Как помочь маме? Ей 72 года. - консультация психолога

Добрый день. Моей маме 72 года. Ранее это была веселая, энергичная женщина. Деятельная. Подвижная. Работала до декабря 2020 года. Потом она решила, что достаточно потрудилась и осела дома. Я ее поддержала, тем более, что у нас сейчас такая сложная ситуация в связи с COVIDOM. Но с этого периода начались проблемы с психическим здоровьем: то ей казалось, что кто-то ползает в голове, она похудела на 10 кг, плохой был сон. некоторое время не могла заснуть вообще, сейчас плохой аппетит, проблемы со стулом, ее подтряхивает,  трясутся руки. И вся она какая-то жалкая и несчастная. Дом называет тюрьмой. Ходить ей сложно, она боится упасть.
С декабря прошла обследования у  различных врачей: онколога, эндокринолога, терапевта, гинеколога,  хирурга-нейролога.  Сдавали разноообразные анализы. Даже томограмму. Все хорошо. Результаты в норме. Если есть какие-то отклонения - они незначительны, не критичны. Вывод:  в целом  здорова.
Но мама находит у себя различные заболевания. То ноги не ходят. То сна нет. Теперь: нет аппетита, запоры.  Жалуется на слабость. Продолжает терять вес. Наблюдаемся у психиатра. Проходит курс лечения.  Пьет разнообразные лекарства. Происходит определенное улучшение: уже никто не ползает, уже спит. Но с таблетками. Принимает амитриптилин. Не снотворное. Но главное: страх в глазах остался. Периодически появляются новые "болезни" и болезненные симптомы. Она боится жить. При этом мы ее поддерживаем: и материально, коммуналка, продукты.  Главная проблема: не могу много уделять ей времени. Но общаемся каждый день, утром, вечером. Наши дома в одном дворе.  Рассказываю новости, даю советы. Все время говорю, что это особенности возраста.
Я понимаю, что маме нужно внимание. Наша поддержка. Мы ей это даем в меру наших возможностей. Но в объеме целого дня не могу.  Советую общаться с подругами, ездить в гости или приглашать к себе. Она говорить, что слабость ей мешает, не доберется.  И все время страх. Такое чувство, что сейчас сорвется в крик и заплачет,  закричит; "Спасите меня!". Такое уже было, а потом оказалось, что никаких болезней нет. Я уже не знаю что делать, устала от того, что нет улучшения. Понимаю. что это, возможно, соматические проявления. Мама пытается обратить на себя внимание. Очень жалею. что нет возможности пригласить ее в какой-нибудь возрастное объединение по интересам.  У нее нет занятия для души, хобби. Раньше шила - теперь слабое зрение. Даже читать не может.  Возможно, вы сможете дать какие-то рекомендации?
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Ирина! Не упускайте время, Вашей маме необходима помощь врача-психиатра, возможно, коррекция лечения или лечение в условиях больницы!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Еныгин Дмитрий
Психолог
г. Москва
Системная семейная терапия
Ответ для: Ирина
Ирина, здравствуйте! Спасибо, что решили обратиться за помощью, а не варитесь в этом всем сами.
Первое - Вы очень хорошая дочь, это видно по теме, которую Вы выбрали для вопрос в заглавии. И это нужно принято и поблагодарить себя за это.
Дальше. У нас как у детей всегда есть внутренняя тенденция спасти своих родителей. И у Вас это четко прослеживается
Цитата: Такое чувство, что сейчас сорвется в крик и заплачет, закричит; "Спасите меня!"
Но здесь важный момент - если мы начнем спасать своих родителей вместо того, чтобы жить свою жизнь - мы отвернемся от СВОЕЙ жизни и потеряем ее. Это один из важнейших законов. Как дочь Вы делаете все совершенно правильно, Вы не можете уделить маме все дни и всю свою жизнь, как и не можете ее спасти. Но Вы рядом, Вы по силам помогаете и поддерживаете и как дочь Вы исполняете свою роль совершенно правильно.
Вы не можете помочь маме, пока она сама в этом, Вы можете просто быть рядом и, если наступит момент, что мама захочет пойти к психологу, вот тогда ей и помогут. Не исключаю необходимости фармакологических препаратов, которые назначает врач-психиатр, хорошо бы и с ним проконсультироваться.
Вы не можете, Вы уже все сделали правильно - прошли с ней обследование и выяснили, что она здорова. Ее просто оделевают страхи, возможно потому что сейчас у нее нет работы и ушел экзистенциальный смысл, ушла опора, на которую ее психика опиралась. Это хорошо устраняется у психолога.
А Вы можете по-прежнему быть просто рядом в меру своих возможностей.
