проблемы с обучением, страх и тревога за будущее. - консультация психолога

мне скоро будет 19 лет. У меня проблема с обучением. Я будто боюсь обучения и я не знаю почему. Иногда я могу сосредоточенно заниматься самообучением около часа, но иногда это мне не удаётся. Мне почему-то страшно начинать учёбу хотя я не совсем глуп чтобы не суметь выучить то что нужно, однако я вероятно не настолько умен чтобы выучить всё что нужно. Мне страшно учиться но не учиться тоже страшно ведь от этого зависит моё будущее. Я уже криво стартовал, я был плох в школе и со скрипом закончил 11 класс, у меня отвратительный университет в котором ничему не учат. Я смог сдать ЕГЭ и получить аттестат 11 класса, но мои результаты ЕГЭ очень плохи (около 120 баллов в сумме. я смог сдать профильную математику но на семь первичных баллов что является минимумом для получения аттестата) и по этому я попал в плохой университет. И даже этот плохой университет я боюсь не закончить. Я чувствую что постепенно падаю на дно и меня это пугает. Я понимаю что период от 18 до 25 очень важен в самореализации и чувство того что я трачу время зря меня пугает. Я не могу учиться, я боюсь что падаю на дно, я боюсь ложиться спать ведь знаю что завтра снова будет вся эта тревога. Иногда я хочу поставить мир на паузу и со всем разобраться, чтобы меня не подгоняло быстро уходящее время. я дал себе обещание после того как провалил высшую математику на сессии, что я выучу всё что нужно к пересдаче. у меня пересдачи происходят во время следующих сессий, то есть я после провала имел 2 месяца летних каникул и четыре месяца в университете. июль я успешно ничего не делал, в августе я решил начать учиться и после этого я пал в панику и фрустрацию. я прочувствовал мои проблемы с обучением и испытал страх (один раз я звонил по телефону доверия). я всё ещё стараюсь преодолевать страх и лень чтобы заниматься хотя бы час в день, но это слишком медленно и это меня пугает. сейчас я закрываю пробелы в математике за 7 класс, а мне нужно выучить высшую математику. в моём плохом вузе пересдачи происходят во время сессий и даже есть платные пересдачи, так что я могу тянуть мои хвосты хоть до четвёртого курса (я сейчас на втором курсе) но страх всё ещё меня мучает. я думаю что мне лучше пойти в колледж на электрика (у меня аттестат 11 класса, а значит я смогу закончить колледж за 3 года а не 4).
В будущем я должен буду обеспечить пожилых родителей и младшего брата, и это давит на меня. я должен самореализоваться и по этому я боюсь провалить всё и пасть в бедность из которой будет очень сложно выбраться.
Басова Надежда

Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: олег
Здравствуйте, Олег! На мой взгляд, то, что с Вами происходит связано с некоторыми родительскими установками - с установками долженствования, которые ограничивают развитие индивидуальности. Такие негативные установки влияют на самооценку и самопонимание личности.
Установки долженствования в психологии представляют собой внутренние нормы, ожидания и обязательства, которые человек накладывает на себя в отношении того, что он должен или обязан делать.
Например, такие установки:
"Ты всегда должен быть лучше других." Эта установка (различные её варианты) может часто повторяться родителями и близким окружением, она может быть внушена ребенку. И всё это создаёт для ребёнка постоянное давление - нужно быть наивысшим во всем, что он делает. В результате человек может чувствовать неудовлетворенность и стремиться к совершенству (иногда во всём), не уделяя внимание своим собственным желаниям и интересам.
Есть ещё такой пример установки долженствования: "Ты должен следовать семейной традиции." Подобная установка может привести к ограничению выбора в жизни и карьере, к ограничению выбора своих стратегий, своих предпочтений. Человек может чувствовать, что он обязан идти по тому же пути, что и его родители или предки, даже если это не соответствует его собственным амбициям и страстям.
Существует много примеров таких родительских посланий, которые блокируют развитие индивидуального жизненного пути, которые создают для ребёнка такие психологические условия, в которых он ощущает, понимает, что если он не будет соответствовать данным предписаниям, то не родители не мир его не примут, никто не будет его уважать и любить.
Иногда можно сказать, что данные предписания - сковывающие его индтвидуальность установки долженствования, это единственные предписания, которые ему известны. Он как бы не может увидеть жизнь или самого себя в контексте других, позитивных, мотивирующих установок.
