Боязнь людей, социофобия - консультация психолога

Я боюсь общаться с людьми, боюсь выходить на улицу один даже просто из подъезда, если мне навстречу идет какая-то небольшая компания сердце начинает биться чаще, становится страшно. Всегда кажется, что абсолютно все люди обо мне как-то плохо думают, хотя на самом деле это не так. И хоть я и понимаю, что это абсолютно иррациональный страх, все равно ничего не могу с этим сделать. Я хочу перестать быть таким, скоро нужно поступать в университет, а я боюсь и не знаю что делать.
Иван Курышкин

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Влад
Здравствуйте Влад. Боязнь людей хорошо поддается корректировки с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Если есть сложности с выходом на улицу, сейчас много возможностей работать онлайн. А ваши переживания, что скоро поступать в институт, только усиливают беспокойство. Поэтому начните с малого, не нужно перекраивать всю жизнь целиком. Попробуйте с мелких шагов, сначала откройте дверь в квартире и закройте ее. Завтра откройте дверь и попробуйте дойти до лифта и снова вернитесь в квартиру. И так далее, каждый день делайте чуточку больше чем вчера. Тоже самое попробуйте сделать с общением: начните с малых шагов: например, общение онлайн. И ежедневно расширяйте действия. Если есть возможность обратитесь за помощью к специалисту, с ним сделать это будет легче.
Александр Ярошенко
Психолог
г. Хабаровск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Влад. Я вас понимаю.
Наше поведение и состояние, определяют автоматические мысли, которые в свою очередь идут от глубинных (часто не доступных сознанию глубинных убеждений)
Вы пишете что я думаю, что все думают обо мне плохо, это похоже на автоматическую мысль, которая запускает негативную эмоцию, например, если люди думают о мне плохо, мне тревожно, может быть стыдно, страшно, соответсвенно дальше запускаются физиологические реакции, например тревога сопровождается, учащением пульса, повышенными потоотделением, дальше идёт поведение, остаться дома, никуда не ходить.
Рискну предположить, что в тот момент когда вы на улице чувствуете тревогу, когда на встречу кто то идёт. У вас учащается пульс, как я писал, это свойственно для тревоги, вы чувствуете много соматических (телесных ) проявлений, вам уже становиться страшно, что с вами что не так, или что с вами что то случиться, это усиливает ещё больше тревогу?
Поработать можно, с автоматическими милями, которые запускают эмоцию потом физиологические реакции, потом поведение.
В момент когда вы чувствуете негативные эмоции, попробуйте, в этот момент записать о чем вы думаете в этот момент, потом можно, проанализировать эти мысли, насколько они соответствуют действительности.
Также метод экспозиции, который описал мой коллега.
Вообщем если это трудно сделать самому, лучше обратиться к психологу, вместе попробовать пройти этот путь. Удачи вам.
Кто ищет, тот всегда найдет, в том числе и себя! А я тебе в этом помогу ☝️ Магистр психологии, психолог консультант. А.В. Ярошенко
Сизова Анна
Психолог
г. Москва
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Влад
Здравствуйте, Влад! Правильно ли я понимаю, что страх этот появился не так давно, ведь вы как-то закончили обучение в школе/колледже, так сказать, первой ступени необходимой для дальнейшего поступления в вуз) как давно вы испытываете страх выходя из дома? Как вам кажется после какой ситуации/события он появился?
«Всегда кажется, что абсолютно все люди обо мне как-то плохо думают,...». здесь я бы предложила поисследовать как раз те мысли которые у вас возникают в голове, когда вы думаете за других. как звучит этот голос, что говорит, какие фразочки использует? И на кого этот голос похож из реальной жизни? Кому на самом деле этот голос принадлежит? (здесь будет полезна работа с психологом, ведь кому бы этот голос не принадлежал, вы к нему прислушиваетесь и принимаете его мнение. Он влияет на ваше восприятие себя и для изменений понадобится время).
Хочется уточнить есть ли у вас поддержка со стороны близких и друзей? Если произошла какая-то ситуация, вызвавшая страх, можно привлечь друзей как поддержку на данном этапе)
«скоро нужно поступать в университет, а я боюсь и не знаю, что делать». Влад, подскажите пожалуйста, вы уже выбрали направление/специальность? Факультет? Вуз? Это первичный минимум действий) если это снизит уровень напряжения от необходимости посещать занятия очно, есть иные форматы обучения) однако, я бы рекомендовала найти причины и по возможности решить вопрос с выходом из дома, ведь снаружи остаются не только учеба, друзья, отношения, но весомая часть удовольствий от жизни.
Рекомендую найти специалиста для работы над запросом, правда если вам еще нет 18 психолог может работать с письменного согласия ваших родителей/опекунов/законных представителей. Есть варианты с бесплатной помощью если в этом есть необходимость напишите, подскажу куда обратиться)
Влад
Пользователь
Ответ для: Сизова Анна
Да, к сожалению, нет возможности обратиться к специалисту и поработать с ним. Я был бы безумно благодарен, если бы вы подсказали, где можно сделать это бесплатно)
Влад
Пользователь
Ответ для: Александр Ярошенко
То есть просто нужно каждый раз, когда я попадаю в стрессовую ситуацию, мне нужно все тщательно анализировать. А что делать после того как проанализировал?
Влад
Пользователь
Ответ для: Иван Курышкин
Я вас услышал, Иван, спасибо большое, но пока нет возможности обратиться к специалисту, нужно пробовать самому. А какой специалист вообще нужен, то есть психолог, психотерапевт или может даже психиатр?
Александр Ярошенко
Психолог
г. Хабаровск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Влад
На вашем примере.
Чувствуете тревогу, Заживайте себе главный вопрос: о чем я сейчас думаю или подумал?
Допустим вы подумали, люди думают обо мне плохо, или думают что я не лепый или смешной.
Дальше насколько это соответствует действительности.
Возьмите бумагу разделите лист на пополам. На одной стороне напишите люди считают меня плохим, найдите этому доказательства сколько сможете. На другой половине листа доказательства противоположные как можно больше, доказательства тому что вы не плохой. Сравните сколько за сколько против.
И так далее
Сизова Анна
Психолог
г. Москва
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Влад
Понимаю, да для работы бесплатно есть несколько вариантов. Тут зависит от города в котором вы живёте. Если это Москва, и есть прописка, то тут проще, можно обратиться в мсппн Московская служба психологической помощи населению. У каждого гражданина РФ с пропиской есть кажется 10 бесплатных встреч, но я могу ошибаться в количестве) если это не мск, то можно найти гос учреждение поддержки семьи и детства, там работают психологи и у них крайне низкие цены,типа рублей 500 за встречу. Можно найти псих фак и связаться с пкдагогами, спросить кого порекомендую из студентов для начала их практики и помощи вам. Здесь есть нюанс, студенты - только начинающие свой проф путь, это важно понимать, но зато бесплатно) если будет возможность по минимуму оплаты, можно попросить кого-то из опытных, иногда устраивают акции и волонтерят, часто в инсте это делают. На каких-то спец условиях. В любом городе можно найти специалиста) успехов вам!
Иван Курышкин
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Влад
Найдите в вашем городе фонд помощи или социальную службу, все специалисты там бесплатные. В своем городе я мог бы посоветовать, но в вашем нужно поискать в интернете. Оптимально с таким запросом найти психолога в когнитивно-поведенческом подходе.