Удачи! У Вас все обязательно получится! С Уважением, Дмитрий
Сак Юлия
Психолог
г. Минск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Ирина
Здравствуйте, Ирина. Старость - это такой возраст, когда приходит осознание, что нет того старшего другого, который поддержит, успокоит. От этого некоторые старики могут регрессировать до младенцев. Окружающие иногда укрепляют такую позицию стариков тем, что начинают играть роль того старшего другого. Если у вашей мамы интеллект в норме она сама может решить вопросы с психолого, занятиями по интересам, с досугом. От вас требуется не поддаваться паническому страху матери, не перенимать чувство ответственности за ее жизнь. Вспомните, как Вы сами справляетесь с ощущением своей беспомощности и брошенности - это чувства, которые могут появиться у каждого человека в определенных жизненных обстоятельствах. Я бы рекомендовала вам укрепить себя, свое эмоциональное состояние, что бы быть духовной поддержкой маме тогда, когда это необходимо. Я рекомендую Вам встретиться со своей личной старостью, познакомиться с ней, изучить ее и, конечно, в присутствии психолога. Для этого могу предложить Вам свои услуги. Юлия Сак (аналитический психолог)
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Ирина
Ирина, здравствуйте! Ваша мама наблюдается у психиатра и как Вы заметили . таблетки дают некоторый результат. Сон улучшился общее состояние тоже. Но сама причина ее состояния , не ушла, а Вы вено заметили, это страх жить и страх остаться одной , без внимания. Вы заподозрили, что у ее состояния есть выгода, так она держит своих близких рядом, так о ней больше заботятся и беспокоятся.
Ирина, к сожалению, такую сильную выгоду от болезни маме будет очень трудно победить, чаще всего , пожилые люди не отказываются от таких выгод. Главное, помните, что Вы делаете все что можете, Вы со своей стороны даете столько поддержки, сколько возможно. Ваша помощь сейчас может заключаться в элементарной заботе и внимании, то что Вы и делаете, а также в заботе о себе и своей семье, ведь если Вы забудете о себе и Вам станет плохо, то маме уже никто не поможет, верно?
берегите себя и свою семью. Уверен, что Вы движетесь в правильном направлении и все у Вас получится.
С уважением, Елена
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Здравствуйте, Ирина! Я думаю, что Вы ищете способ психологически поддержать маму. Ей действительно сложно привыкнуть к такому новому образу жизни: теперь она без работы, без прежних привычных занятий (из-за зрения), и в возрасте 72 лет.
Всё изменилось вокруг неё и в её жизни. Её прежние способы поддерживать отношения ей не подходят, а новые способы- подходящие для неё самой, она ещё не нашла. И ей очень страшно. Можно помочь ей адаптироваться к этой новой жизни, например, для начала, можно читать ей книгу (в свободные минуты) Юлии Вознесенской "Жила была старушка в зелёных башмаках". Из этой книги:"В семьдесят пятый день рождения, под самое утро Агнии Львовне Пчелинцевой был ниспослан чудесный сон"...
Люди, достигнув старости, бывают не готовы к ней. Кто-то из них всегда по какой-то причине боялся старости, хотя не подавал виду или даже сам себе не сознавался в этом. Поэтому закрывался от информации о ней, о способах жизни в этом возрастном периоде. И не отождествился с кем-то из тех, кто уже там- в возрасте 70-80 лет, не отметил какие-то интересные для себя моменты и занятия, какие-то смыслы, свойственные этому жизненному периоду.
А смыслов много- это и жизненные смыслы, и духовные. Но бывает, что по каким-то причинам люди боятся подойти к этим вопросам, созревающим в них самих. Для многих пожилых людей, оказавшихся в подобной ситуации, выходом становится чтение книг на темы, которые проливают свет на темные, пугающие стороны жизни, дают нужную информацию (положительного, жизнеутверждающего характера), объяснения. Нужно только начать обращаться к этим книгам. Например, жизнеутверждающую информацию о том, как 70-летние женщины живут в большом городе сегодня, как они что-то переживают, какие решения находят, чем живут. Через чтение можно присоединиться к ним, стать их частью и жить вместе с ними. И научиться таким образом новым способам жить, обрести новые смыслы, развить новые интересы. Появится ощущение понимания и уверенности, страх отступит.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Каширина Надежда
Психолог
г. Москва
Процессуальная психотерапия
Ответ для: Ирина
Добрый день!
Когда близким плохо, мы всегда стремимся им помочь. ЗдОрово, что ваша мама находится под наблюдением специалиста и есть положительная динамика. Но также, предположу, что в связи со сложившейся ситуацией мама решила (осознанно или нет значения не играет) выбрать для себя определенное поведение, чтобы держать вас рядышком и не встречаться с внутренним одиночеством и чувством брошенности и ненужности. Это и понятно, в ее возрасте такие процессы сложно даются, потому что фокус ее внимания лежит на вас и ваших действиях, а не на ней самой.
Я бы хотела вам предложить попробовать привнести в мамину жизнь чуть больше фокуса на ней. Это может быть какой-то вид деятельности, который ей нравится или нравился раньше. Классно будет, если это будет какое-то творчество. Может быть вашей маме нравится или нравилось рисовать или раскрашивать, или еще что-то?