Например, вырастая, ребёнок руководствуется установкой: "Ты обязан брать на себя заботу о самых близких людях, и он не может руководствоваться установкой: "Тебе важно позаботиться о себе, о своих интересах, об удовлетворении своих потребностей"; ребенок не может идти по пути, предписанной второй установкой, т.к. ему с детства внушали первую установку и не передавали информацию, отображенную второй установкой.
А первая установка долженствования - "должен заботиться о других...", может привести к чрезмерной заботе о других и игнорированию собственных потребностей. Человек может чувствовать себя виноватым, если не тратит все свои силы на уход за другими людьми (родителями, братьями, сестрами, женой, детьми и т.д.). Вы пишете: "В будущем я должен буду обеспечить пожилых родителей и младшего брата, и это давит на меня".
Эти установки долженствования могут ограничивать индивидуальность и самовыражение человека, так как он старается соответствовать ожиданиям, внушенным с детства.
Работа над наблюдением (записывайте их) и осознанием таких установок, их пересмотром (записав негативные установки, нужно создать их позитивную замену) может помочь Вам развивать свою индивидуальность и достигать более гармоничного и удовлетворительного состояния.
Вы пишете: "Я чувствую что постепенно падаю на дно и меня это пугает".
Думаю, что кто-то внушил Вам установку про падение на дно. Кто-то в детстве продолжительное время объяснял Вам, что такое "дно жизни", возможно, пугал примерами из жизни близких людей, возможно передавал Вам свой собственный непережитый страх, горе, связанные с личной судьбой. Пути того, как передается установка могут быть самыми разными. Но Вы можете вернуть эту установку про "дно" тому человеку от которого она получена. Для этого нужно представить этого человека и мысленно сказать ему: "Забери свою установку про "дно жизни" и т.д. ..., отдай мне моё индивидуальное восприятие жизни, мою увлеченность, мои интересы, ... и т.д."
Вы пишете: "Я понимаю что период от 18 до 25 очень важен в самореализации и чувство того что я трачу время зря меня пугает".
Думаю, что здесь тоже содержится установка: "период от 18 до 25 очень важен в самореализации".
На самом деле, для самореализации очень важен любой период. Ведь человек самореализуется и в профессиях, и в дружбе, и в любви, и в семье, и в творчестве, и в гражданской позиции, и в духовном развитии, и в психологическом развитии, и в физическом развитии, и в моральном -этическом развитии. Очень много сфер жизни личности, в которых она самореализуется всю жизнь. Но деструктивные установки могут заблокировать разные направления для самореализации, оставив лишь пару или тройку направлений.
Вы пишете: "Иногда я хочу поставить мир на паузу и со всем разобраться, чтобы меня не подгоняло быстро уходящее время".
Думаю, что это уместное решение на пути самореализации в области психологической работы. В психологических упражнениях возможно многое, т.к. они задействуют воображение человека. Вы можете в качестве упражнения представить что Вы ставите мир на паузу. Представьте, как всё замерло, и Ваши родители, и их послания. И Ваши мысли, связанные с этими посланиями тоже замерли. Активны только Ваши чувства и мысли, связанные с созданием новых установок, которые будут направлены на развитие Вашей индивидуальности. Записывайте те установки, которыми Вы руководствуетесь и возвращайте их тем, кто их Вам передал. Забирайте себе свои установки, в которых Вы разрешаете себе развиваться всю жизнь, действовать из интереса и любви к объектам действия, а не из страха перед чем-то. Работайте с психологом, это Вам тоже поможет уверенно выбирать что-то, спокойно планировать, принимать свои ошибки без потрясений и напряжения, радоваться каждому шагу на пути к своим целям.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
олег
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
Мои родители не особо давили на меня и они спокойно дают мне право самому выбирать, просто я сам понимаю что должен буду как минимум обеспечить младшего брата. Младшему брату однажды тоже придётся идти в универ или колледж, и учитывая что он учится в школе так же плохо как и я, то мне придётся помогать ему платить за учёбу. У меня просто есть некий страх перед обучением и я не до конца знаю почему. Я сейчас уже на втором курсе, после того как я провалил экзамен по высшей математике я решил наконец то взяться за учёбу. Всю школу и первый курс университета я учился на отвали, если бы я учился в нормальном университете то меня бы давно исключили.
