Депрессия или запустила себя? - консультация психолога

Мне 36 лет. Работаю на самой любимой работе в мире. Обожаю то что делаю и все свое время посвящаю работе. После института много лет ни разу не была на больничном. Но и особо не следила за здоровьем. Не курю вообще и пью только по праздникам. Не болела, пока не пришел короновирус. Буквально за пол года до него начались в голове дурные мысли об усталости от всего. Я добилась больших постов, большой зарплаты и казалось, что расти больше некуда и жить особо не за чем( И когда во время короновируса я лежала в реанимации с высоким поражением легких, на фразу врача: "сейчас поспишь немного", я среагировала положительно: "высплюсь" подумала я. В коме пробыла 7 дней на ИВЛ.  Месяц в реанимации без связи. В "мир" меня отпустили с прогнившим лицом, без носа и с кучей побочных болезней, но ведь выживают всего ТРИ процента. И я выжила-радуйся, девочка.
Прошло три года, я перенесла 7 операций по восстановлению лица. Сейчас я что не день то постоянно болею чем то. И еще, редко улыбаюсь. И с каждым днем люблю свою работу все меньше, но жизни без нее уже не представляю-это мое призвание.
Я  боюсь сильно что вот-вот умру, потому что с каждым днем у меня появляются новые и новые болезни. Самое смешное, что по анализам у меня все хорошо(
Помогите понять: это все в голове или это моя безответственность к своему здоровью?
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Леся!
А что ещё в Вашей жизни есть, помимо работы? Как проходит Ваш повседневный день? Как проходят Ваши выходные?
Очень хорошо, что Вам нравится работа. А чем ещё Вы бы хотели заниматься? Хобби? Подруги? Отношения? А что для Вас счастье? Попробуйте найти своё дело, хобби, которое Вас бы радовало. Начните заниматься своей жизнью, кроме работы есть много что ещё.
Счастье можно найти во всём, у каждого оно своё. У кого-то счастье зарабатывать деньги и покупать себе все, что он хочет, у другого работать на любимой работе, для кого-то быть нужным и важным кому-то (близким, друзьям и т.д.), для кого-то важно создать семью и человек видит в этом свое счастье, для другого быть важным для других людей, помогать другим людям, животным, ведь есть те люди, животные, которые в Вас нуждаются и в этом своё счастье. Вы дарите свою энергию, отдаете силы, к примеру, животным, которые в Вас нуждаются. Важно найти своё дело, то, чем хочется заниматься, что доставляет удовольствие, то, что приносит радость. Это может быть работа, хобби, какие-то увлечения, помощь и т.д.
Что происходит за день? Сфокусируйте своё внимание на том, от чего Вас становится лучше. Как только Вам стало лучше, записывайте причину. Например, Вы вкусно позавтракали, поговорили с подругой, т.е. записывайте то событие, которое заставило Вас улыбнуться, это важно. Можете оценивать события баллами, после каждого улучшения. Не обесцениваете такие события.
Каждый раз обращайте внимание на список позитивных вещей и попробуйте реализовать что-то из списка.
Можно завести дневник, написать можно так в дневнике: "Хорошие события, которые произошли в конце каждого дня (ассоциация цвета зависит от Вашего желания):
Дата:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.".
То, что Вы поправили своё здоровье - это отлично, Вы живи, Вы здесь. Нужно ценить это. Конечно, то, что произошло может до сих пор влиять на Вас сейчас, есть страх за здоровье, но с Вами всё хорошо, возвращайте себя в реальность (с Вами всё в порядке). Если есть много стрессов Вы часто можете переживать и это сказывается на Вашем состоянии. Конечно, важно следить за здоровьем, соблюдать рекомендации врачей, но важно не забывать жить "здесь и сейчас", не в страхах. Вы не можете знать, что будет "потом", у Вас есть только "здесь и сейчас". Вы переживаете, приходят мысли, у Вас идёт реакция на мысли, но к реальности это не имеет никакого отношения, возвращайте себя в "здесь и сейчас", реагируете на это, что происходит "здесь и сейчас", отслеживайте это. Мысли приходят и уходят, а Вы возвращайте себя в реальность.
Что от Вас зависит в этой ситуации? Как Вы можете повлиять на будущее? Помните, что это всего лишь мысли, да, они могут быть обоснованными, но не всегда. Проанализируйте, что Вас беспокоит, после, скажите себе приблизительно следующее, например: "У меня есть мысль, что... Но, это только лишь моя мысль и не более". Эту мысль Вы можете проговорить вслух. Подумайте, какое оно действительно имеет влияние на Вашу ситуацию?
Не забывайте гулять на свежем воздухе, уделять внимание себе и своей жизни, отвлекаться, занимайте себя в течение дня чем-то, например, хобби, читайте книги, слушайте успокаивающую музыку. Не забывайте соблюдать режим труда и отдыха. Гуляйте на свежем воздухе. Медитируйте, можно с инструктором.
