Апатия и постоянные беспокойства о будущем - консультация психолога

Добрый день! Я даже не знаю, как правильно сформулировать свою проблему, т.к. она затрагивает многие стороны моей жизни. Но на данном этапе больше всего беспокоит будущее и постоянные переживания на этот счет. Извините, дальше будет много текста.
Мне 25, высшего образования я не получила в свое время. Мои родители развелись когда мне было 8 лет. После этого моя мама ушла в себя и я росла одна, без ее внимания. Конечно, она кормила меня, но жили мы бедно, даже слишком. Мы часто переезжали, пока не осели в одном пригороде с соседом-алкоголиком в коммуналке. Мне было 11, когда мы переехали. Я его считаю источником моих психологических проблем (если не всех, то большая часть точно), т.к. жизнь с ним превратились в постоянные беспокойства о сохранности не только личных вещей, но и жизни в целом. Мама из-за него даже однажды влезла в большие долги, чтобы мы могли хотя бы 2 года пожить отдельно в съемной квартире. Но в итоге все равно вернулись обратно.
В школе я была белой вороной с самого начала. С первого класса меня унижала и оскорбляла собственная классная руководительница по неизвестным мне причинам. Из-за нее и проблем с одноклассниками я не горела желанием учиться. Всю школьную жизнь у меня были пробелы в знаниях, причем порой существенные. А неуспеваемость становилась причиной агрессии в каждой новой школе. Нигде я не находила себе места.
Все это привело к тому, что я едва закончила 11 класс с не до конца вылеченным сотрясением. Физически мне было тяжело учиться, и я отложила поступление в вуз на год. Но в течение года мой сосед устраивал разные случаи (то вламывался ко мне в комнату, то устраивал пьянки, то еще что-то), которые вводили меня в апатию и я не горела желанием готовиться к ЕГЭ. Год я опять пропустила, надеялась поступить уже на 2 год после школы. Но потом поняла, что ничего могу сделать в одиночку и пошла работать, чтобы заработать на курсы.
На работе я застряла в итоге на 3 года. За эти 3 года я помогла маме вернуться в медицину и получить хорошую работу с достойной зарплатой. Но сама я так и не получила никакого диплома, хотя всегда хотела побыть студентом. Во время работы я пересмотрела свои качества, умения и цели в жизни. Решила снова попытаться поступить, но теперь на другую специальность.
Мои родители помогли мне с подготовкой, выложили огромные суммы на подготовительные курсы и на репетитора. Но поступление меня очень сильно выматывает. Я боюсь снова подвести моих близких, которые помогли мне. Хотя до этого они даже не пытались взять на себя ответственность за мое психологическое состояние в детстве. Мама с папой (особенно папа) постоянно упрекали меня в том, что я сама виновата в случившемся. Но тем не менее, они помогли мне с деньгами, жильем и едой.
На меня очень сильно давит то, что у моих родителей, тети, бабушки с дедушкой есть достойное высшее образование, собственные квартиры. Да и сами они люди умные, образованные, интеллигентные, добропорядочные. Но никто из них не пришел мне на помощь, когда я с мамой погибала в гадюшнике с соседом-алкоголиком. Да и вообще я для них словно чужая. А еще ленивый человек, который не хотел учиться (я не выдумываю, мне так и говорили прямо).
И вот теперь, чем ближе экзамены, тем сильнее становится моя истерика. Я боюсь, что все равно придется учиться платно и влезать в еще большие долги. Что я вернусь в конце концов к алкоголику в квартиру (сейчас мы с мамой живем у моего друга). Что с мамой может что-то случиться и я останусь одна: без диплома и каких-либо надежд на лучшее будущее.
Я работала там, где образование не нужно. И мне совершенно не понравилось общество, которое там было: скрытые алкоголики, алчные и отсталые (я не хочу обобщать, все же попадались более-менее достойные люди, но таких по пальцам можно сосчитать) люди, которых не заботит ничего, кроме пятницы и предстоящей выпивки и шашлыков. Где на тебя будут смотреть косо просто потому, что ты не пьешь, не куришь, не материшься и сериалы днями напролет не смотришь. Я понимаю, что это не мой уровень: я не готова жить и работать с людьми, у которых нет никаких ценностей в жизни. Нет понятия любви, дружбы, долга, какой-либо совести в конце концов. Я не могу вспомнить человека в своей жизни, который бы не поступал подло по отношению ко мне. А меж тем меня с рождения учили быть доброй, честной, не злопамятной, не завистливой и т.д. Я и выросла такой: никогда никому в жизни не желала зла (кроме соседа), не завидовала даже. Но все мое окружение было прямо противоположным.
Также я не готова работать за те копейки, за которые горбатилась моя мать, убивая свое собственное здоровье. А именно такая работа меня и ждет, если я что-то не предприму.
Мне страшно за будущее и периодически хочется просто опустить руки. Но я уже на финишной прямой и сворачивать поздно. Я просто не знаю что делать и как побороть в себе страх перед неизвестным. Страх перед очередным долгом, только теперь за учебу, который не факт, что когда-либо окупится.