Я никогда не был в детском саду, мой период с 3 до 7 лет я жил на едине с бабушкой. Бабушка уже тогда была немного с проблемами в голове. Она периодически кричала на меня, я мало общался со сверстниками и мне приходилось иногда носить бабушке ведро чтобы она могла ходить в туалет (у бабушки было ожирение). Меня потом отправили в подготовительную школу (что-то вроде школы перед школы) и ещё мне наняли репетитора. Когда я уже пошёл в школу то меня родители учили урокам с криками и я часто плакал (учиться я не любил). Мать у меня добрая но нетерпеливая, даже сейчас я вижу как она кричит на моего брата и он плачет иногда. Где-то во втором или третьем классе родился мой младший брат и родителям стало не до занятий со мной, так что дальше я учился довольно плохо. Я просто списывал на контрольных и списывал домашние задания с гдз. Я в целом плохо дисциплинированный человек и во время обучения я учился по минимуму. Мне удалось закончить 11 класс и даже сдать ЕГЭ по профильной математике, но только на 7 первичных баллов что является минимумом для получения аттестата. После моего провала экзамена в университете, я всё же решил начать учёбу но я быстро разочаровался в себе. Я обещал себе заниматься математикой хотя бы час, но иногда я настолько подавлен и боюсь браться за обучение что даже не могу сделать это. Сейчас я стараюсь закрыть пробелы в знаниях за 7 класс и мне всё равно страшно. Иногда мне хорошо и спокойно (особенно под вечер) но иногда у меня тихая паника.
У меня много страхов. Я боюсь что не успею само реализоваться пока меня обеспечивают родители, я боюсь того факта что я сильно отстал и очень плох в образовании, я боюсь от того что вижу как два моих друга сейчас успешно учатся в то время как я стою на месте, я боюсь своей недисциплинированности и лени (мне иногда зубы сложно чистить регулярно), я боюсь ложиться спать ведь знаю что завтра будет снова эта тревога, вся ситуация и тот факт что время поджимает пугает меня. Я услышал цитату "либо ты страдаешь во время дисциплины, либо ты страдаешь от разочарованиям в себе" И эта цитата тоже меня напугала. Это словно замкнутый круг. Я чувствую себя ненормальным от всего этого и жто тоже меня пугает. Вероятно меня пугает взросление, моя неготовность к нему и мой страх всё просрать.
Всё усугубилось после того как я ознакомился с работами Роберта Пломина о генетическом детерминизме и о том как сильно гены влияют на жизнь человека и его характер. Это заставило меня думать что я словно обречённый.
Говоря коротко, я боюсь всё просрать и прожить несчастно. Я боюсь моего ненормального состояния и что оно может привести меня к бедности и несчастью.
олег
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
И на меня родители не сильно давят, они не требуют от меня чтобы я был лучшим или типа того. Я иногда просто хочу быть как другие, у кого нет таких проблем в учёбе как у меня.
олег
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
когда я ничего не делаю, мне страшно от того что я теряю ценное время. когда я имею возможность приступить к работе я чувствую страх перед ней, ведь я сильно отстал и я боюсь снова убедиться в моей неэффективности. я постоянно на нервах и не без причины, вместо того чтобы страх подгонял меня он подавляет меня. за мои последние четыре года жизни я стал довольно пессимистичен и ниггилистичен. проблем с образованием у меня всё ещё много ведь большую часть школы я бил баклуши и чувствовал страх от этого в большей или меньшей степени. у меня плохой почерк и я пишу от руки. чем дольше я откладываю образование на потом, тем больнее для меня будут последствия в будущем.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: олег
Добрый день, Олег! Поняла Вас, на Вас родители не давили, но были крики во время выполнения домашних заданий. Жизнь с бабушкой создавала напряжение, возможно, Вы вынуждены были приспосабливаться к сложным условиям совместной жизни с ней. Возможно, Вы рано взяли на себя роль родителя, опекуна, старшего помощника и не прожили своё детство в полной мере, как ребёнок, беззаботно, непосредственно получая любовь мамы и папы, их активное внимание, заботу, участие в Вашей детской жизни от 0 до 5 лет, непрерывно находясь с ними в одном жизненном пространстве от 0 до 16 лет. И это тоже может привести к страху "оказаться за бортом жизни". Страху показать несоответствие ожиданиям (даже своим собственным), страху, что родители не будут помогать, или вынуждены будут помогать.
