Страх, что опять не смогу уснуть - консультация психолога

Здравствуйте! В одну из ночей не сразу смогла уснуть, уснула только к 5 утра. Не придала этому значения. В следующую ночь тоже долго не могла уснуть до 3 ночи. И все, со следующей ночи я была уже уверена, что не смогу нормально спать. Начала боятся ночи, темного времени суток, как только начинает темнеть начинается дрожь внутри и страх, что опять буду не спать, а все вокруг меня спят, сопят. А я не могу и все. Теперь этот страх закрепился и не могу ночью расслабиться и отпустить свои мысли, потому не засыпаю. Была у невролога, выписали фенибут и атаракс, но что то пока никак они не срабатывают. Подскажите пожалуйста, что мне делать? Я уже устала от этого очень.
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Анастасия!
Что в Вашей жизни происходит? Как давно это все произошло?
"В одну из ночей не сразу смогла уснуть, уснула только к 5 утра."
А что происходило в тот момент? О чем Вы думали, переживали?
Как сейчас проблемы со сном? Во сколько засыпаете сейчас? Как проходит Ваш повседневный день?
Анастасия
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Думала, что вот уже и 5 утра, а я до сих пор не могу уснуть. Сейчас со сном можно сказать ничего не изменилось, на препаратах назначенных неврологом начала более менее спать, но сейчас опять все тоже самое. Страх, что не усну, а надо. Ночью постоянно в ожидании что вот вот засну, но нет. Засыпаю когда как, бывает в 2 ночи, но через пару часов проснусь и ни в одном глазу сна нет. А бывает засну к 5 утра, в 8 утра опять проснусь и все. В жизни абсолютно ничего не происходит, все как у всех ребенок в школу, муж на работу, а я дома одна остаюсь. Началось пару недель назад, до этого никогда проблем со сном было. А сейчас я постоянно пытаюсь себя контролировать, что надо уснуть, надо уснуть. Зациклилась. Но как выйти из этого состояния не знаю.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Анастасия!
Из вашего сообщения следует, что эта проблема со сном у вас началась относительно недавно. Были ли у вас какие-либо тревожащие состояния, которые могли бы спровоцировать подобные ночные бдения? Обычно таким проблемам со сном предшествуют разные страхи, неуверенность в своём поведении, беспокойство за своё поведение, угрозы со стороны других лиц и другие стрессовые ситуации.
Сколько вам лет? Как вы себя чувствуете после таких ночей? Накапливается ли у вас усталость? Какие мысли вас беспокоят при этой бессоннице?
Есть относительно простой способ избавиться от подобного состояния. Надо решить для себя, что вы, две, или три ночи вообще не будете спать для того, чтобы вызвать потом это желание выспаться. Это должно быть осознанное решение, вообще не смыкать глаз в течение этого времени. Найдите для себя какое-то занятие на этот ночной тренинг и проведите его с пользой для себя. Таким образом вы сможете убрать этот неконтролируемый вами страх бессонницы и вернете себе уверенность в вашей способности управлять своим физическим состоянием.
Анастасия
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
Нет, никогда не было ничего тревожащего. Я наоборот всегда любила ночное время суток, потому что спокойно могла когда все спят почитать и затем спокойно уснуть. А сейчас меня этого лишили. Сейчас все тоже самое читаю, а уснуть не могу, у меня как навязчивая идея заснуть как обычно, но не выходит. Из за этого вся в напряжении. Мне 34 года. После таких ночей я весь день разбитая, голова болит и думаю о предстоящей ночи, что опять буду мучаться с бессонницей, из за этого расстраиваюсь, плачу и зацикливаюсь на этом ещё больше, головой понимаю, что это глупо и что надо гнать эти мысли, но не выходит
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Анастасия
Если нет физиологических причин, то проблема психологическая. Вы зацикливаетесь на какой-то тревожной проблеме, начинаете думать о том, как Вы не можете уснуть. А днем все нормально и хорошо, Вы отвлечены днем от проблемы. К вечеру начинаются мысли: "В одну из ночей не сразу смогла уснуть, уснула только к 5 утра. Не придала этому значения. В следующую ночь тоже долго не могла уснуть до 3 ночи. И все, со следующей ночи я была уже уверена, что не смогу нормально спать.". На Ваше состояние могло повлиять много факторов, возможно, поругались с мужем, либо проблемы с друзьями, на работе или наоборот сложные поиски работы, проблемы с родителями и т.д. Важно понимать, что происходит в Вашей жизни, проанализировать личные переживания.
Попробуйте следующие рекомендации:
1. Важно ложиться спать, только при ощущение сонливости.
2. Если не получается заснуть в течение 15—20 минут, сделайте перерыв, не переключайте свое внимание к телефону или к еде.
3. Дневного сна у Вас не должно быть.
4. Составьте распорядок дня, четко соблюдайте во сколько ложитесь и во сколько встаете.
5. Делайте зарядку, займитесь физическими упражнениями.
6. Ваша кровать предназначена, только для сна, не лежите на ней без необходимости.
7. При засыпании не должно быть шумно, светло - позаботьтесь об этом.
8. Перед засыпанием минимизируйте умственную и физическую активность. Не читайте книги, не смотрите фильмы, т.к. Вы этим самым начинаете думать о том, что прочитали, посмотрели.