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Екатерина
Екатерина, здравствуйте. Жаль, что вы не получили того внимания и защиты от родителей, которое хотели бы. Понимаю, что вы ощушаете трудности, которые судя по описанию проявляются в контактах. Что вы хотите, в чем ваш запрос?
Екатерина
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Здравствуйте! Хотелось бы перестать нервничать из-за будущего. Постоянные страхи, сомнения, волнения. Причины, которые могли бы к этому привести, я описала.
Эти состояния часто повторяются и моя трудоспособность падает. Вместо того, чтобы идти к намеченным целям и быть готовой к жертвам (возможный кредит на обучение), я метаюсь вечно в сомнениях. Понимание происходящего доводит до слез.
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте Екатерина!
Ваши не очень простые детские переживания и условия жизни и сейчас приводят вас в смятение при размышлениях о вашем будущем. Этот груз нервных потрясений как тяжёлая ноша мешает вам с уверенностью взглянуть на будущее. Однако слишком пристальное внимание к тому, что происходило в вашей жизни ранее мешает вам сейчас более уверенно оценивать нынешнюю ситуацию. Вы перечислили довольно много плохого, что происходило у вас в прошлом, но очень мало говорили о положительных моментах. Ваш страх о неизвестном будущем фактически очень негативно влияет на ваше настоящее. Это не совсем верное отношение к вашим надеждам на будущее. То, что происходило в прошлом уже прошло. Его можно помнить, выбрать из него все положительные элементы, просмотреть возможные и свои ошибки, и отложить его в долгий ящик. То, что будет у вас в будущем вообще неизвестно и переживать о нём в настоящем не совсем разумно, так как лишние тревоги сейчас сковывают ваши ресурсы. Постарайтесь сейчас обращать своё внимание не на то, что было, а на то, что будет. У вас ныне огромный потенциал. По вашим словам, ваши родители помогают вам с жильём, деньгами, жильём, выложили огромные суммы на подготовительные курсы, репетитора. Очень многие молодые люди даже не мечтают о таких преференциях, а у вас всё это есть. Вы на финишной прямой и у вас есть вполне реальные возможности добиться успеха в вашей жизни.
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Екатерина! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с.. .собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь? Когда ребёнок ещё маленький, то есть родители и они Стимулируют его, т.е. оказывают влияние из вне, а Взрослый человек учиться Мотивировать себя — т.е. сам ставить цели и двигаться к ним. Но, цель он должен увидеть перед собой, чтобы она была для него значимая и яркая. Когда он видит цель, он может обозначить задачи и этапы, которые ему необходимо пройти и начинать следовать. Вы уже выросли, и никто из вне не сможет Вам дать мотивацию. Вам важно учиться мотивировать себя! Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Чтобы Вы смогли разобраться в том, в какой сфере Вы сможете себя максимально реализовать, Вы можете пройти профориентационный тест, который исследует Ваши способности, личностные качества и мотивацию. Анализ результатов поможет очертить конкретные сферы. Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей жизни и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные.
Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания. Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление! На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от самой себя? Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас где бы Вы ни оказались.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя. Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас. В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Екатерина. У Вас большое преимущество перед теми, кто заканчивает школу: Вы на своём опыте убедились, что без образования возможности найти хорошую работу очень ограничены. Вы окунулись в эту среду и не хотите назад. Вы увидели, какое окружение Вас ждёт, если Вы ничего не поменяете. Всё это- мотив для движения вперёд! Будущее не известно никому. Жить без страха перед будущим возможно тогда, когда человек верит в то, что он сможет справиться с теми ситуациями, которые может приподнести ему жизнь. Сейчас, Вам может помочь понимание цели, мотива и надежда на то, что Вы справитесь даже, если, что-то пойдёт не по-Вашему сценарию. Удачи, Вам!
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Крайцеров Борис Владимирович
Психотерапевт
г. Геленджик
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Екатерина
Дорогая Екатерина! В Вашей исповеди многое непонятно. Вы пишете:" Мои родители развелись когда мне было 8 лет. После этого моя мама ушла в себя и я росла одна, без ее внимания. Конечно, она кормила меня, но жили мы бедно, даже слишком. Мы часто переезжали, пока не осели в одном пригороде с соседом-алкоголиком в коммуналке. Мне было 11, когда мы переехали. Я его считаю источником моих психологических проблем (если не всех, то большая часть точно), т.к. жизнь с ним превратились в постоянные беспокойства о сохранности не только личных вещей, но и жизни в целом".
Далее Вы говорите: "Мои родители помогли мне с подготовкой, выложили огромные суммы на подготовительные курсы и на репетитора". И что? Дело в Вас? И еще Вы указываете: " И вот теперь, чем ближе экзамены, тем сильнее становится моя истерика. Я боюсь, что все равно придется учиться платно и влезать в еще большие долги. Что я вернусь в конце концов к алкоголику в квартиру (сейчас мы с мамой живем у моего друга). Что с мамой может что-то случиться и я останусь одна: без диплома и каких-либо надежд на лучшее будущее". Да,что это за друг? Гражданский муж?