Важно понять, что более точно сопоставить предположения психолога с Вашим мнением, Вашими воспоминаниями, с Вашим восприятием своей жизни можно только при встрече, при непосредственной работе с психологом. Эта работа, конечно же, не может быть эффективной в переписке. Но даже в переписке - это работа. Вы много написали о себе, и это важно, т.к. все было прочитано и осмыслено психологом. Всё ещё раз прочитают и дадут свои ответы другие психологи. Вы проделали эту работу, это даст свои результаты для Вас. Я, в свою очередь, выполняю свою работу - анализирую Ваши ответы, стараюсь писать понятно, грамотно и честно передать то, что я думаю. На всё нужно время и труд.
Ваш внутренний мир сложный, многообразный, а личный опыт и личные переживания всегда уникальны и требуют внимательного активного слушания, наблюдения, наводящих вопросов и размышления.
Я в своём ответе выразила своё мнение, это только моё предположение, что было бы полезно начать работу с установками долженствования.
Такие установки не давят, это не связано именно с давлением. К ним рано привыкают, их нельзя самому сразу определить, нужно время и наблюдение за собой.
Они не связаны с каким-то типом родителей, с какой-то определенной моделью воспитания. Это могут быть послания и предписания от бабушки или дедушки, мамы, папы и т.д.
Вы пишете: "боюсь снова убедиться в моей неэффективности".
Вы признаете, что у Вас есть страх. И вместе с этим у Вас есть представление о своей неэффективности. Когда-то Вы получили такое представление, что если поступаешь определенным образом, например, не делаешь то, что необходимо, то ты неэффективен.
И это тоже послание, тоже установка. Психологам известно, что можно не делать того, что нужно делать в данный момент, и быть при этом, например, "ищущим",
следовательно, можно ничего не делать и радоваться тому, что "скоро убедишься в своём искании",
а можно убедиться в своём "восстановлении",
можно убедиться при тех же условиях в "своем выборе" и т.д.
Можно в одних и тех же условиях руководствоваться разными установками, посланиями, делать разный выбор и видеть разные исходы. На мой взгляд, Вы привели пример ещё одной установки: "либо ты страдаешь во время дисциплины, либо ты страдаешь от разочарованиям в себе".
Конечно, все люди выбирают какие-то свои послания, убеждения, установки - эти установки позволяют осмыслить себя, свои поступки, свою жизнь.
Например, Вы пишете что Вы осмыслили что-то в своей жизни, познакомившись с работами Роберта Пломина: " Всё усугубилось после того как я ознакомился с работами Роберта Пломина о генетическом детерминизме и о том как сильно гены влияют на жизнь человека и его характер. Это заставило меня думать что я словно обречённый".
Установка, идея, если её принять, оказывает сильное влияние на чувства человека, на его представление о себе и о мире, на его выбор. С установками важно научиться работать. Вы сможете освоить этот метод работая с психологом. Это моё мнение. И на всё нужно время и труд.
Психологическая работа - это работа психологии, чувств, мыслей, телесных ощущений того человека, с которым работают, этот человек тратит свои силы, время и, чаще всего, деньги (бывает бесплатная психологическая помощь). И это работа специалиста- психолога, который тратит свои силы (психические и физические) и своё время. Т.е. эта работа заслуживает уважения и внимательного подхода, готовности трудиться, записывать, что-то фиксировать, проверять себя, размышлять, чувствовать и наблюдать за собой.
Вы пишете: "Говоря коротко, я боюсь всё просрать и прожить несчастно. Я боюсь моего ненормального состояния и что оно может привести меня к бедности и несчастью."
Страх прожить несчастно, в моём восприятии, тоже исходит от неких убеждений и идей, которые задают данное направление в Ваших ожиданиях. Т.е. речь идёт об установках.
Это моё мнение, Олег. Я поделилась своими предположениями. Думаю, что кто-то ещё из специалистов предложит своё мнение. Я надеюсь, что мои ответы будут Вам полезны. Я считаю, что работа с психологом поможет Вам в решении описанных Вами проблем, на мой взгляд, нужно провести работу с мыслями и чувствами.
олег
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
В любом случае спасибо вам, от самого факта что в мире есть те кто могут мне помочь мне становится немного спокойнее. Спасибо за Ваш труд, и удачи. Полагаю моя проблема более сложная и требует не просто переписки а полноценной работы с психологом, я постараюсь что-то с этим сделать. Спасибо и удачи.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: олег
Спасибо, Олег!