Травля в семье - консультация психолога

Здраствуйте. Мне 17 лет и в 15 я начала исповедовать религию по своему желанию. После этого моя бабушка начала ежедневно обзывать меня, иногда она доводила меня до слез и ещё много как издевалась. Вообще моя бабушка токсичный человек и постоянно ищет к чему придраться чтобы поскандалить. Моя мама ничего не говорит мне на счет этого. Из-за бабушки у меня была депрессия и не раз. Моя мама тоже делает мне плохое обзывает и посылает меня. Из-за этого всего я стала замкнутой, мне тяжело общаться с людьми и я часто плачу. Я не знаю как с этим жить, я очень устала от всего этого.
Басова Надежда

Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Соня
Здравствуйте, Соня! Вам действительно тяжело находиться в ситуации, когда старшие подавляют, обзывают. Вы, наверное, чувствуете унижение, бессилие и, может быть, даже злитесь на них, в момент, когда Вас обзывают.
Вы обратились за помощью, за поддержкой, это взрослое и разумное решение. Это поможет Вам справиться с тяжёлыми переживанием обиды и непонимания со стороны близких людей.
Не знаю какая у Вас религия, думаю, что Вы обращаетесь к Богу с молитвами. Тогда Вы можете и это тоже использовать для того, чтобы изменить своё переживание того, что происходит в семье.
С точки зрения психологической работы, Вам поможет следующее упражнение:
Напишите на листе бумаги список того, что Вы сейчас чувствуете по отношению к бабушке, а затем, по отношению к маме.
Это могут быть слова:" бабушка/мама, я огорчена тем, что ты называешь меня грубо, тем, что ты.... (Пишите)", "я расстроена тем, что ты...", "я злюсь на тебя за то, что ты...." и т.д.
Затем прочтите списки, которые Вы написали. Почувствуйте то, что Вы чувствуете. Можете порвать эти листки или как-то ещё уничтожить.
Теперь напишите списки того, что бы Вы хотели, чтобы Ваша мама, бабушка говорили, делали по отношению к Вам. Пофантазируйте, отнеситесь с уважением к своим потребностям.
Напишите: "бабушка/мама, я хочу, чтобы ты называла меня ... , чтобы ты обнимала меня, чтобы ты уважала меня, чтобы ты советовалась со мной, чтобы ты доверяла мне, чтобы я доверяла тебе, чтобы ты сказала мне, что любишь меня и т.д." Пишите много, максимально столько, сколько только возможно написать.
Прочтите свои списке маме и бабушке. Почувствуйте то, что чувствуете. Переживите это ощущение - чего именно Вы хотите в Ваших отношениях.
В отношениях наблюдайте за своими чувствами и говорите, по возможности то, что Вы чувствуете. "Я чувствую огорчение, обиду, беспокойство, бессилие, радость, удивление, любовь..."
В отношениях постарайтесь увидев и почувствовав ту потребность из своего списка, в котором Вы писали то, что хотите от мамы и бабушки, назвать эту потребность. Спокойно скажите: "Мама, похвали меня, пожалуйста ", "бабушка, назови меня ласково, пожалуйста". Не ждите немедленных изменений, постепенно внедряйте этот здоровый стиль общения. Делайте это по возможности, как только почувствуете, что можно озвучить свою потребность в отношениях с мамой и бабушкой.
Со временем, если Вы будете пробовать писать эти списки и назвать свои чувства и потребности, Вы почувствуете, что умеете управлять Вашим состоянием и Вашими отношениями.
Обращайтесь, Соня! Буду рада Вам ответить!
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Молодцова Светлана
Психотерапевт
г. Москва
Гештальт-терапия
Ответ для: Соня
Добрый день, Соня. Вы пишете, что не знаете как жить в тяжелой, негативной, недружелюбной атмосфере. Конечно это тяжело и очень утомительно. Это утомительно и для взрослых и для сильных людей. Вызывает уважение то, что Вы справляетесь с этой ситуацией и ищете выход из нее. Принимайте помощь от людей доброжелательно к вам настроенных, от друзей, от родных. Ищите выход из ситуации. Я говорю о возможности увеличить дистанцию между Вами и семьей. О возможности закрыться от обид, а не от мира. О создании Вашего личного пространства, куда вы будете допускать только тех, кто Вам симпатичен, поддерживает, признает. У Вас может быть своя, самостоятельная, счастливая жизнь среди понимающих, близких и любящих людей. Вы можете выбрать себе такую цель и день за днем к ней идти. Изменить Ваших близких невозможно. Работа с психологом тем не менее дает не только поддержку, но и некоторую фрустрацию. Иногда специалист видит, что у клиента есть мысли с которыми можно и нужно конфронтировать. Религия дает слишком простые ответы на довольно сложные и неоднозначные вопросы. Берегите себя. Позвольте себе помощь профессионалов и поддержку друзей. С уважением, Светлана