проблемы с самооценкой и травма - консультация психолога

Здравствуйте.
В подростковом возрасте я была свидетелем насилия дома. Сейчас некоторые ситуации могут вызывать у меня сильные эмоции: хочется плакать, долго прокручиваю мысли в голове.
Еще мне трудно общаться с людьми. В институте я мало общаюсь с группой, чувствую себя закрытой и стеснительной. У меня не очень хорошая самооценка.
Кроме того, я тяжело пережила то, что не поступила на желаемую специальность, и после этого столкнулась с кризисом самоопределения. Может я просто не хочу общаться с неинтересными мне людьми.
Иногда мне кажется, что у меня могут быть особенности, связанные с аутизмом, но я не знаю, насколько это реалистичное предположение.
Мне хотелось бы спросить: как понять, что из моих трудностей может быть связано с последствиями пережитого опыта, а что может быть особенностями личности или чем-то ещё?
Панкратов Максим

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день. Чтобы понять, какие из ваших трудностей связаны с пережитым опытом, а какие могут быть особенностями личности или другими факторами, важно учитывать несколько аспектов. Пережитое в подростковом возрасте свидетельство насилия может оказывать долгосрочное влияние на психологическое состояние, но не все текущие сложности обязательно связаны только с этим опытом.
Некоторые трудности могут быть связаны не только с травмой, но и с индивидуальными чертами или другими обстоятельствами. Предположения о возможных особенностях, связанных с аутизмом, требуют профессиональной оценки. Сам по себе опыт насилия не вызывает аутизм, но может усиливать или маскировать уже существующие особенности. Определить наличие аутизма может только специалист (психиатр или психотерапевт) после детального обследования.Не стоит заниматься самодиагностикой - это может привести к неправильным выводам и отсрочке необходимой помощи. Тут нужно разбираться. Если понадобится психологическая помощь, обращайтесь. Я в ВК - vk.com/maksim.pankratov.
КПТ психолог
Жицкая Тамара
Психолог
г. Краснодар
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте,
То, что вы описываете, очень похоже на последствия длительного стресса и травмы, которую вы пережили в подростковом возрасте. Свидетельство насилия порой даже тяжелее, чем прямое участие. Сильные эмоции, прокручивание мыслей, закрытость — это не странности характера, а естественная реакция нервной системы на ненормальные обстоятельства.
Общение и самооценка Когда в детстве было небезопасно, мозг научился защищаться: не открываться, не доверять, быть незаметным. И теперь эта привычка срабатывает в институте, даже когда прямой угрозы нет. Это не «вы такая по природе», это адаптация, которая когда-то помогала выжить.
Аутизм Внешне сложности в общении и застревание на мыслях могут совпадать. Отличие в том, что при травме у вас раньше, до подросткового возраста, этих сложностей могло не быть или они были намного мягче. А при РАС они видны с раннего детства. Поэтому ваш вопрос разумный, но ставить себе диагноз самому не стоит. Сначала важно поработать с травмой, а уже потом смотреть, что останется фоновым.
Кризис самоопределения и непоступление - свежая рана, которая наложилась на старую. Когда внутри и так хрупкая опора на себя, любая неудача воспринимается как катастрофа и подтверждение «я ни на что не гожусь». Но это неправда. Вы просто устали и истощены многолетним напряжением.
Может я просто не хочу общаться с неинтересными мне людьми.
Про неинтересных людей вы абсолютно правы. Общаться с теми, кто вам не близок, вы не обязаны. Это не симптом, а здоровое право. Проблема только в том, что из-за травмы круг интересных может слишком сузиться, или вы можете отвергать людей раньше, чем они успеют стать близкими.
Если вы не в терапии, то попробуйте вести дневник. Записывайте, когда накатывают эмоции. Не анализировать, а просто фиксировать. Это снижает накал.
Вы не сломаны. У вас есть опыт, который вы пережили не по своему выбору и сейчас вы пытаетесь понять как с ним жить.
Если нужна помощь - обращайтесь, буду рада помочь! Психолог Тамара Жицкая. Консультации и терапия онлайн Telegram @Zhitskins
Богатырев Роман
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Спасибо, что решились написать. То, что вы пережили в детстве, и то, с чем сталкиваетесь сейчас, звучит очень тяжело. Вы молодец, что ищете понимания.
Чтобы лучше разобраться в ситуации, важно лучше представить вашу ситуацию, отвечая на такие вопросы:
1)) Когда вы говорите, что некоторые ситуации вызывают сильные эмоции – что это за ситуации? Чем они похожи на то, что было в детстве?
2)) Вы упомянули, что трудно общаться. Сейчас, когда вы пишете этот текст на форуме, вам легче, чем при живом разговоре? Или тоже тяжело?
3)) Про кризис после непоступления на желаемую специальность – это было давно? Если оглянуться сейчас, та специальность всё ещё кажется вашей мечтой или уже нет?
4)) Мысли об аутизме приходят вам в голову сами или кто-то из близких говорил вам об этом?
5)) Если бы вы могли одним словом назвать своё главное чувство прямо сейчас – что бы это было? Стыд, страх, злость, пустота или что-то другое?
Нужна помощь? Консультирую Онлайн, Telegram, MAX +79855887899, обращайтесь, буду рад помочь! Просто напишите, и мы назначим удобное время для консультации! С уважением, психолог Богатырев Роман Сергеевич.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Перинатальная психология
Ответ для: Кит
Здравствуйте! Все этл нужно детально разбирать. Безусловно, пережитое от увиденного могло сильно повлиять на вас, создать триггеры, такие вот болевые точки, на которые легко нажать случайно увидев или услышав что-то,что похоже на ьу ситуацию, даже пусть очень отдаленное. Нужно разбираться с этой травмой во-первых. А во-вторых разобрать отношения с одногруппниками. Реально ли вы изгой? Реально ли имеются в группе люди,с которыми вам могло бы быть интересно? Может, там не а кем особенно то и общаться. В процессе беседы всё это можно выяснить, выявить, понять,с чем работать и какие методы использовать.
Я стараюсь отвечать так, чтобы мой ответ был полезен Вам и навел вас на новые мысли. Буду благодарна за отзыв в моем профиле. Можете написать мне на почту все свои вопросы: E-mail: savina.moscow@gmail.com. Также можете написать в телеграм или в WhatsApp, контактные данные у меня на страничке. С уважением, Анна Михайловна Савина
Кит
Пользователь
Ответ для: Богатырев Роман
1. я все еще живу в том же доме и взаимодействую с теми же людьми. прошло не много времени. реагирую на крики, запахи, слова.. по разному бывает. 2. легче рассказать словами 3. я все еще учусь, 1 курс, все еще обидно что вышло так 4. говорили несколько друзей, сначала отрицала совсем, а потом прошла тестирование онлайн. теперь совсем в себе запуталась 5. я думаю сейчас это фрустрация
Кит
Пользователь
Ответ для: Жицкая Тамара
Спасибо! Мне действительно сложно сближаться с людьми, я не всегда понимаю интересна ли я другим, стоит ли это того