9. Пьете ли Вы травяной чай? Нет ли противопоказаний? Чай травяной помогает перед сном.
Также необходимо все же разобраться в проблемах, понять, что происходит у Вас в жизни, для этого, Вы можете проанализировать и написать здесь свой ответ, либо обратиться к психологу или психотерапевту и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
А чем вы заняты днём? Вы работаете, или домохозяйка? Тот режим, в котором вы заняты днём очень сильно влияет на вашу потребность во сне ночью. Если вы не сильно перетруждаетесь в рабочее время, то ваша потребность в сне может заметно снижаться. Вы пишете, что всегда «любили ночное время суток», это возможно сыграло с вами злую шутку и ваш организм «перепутал» ночь с дневным времяпрепровождением. Такое иногда бывает. Вам не следует сильно расстраиваться по этому поводу, а вернуть свой распорядок дня в обычные рамки. Вам также сможет помочь чёткое время пробуждения. К примеру, в 6 часов утра. Вы должны приучить себя вставать всегда в 6 утра, независимо от того, во сколько вы заснули. Таким образом, если вы не будете спать днём, и ложиться до полуночи, то ваш организм сможет постепенно перестроить свой график. Кстати, выработка мелатонина лучше всего происходит как раз в первую половину ночи, что важно для поддержания всего организма в соответствующем тонусе.
Анастасия
Пользователь
Ответ для: Тяпкин Иван
Да, я домохозяйка. Но дело в том, что я домохозяйка уже больше 7 лет и я всегда любила спать и никогда с этим проблем не было. А тут просто как ночь наступает, то все у меня сразу страх, что вот опять я не усну, опять буду ворочаться, когда все спят. И бывает начинаю проваливаться в сон и тут же выдергивает оттуда, и в голове сразу мысль, что вот я засыпаю наконец. Как изгнать все мысли из головы и расслабиться не знаю. Не получается совсем. Слишком сильно начала контролировать этот процесс засыпания и сна, а как от этого избавиться не знаю совсем теперь.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Анастасия
Анастасия, а вы замужем?
Молодцова Светлана
Психотерапевт
г. Москва
Гештальт-терапия
Добрый день, Анастасия. Вы пишете про изменения в способности самостоятельно заснуть. Были ли другие изменения в Вашей жизни до бессонной ночи? Возможно Вам будет яснее то, что с Вами происходит из работы с ощущениями (боитесь, что не будете спать и что происходит в теле, напряжение где? и дрожь где?) с эмоциями что кроме страха и с мыслями (Что думаете?). Гипотеза следующая, если есть психологические причины для тревоги, то можно работать. Если психологических причин нет и все было как обычно, без неприятностей и тревог, стоит продолжать работу с психиатром. Специалисту надо подбирать препараты, на это уходит время. Эффект от лекарств я рекомендую обсуждать со специалистом, не решать самостоятельно. Психотерапевт может только помочь в снижении тревоги.
Анастасия
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Да, замужем
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Вы уже семь лет домохозяйка и за это время ваша активность по дому должна снижаться. Дети, или один ребёнок уже подрос и не требует столько заботы и внимания, когда был маленький, у вас достаточно дневного времени для того, чтобы не сильно уставать, выполняя домашнюю работу, вот ваша потребность в ночном отдыхе и снизилась. Вам мешает страх, что вы не уснёте, и этот страх как раз и мешает вам уснуть. Вам можно порекомендовать также повысить физическую нагрузку днём, чтобы вечером вы, с радостью, уставшей от тяжёлой дневной нагрузки «доползали» до кровати с мечтами о мягкой постели и сне. Попробуйте заняться спортом, пилатесом, плаванием, игрой в теннис. Таким образом вы убьёте сразу двух зайцев – повысите своё физическое здоровье и получите здоровый, полноценный сон.
Анастасия
Пользователь
Ответ для: Молодцова Светлана
Да, боюсь, что не буду спать, сильно давит на глаза и на надбровные дуги при этом, дрожит что то в шее и внутри при этом, от этого ещё сильнее тревожусь. Думаю только о том, что вот все вокруг меня спокойно спят, а я не могу и почему я не могу. Ещё по поводу препаратов, назначенных неврологом постоянно думаю (фенибут и атаракс), ведь это серьезные препараты, не хочется к ним привыкнуть, как их потом отменять безболезненно. И что они не помогают мне, зачем тогда их пить. Я головой понимаю, что все это глупости и просто такой период, но отключить сознание не могу, постоянно думаю о предстоящей ночи, что я опять останусь в ночи одна на один сама с собой и со своей бессонницей.
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Анастасия
Можете немного рассказать про мужа, может он планирует поменять работу, можете ли рассказать про отношения с родителями и родителями мужа. Есть ли дети и кто они.
Анастасия
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Замужем я уже 13 лет, у нас есть дочь, ей 9 лет. С мужем отношения вроде хорошие, он заботливый. Дочку и я и муж очень сильно любим, балуем. Проживаем мы в двушке, у дочери своя комната, а мы с мужем в зале. Я ему пытаюсь объяснить свое состояние, что у меня проблемы со сном, а от него слышу, что я выдумываю, что надо меньше думать об этом. А как не думать то, если действительно проблема есть. Он спокойно ложиться и засыпает, а я лежу в напряжении и вся в слезах тихонько, чтоб никого не разбудить, в надежде, что может все таки усну