И еще Вы указываете: "Мне страшно за будущее и периодически хочется просто опустить руки. Но я уже на финишной прямой и сворачивать поздно. Я просто не знаю что делать и как побороть в себе страх перед неизвестным. Страх перед очередным долгом, только теперь за учебу, который не факт, что когда-либо окупится". Теперь более или менее понятно: Вы явно не в форме. У Вас полный разброд. Тревожно-депрессивное состояние. Что делать? Взять тайм-аут. Сделать перерыв. Вначале надо привести себя в гармоничное душевное состояние. Вам надо непосредственно обратиться к психотерапевту. Пройти очный курс лечебных мероприятий. Переписка с психологами на сайте "Психинфо" может указать Вам, куда идти. На меня можете рассчитывать. Геленджик -прекрасное место для отдыха и раздумий.
Карпова Елена
Психолог
г. Калуга
Гештальт-терапия
Ответ для: Екатерина
Здравствуйте, Екатерина. Вы описываете пограничный опыт(т е такая особая форма организации личности,психики. Формируется от 0-3 лет), тем и сложна в коррекции и требует долгосрочной терапии. Вам нужна поддержка в виде специалиста и долгосрочной, чтобы снизить уровень вашей тревоги, дифференцировать переживания "привести их в порядок", уменьшить уровень катастрофических ожиданий. И " выстроить " осознования и видение, куда и как вы бы желали двигаться. Сочуствую вашей истории и одновременно слышу, что вы девушка интеллектуальная, и все, что вас травмировало можно" превратить "в ваш ресурс и способность "психологически взрослеть". Если вам" симпатична моя анкета, готова вас поддержать на пути жизненного становления.
Елена#гештальт-терапевт# https://docpsy.tilda.ws 89645575413
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Екатерина
Екатерина, понимаю вас, страх это эмоция будущего времени, будущее тревожно для вас так как у вас много страхов. Страх бывает разным и какой из страхов наиболее выражен сейчас? Не понятно. Из ваших описаний, вероятно, страх, связанный с доверием. Но доверие это одна из базовых эмоций и оно формируеся с момента рождения до 3 лет. Что было с вами в тот до вербальный период? В то время дети не понимают слов, взрослые для них словно "марсиане"? В вашей памяти могут быть лишь обрывки рассказов взрослых людей о вашем детстве, но внутри вас ваши переживания остались в виде чувств поэтому вам трудно описать свою историю и вы осознанно можете связывать ваши проблемы с вашим соседом, которые появились как будто после 8 лет, после 11 лет. Это, конечно, не так.
Основа всех отношений закладывается в семье. Родители являются кумирами своих детей, особенно до 3-5 лет. Ребенок начинает принимать мир с матери и ему ребенку важно оставаться с матерью, он учится у матери. Что происходило с вами в раннем детстве можно только дорисовывать, фантазировать так как вы описываете ваши отношения каким-то непонятным образом как бы задом наперед (вы три года работали на мать чтобы она смогла подняться на ноги и до сих пор вы не уверены в том способна ли она стоять на ногах), как-будто ваша мать является вашей дочерью.
В настоящее время вы продолжаете нуждаться в утешении, в понимании своих чувств (что можно получить только с помощью терапии), но вы продолжаете действовать против себя, стремитесь загнать себя в новые условия, в новый жизненный виток. Ведь с поступление в ВУЗ вам придется жить по новому, предстоит познакомиться с большим количеством новых людей, принять новые требования, подчинятся новым правилам и это все будет вызывать у вас стресс. Где брать ресурсы вы не знаете, дополнительно вы склонны обвинять себя и вы уже думаете о себе как о жертве. Можно предполагать что получится с вашей затеи. Вы пишете, что как бы предопределили свою "финишную прямую" и это похоже на то, что внутри вас проснулся агрессор, с которым вы не умеете договариваться, но эту работу можно выполнить вместе со специалистом.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Екатерина!
Вы моногое пережили, все, что было - это часть Вашей жизни. Прошлое Вы не измените, но Вы можете самостоятельно теперь уже строить свое будущее, не спрашивая разрешения родителей. Важно стать опорой и поддержкой для самой себя.
"А именно такая работа меня и ждет, если я что-то не предприму."
Вы знаете, что Вы хотите и Вы стремитесь к этому, но мешает страх. Что Вы должны предпринять, чтобы не столкнуться с такими трудностями, которые были у Вашей мамы? Перечислите их - что Вы хотите и что для этого Вам нужно сделать?
"Мне страшно за будущее и периодически хочется просто опустить руки. Но я уже на финишной прямой и сворачивать поздно. Я просто не знаю что делать и как побороть в себе страх перед неизвестным."
Вы действительно уже у финиша и сворачивать не нужно, да, у Вас есть выбор свернуть, но попытаться все равно стоит, не так ли? Просто попробовать сдать экзамены и поступить, а уже дальше будете действовать по результатам. Не нужно заранее беспокоиться о том, что еще не произошло. Вы получали консультацию по кредитам на обучение?
Задайте себе вопрос: "Чего такого страшного я боюсь?". Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле? Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Все, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове.