Вопрос коллеге. Что можно порекомендовать в данной ситуации - консультация психолога

Здравствуйте! Подскажите, что можно порекомендовать маме в такой ситуации? Мальчику 12 лет, живёт в неполной семье с мамой и младшим братом. Семья в принципе положительная, да и мальчик в школе очень активный, умный, всем помогает, никого не обижает. Мальчик ходит в театральный кружок, пишет стихи, много читает, особенно интересуется психологией и читает книги над которыми можно подумать. Друзей нет, но с детьми общается. Дома тоже маме всегда помогает (даже просить не о чем не надо), младшего брата тоже приучает у труду (тот любит лениться). Но... Но, за таким хорошим мальчиком скрывается по словам мамы "тиран", который всех вокруг не считает за людей, так как по его мнению все очень глупые по сравнению с ним. И соответственно он не слушает никого. Когда мама приходит с работы, то он начинает доводить маму и брата (поднимает руку, кричит, бьёт стены, портит вещи). Когда у него это удаётся, то он быстро успокаивается и спокойно (даже удивлённо спрашивает) спрашивает маму: "А почему ты кричишь? Все же нормально". Мама боится за младшего сына, что старший может ему навредить (соседи рассказывали, что младший часто кричит в истерике, чтоб тот его не трогал). Она пытается со старшим разговаривать о своих беспокойства, хочет узнать о том, что беспокоит старшего сына (использует я-высказывания) , но тот её не слушает, а если начинает приводить примеры или говорить, что он не правильно поступает(когда младшего избивает подросток), то сразу реакция отрицания - это не я/он сам виноват.
Внимание мама уделяет больше взрослому сыну, чем младшему. Она постоянно интересуется успехами сына и поддерживает его интересы. Он всегда чем-то занят, и все свои дела успевает дома переделать за день. С братом он занимается и уроками и дом.делами с удовольствием (сам проявляет инициативу). Но при этом бьёт его и издевается. У него есть цели и мечты, которые он пытается достичь в силу своих возможностей. Он не умеет и не хочет слушать других людей (другие люди никто, ниже его по уровню). У него есть только собственное мнение. Семья у них не богатая, у них нет компьютера (мама считает, что дети от компьютера могут тупеть и поэтому его не приобретает), но при этом дети не нуждаются в одежде, еде и т.п. И подросток часто говорит, что: " Меня подменили в роддоме. У меня на самом деле богатая семья и родители очень умные".
Суроткин Дмитрий

Психолог
г. Санкт-Петербург
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП)
Ответ для: Марина
Здравствуйте, Марина. Исходя из вами изложенного, вы столкнулись с семейным дисфункционалом не имея опыта работы с семейной системой. Самое лучшее, что можно сделать - найти и порекомендовать этой семье системного семейного терапевта. Насчет старшего сына - есть опасение насчет возможного эндогенного процесса или расстройства личности: патологическая ложь с явными признаками манипуляции, эмоциональная черствость, эгоцентричность, агрессивные действия по отношению к младшему. Опять же, рекомендую направить их к подготовленному специалисту.
С уважением, Дмитрий - тел.: 8-917-338-09-18 сайт: https://volga-sensitive.ru е-mail: info@grafology.me телеграм: @Volga_Sensitive скайп: volga-sensitive
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Марина
Здравствуйте, Марина!
Понимаю Ваше желание помочь коллеге. К сожалению, знать все семейные процессы и особенности взаимоотношений , человек со стороны не может, здесь важно от первого лица получать информацию. Я бы рекомендовала маме мальчика обратиться к психологу для личной терапии и проконсультироваться с детским психиатром. С уважением, Елена
Шендерова Елена
Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Марина! Этот «тиран» поселился в мальчике не просто так. Ему 12 лет и всё это время семейная система отношений между родителями и сыном формировала и закрепляла именно такое поведение ребёнка. Т.е. сначала предстоит разобрать — как строятся отношения внутри семьи, кто из них и какие роли играет. Разобрать поведение и мотивы поведения — мамы, папы (про которого, кстати не сказано), детей. Проблемное поведение детей — т.е. сын триангулированный член семьи — указывает на нарушение именно в отношения между родителями и ребёнком.
Т.е. предстоит исследовать стиль отношений, построение отношений, разобрать то, что происходит внутри семьи и что происходило раньше! Необходимо искать источники.
Родителям нужно понять, что им необходимо менять, чтобы разрушать прежнее поведение сына и закреплять что-то новое.
НО — дело ещё и в том, что мальчику 12 лет и что у него уже есть сложившееся ядро личности. Необходимо исследовать установки и убеждения ребёнка — как ори сформировались (что он лучше других, что его подменили в роддоме), понять — почему он отвергает себя в семье, свою семью, превозносит себя.
НО — ещё и заострить внимание на его жестокости — необходимо исследовать его эмоциональную сферу. Т.е. его жестокое поведение следствие ли «кривых» установок и норм, которые сформировались у него под влиянием родительской системы или это уже «отголоски» нездоровой психики!
А также предстоит работа над коррекцией — как и отношений внутри семьи, так и в отношении родителей, так и в отношении подростка. Нельзя исключить, что потребуется консультация и детского врача-психиатра.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!