, уснуть не мог. В итоге уснул только в 3 часа ночи. В ближайшие дни до этого у меня сильного стресса не было. Я даже не знаю почему это случилось именно 6 декабря 2025, но такое состояние было первый раз. Я учусь на железнодорожную специальность и у меня строгие преподаватели с очень большими требованиями к учёбе. Каждый день какие-то самостоятельные работы и устные опросы у доски, «зубрëшка» пройденного материала в конспектах. Я очень скромный и поэтому каждый выход к доске для меня стресс, но в последнее время я стал более уверенным. Могут ли быть панические атаки из-за перегрузкок, связанных с учёбой или причины в другом?
Детинкина Анна

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Егор
Здравствуйте, Егор
Да, то, что вы описываете, очень похоже на паническую атаку. Хотелось бы сразу сказать, что паническая атака не опасна для жизни, даже если ощущения кажутся пугающими и «как будто сейчас умру». Паническая атака - это резкий выброс тревоги и адреналина. Тело реагирует так, будто есть реальная угроза, хотя её нет.
Отсюда:
- сильное сердцебиение
- страх смерти или потери сознания
- напряжение
- ощущение, что «что-то не так»
Это не признак сумасшествия и не болезни сердца.
Какие могут быть причины:
1. Да, перегрузка учебой может быть как один из вариантов. Очень часто паническая атака возникает не в пик стресса, а когда человек долго держался, старался, терпел - и ресурс просто заканчивается. Тело как бы говорит: «Мне слишком много».
2. Панические атаки происходят тогда, когда организм истощен - физиологически, психологически или эмоционально. И это самый главный сигнал.
Что делать: 1. Укреплять организм - сон, отдых, положительные эмоции. 2. Не пугать себя диагнозами. Панические атаки - обратимое состояние. 3. Научиться справляться с панической атакой в моменте - техники заземления, дыхания и т.д. ( погуглите).
С уважением, Детинкина Анна. Записаться ко мне на консультацию: ТГ @dapsyholog, +79951545224
Черная Елена
Психолог
г. Южно-Сахалинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Егор
Здравствуйте, Егор. Спасибо, что поделились своей историей. То, что вы описали, действительно очень похоже на паническую атаку, и звучит это крайне тяжело. Прежде всего, хочу вас поддержать: вы не одиноки, с такими состояниями сталкиваются многие люди, и это не признак слабости, а сигнал психики о перегрузке.
Кратко напишу о том, что, скорее всего, произошло, на мой взгляд. Что представляет собой механизм такого состояния, как паническая атака? Это резкий выброс адреналина, «ложная тревога» организма, будто есть смертельная опасность, хотя реальной угрозы нет. Сильнейшее сердцебиение, страх, мысли о смерти — это её типичные спутники и именно это и описываете. Вы озадачены тем, что могло произойти в конкретный день - именно «6 декабря». Здесь замечу, что часто первый приступ случается «на ровном месте», как гром среди ясного неба. Но это вершина айсберга. Однако сама причина кроется в хроническом стрессе, который накапливался неделями, а ваш мозг и тело просто однажды не выдержали напряжения. Вероятно, в этот день это и случилось. Даже если в ближайшие дни не было острых событий, фоновая тревога была высокой. Вы подозреваете связь с учёбой и, по-моему, небезосновательно. То, как проходит ваша учеба - жёсткие требования, ежедневные опросы, необходимость быть в постоянной готовности — это хронический стресс. Даже несмотря на рост уверенности, система могла быть перегружена. Ваша скромность и повышенная ответственность тоже являются факторами, повышающими уязвимость к тревоге.
Что важно знать, учитывая эти обстоятельства? Во-первых, это лечится и успешно корректируется. Во-вторых, сами по себе панические атаки не опасны для жизни, но сильно изматывают. В-третьих, если хотите узнать ключ к решению проблемы, то он не в том, чтобы просто снять симптомы (хотя это важно), здесь важно непременно понять механизм своей тревоги и научиться ей управлять, чтобы это не повторялось.
Как вы можете себе помочь сейчас? 1. Научиться правильно дышать в этот момент. Когда чувствуете приближение тревоги, попробуйте дыхание «на 4 счёта»: медленный вдох через нос на 1-2-3-4, задержка на 1-2-3-4, медленный выдох через рот на 1-2-3-4. Это помогает успокоить нервную систему. 2.Важно научиться нормализовывать свое состояние. Можно, например, напомните себе: «Это паническая атака, она сейчас пройдет, это просто реакция моего тела, я в безопасности». 3.Также имеет значение соблюдение режима. По возможности, уделите внимание базовым вещам — сон, регулярное питание, короткие прогулки. При хроническом стрессе ресурсы организма, безусловно, истощены.
Хочу особо подчеркнуть, что вы очень точно и структурно описали ситуацию, и это уже первый шаг к пониманию себя. Но чтобы разобраться в корнях этой тревоги, научиться справляться с приступами и, что важно, не допустить их закрепления и повторения, оптимально обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист (особенно работающий в методе КПТ — когнитивно-поведенческой терапии, который наиболее эффективен при панике) поможет вам: 1.Разобраться в индивидуальных триггерах вашей тревоги. 2.Освоить техники управления паникой в моменте. 3.Проработать глубинные установки, связанные со стрессом от учебы и оценками. 4.Снизить общий уровень тревожности.
То, что произошло 6 декабря — это важный сигнал, который стоит проработать. Инвестиция времени в работу с этим состоянием сейчас может сделать вашу дальнейшую учебу и жизнь намного более комфортной и подконтрольной вам. Вы точно не одни с этой проблемой, и помощь возможна.
С уважением, Елена Черная, психолог-консультант: https://psyh.info/users/chernaya_ev
Богатырев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Егор, когда в 18 лет, без видимой причины, вдруг накрывает такая паника, что сердце выпрыгивает и страшно умереть – это очень сильно пугает. Вы пишете про учёбу, про постоянные стрессы у доски, про высокие требования. Да, такая нагрузка вполне может стать последней каплей и вызвать паническую атаку. Ваш организм как будто сказал «стоп, больше не могу». То, что это случилось впервые, не значит, что теперь будет всегда, но важно, что вы уже связываете это с перегрузками – значит, вы ищете причину.
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.