Проявления высокой чувствительности нервной системы в детском возрасте - консультация психолога

Здравствуйте. Меня довольно долгое время интересует, здоровым ли я была ребенком и как это связано с моим состоянием в настоящем. Я пару раз спрашивала об этом у психиатра, с которым мы работали в течение нескольких лет, но каждый раз четких ответов на свои вопросы не получала, поэтому спрашивать перестала. Помню эпизод из детства, я еще детсадовского возраста была. Лежала в кровати с мамой, не помню, засыпала ли я или о чем-то думала, но в момент начала четко ощущать, будто слышать и видеть, как бьется мое сердце. И этот звук был очень громким и четким, я чувствовала сердце в груди, слышала в ушах, ощущала в голове, видела пульсацию. Помню, что это все произошло будто за секунду, я очень испугалась и сильно заплакала. Мне казалось, что я вот-вот умру и очень этого боялась, отчетливо помню эти мысли. Мне дали воды с валерьянкой и я как-то успокоилась и заснула, больше уже не помню. Был еще один эпизод, тоже связан с засыпанием, кажется, я еще младше была. Мне казалось, что я вижу перед глазами какие-то непонятные неровные и шершавые пульсирующие текстуры, они могли тускло мигать разными цветами или будто ползать, я точно уже не помню. Когда я это видела, начинала чувствовать тревогу и тоже плакала, было очень некомфортно. По воспоминаниям, обычно при простуде или усталости, мне казалось, что стены вокруг меня сужаются или расширяются, у людей будто резко становится очень большая голова и маленькое туловище или наоборот, мебель меняла свои размеры и расстояние до меня. Помню, что я не так сильно пугалась, как в других случаях, меня это больше забавляло и я пыталась понять, что происходит, пощупать все вокруг. Я испытывала эти галлюцинации где-то до 9 лет, а потом все прошло. Были проблемы с заиканием и нервными тиками, родители лечили меня у специалистов. Да и в принципе я была очень тревожным ребенком, тихой и боязливой. Я хочу узнать, являются ли эти вещи действительно серьезными отклонениями или это просто моя конституция?
Психиатр установил повышенную чувствительность нервной системы, из чего, по всей видимости, и вытекают тревожность, окр и проблемы с пищевым поведением.
Просто хочу подробнее узнать про это и понять, как научиться с этим жить.
Маргарита Пикк

Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Евгения
Нужно понимать, что детские воспоминания по прошествии значительного времени не всегда могут быть достоверными и отражать реальные события. Описываемые ощущения и переживания могут говорить как о нарушении переработки сенсорной информации, так и о иных расстройствах нервной системы (в т.ч. обозначенная повышенная чувствительность нервной системы).
Что с этим делать? Во-первых, принять факт того, что у вас такая нервная система, такой тип реагирования на стимулы внешней среды. Во-вторых, создать условия и такой распорядок жизни, при которых стрессоров будет меньше и соответственно они будут меньше отнимать ресурсов нервной системы. А в случае, если это затруднительно, то обучиться техникам релаксации, снятию психоэмоционального напряжения. В третьих, научиться отслеживать свои эмоции и уровень истощения нервной системы и управлять им. Т.е. чувствете что на грани - делаете перерыв, восстанавливаетесь. Чувствуете, что может не хватить ресурсов или не справляетесь - экономите, снижаете темп или нагрузку.
Как только автоматизируете эти навыки, вам станет проще справляться со своим состоянием.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ • НЕЙРОПСИХОЛОГ • ПСИХОЛОГ • М. Пикк • Skype: psy.pikk