Если Вас беспокоит высокий уровень тревоги, страхи, ипохондрия, то необходимо очно обратиться к психиатру. Также важно подключать работу с психотерапевтом или с психологом, даже онлайн, без личных встреч. Если Вас беспокоит депрессия, депрессивное состояние, то нужно очно обратиться к психиатру.
Косинова Марина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Леся
Лесы , вы прошли испытания и это ваш опыт , да сложный ! Но его поместите в копилку своих знаний . Жизнь -это дар и сейчас у вас может быть депрессивное состояние после ковида . Вы большая молодец , что занимаетесь здоровьем и поддерживаете свою физическую и душевную гармонию . Для постановки диагноза психотерапевт использует стандартные инструменты скрининга – опросники и шкалы. Врач изучает семейный и личный анамнез больного, опрашивает о жалобах, доминирующих симптомах, образе жизни. Рекомендую вести дневник самочувствия, и при первых признаках развития депрессивной симптоматики, выполнить шаги для нормализации психоэмоционального состояния. Если позволяет время, уделите внимание расширению круга общения. На площадках Интернета организовано множество групп, участников которых объединяют общие увлечения. Присоединитесь к сообществу.
При депрессии нельзя сидеть, покорно опустив руки. Попробуйте подумать о небольших, достижимых занятиях, которые можно выполнять каждый день, тех делах, которые принесут чувство удовольствия.
Типичная характеристика больных – фиксировать внимание на том, как им плохо, грустно, тяжело. Попробуйте записать, как проходит выздоровление от коронавирусной болезни, в позитивном ключе. Опишите, какие улучшения произошли за сегодняшний день. Фиксируйте незначительные факты.
Если поставлен диагноз депрессии, психотерапевт обсудит с пациентом доступные варианты лечения, включая самопомощь, психотерапевтические методики, антидепрессанты. Будьте бережны к себе 🙏
Ваш психолог Марина Косинова 89118220152 https://vk.link/psychologdostup
Шмыголь Ольга
Психолог
г. Екатеринбург
Системная семейная терапия
Ответ для: Леся
Здравствуйте, Леся!
Цитата: с каждым днем у меня появляются новые и новые болезни. Самое смешное, что по анализам у меня все хорошо(
Если по анализам у Вас все хорошо, а болезни по каким-то причинам возникают, то здесь можно посмотреть на Ваше состояние с точки зрения психосоматики. Что-то происходит в Вашей жизни, что психика "сообщает" Вам через тело. Данную тему можно поисследовать в психотерапии, так как это очень индивидуальный процесс.
Цитата: Работаю на самой любимой работе в мире. Обожаю то что делаю и все свое время посвящаю работе.
Любимая работа - это здорово, а что в Вашей жизни есть еще? Чем наполнена Ваша жизнь, кроме работы, болезни и операций?
Цитата: Не болела, пока не пришел короновирус. Буквально за пол года до него начались в голове дурные мысли об усталости от всего. Я добилась больших постов, большой зарплаты и казалось, что расти больше некуда и жить особо не за чем(
Если смыслом жизни делать только работу, достижение там высот, то смысл жизни можно быстро потерять. Подумайте о том, в какой сфере жизни Вам тоже хотелось бы развиваться, добиваться успехов.
Цитата: это все в голове или это моя безответственность к своему здоровью?
Вы пишите о том, что не были на больничном, вредных привычек нет, могу предположить, что если бы у Вас были серьезные проблемы со здоровьем до коронавируса, то организм как-то бы о них сигнализировал бы Вам. Данную тему Вы можете поисследовать вместе с психологом, чтобы лучше разобраться в причинах и взаимосвязях произошедшего.
С уважением, психолог Шмыголь Ольга. Консультации очно и онлайн. Запись по тел. +7 (912) 61-53-175 (WhatsApp/Viber/Telegram)
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Леся
Здравствуйте, Леся! Вы описали, на мой взгляд, тяжёлые испытания, которые Вы пережили и, возможно, ещё продолжаете их переживать. Возможно, есть переживание утраты, есть переживание изменений, переживание адаптации к новому состоянию и непонимания, замешательства, досады, злости, отрицания, вины.
Вы пишете: "Помогите понять: это все в голове или это моя безответственность к своему здоровью?"
Говоря о голове, Вы, наверное, имеете в виду мысли, а говоря о здоровье, Вы, наверное, имеете в виду тело. Если, пытаясь изменить сложившуюся ситуацию, Вы уделяете много внимания мыслям и телу, но это не приносит желаемого результата, то попробуйте обратить внимание на свои чувства. Переключитесь на какое-то время на работу с чувствами.
Чувства тоже могут нуждаться в ответственном отношении. Мысли (голова) и здоровье, о котором судят чаще всего по анализам и медицинскому осмотру тела, тесно переплетены с чувствами. Чувства можно наблюдать, называть, проживать. В этом поможет работа с психологом. Но если нет возможности поработать с психологом, то можно попробовать делать это самостоятельно:
- Начните с осознания своих эмоций. Сядьте в тихом месте и обратите внимание на свои чувства. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую в данный момент?" Лучше начать это упражнение с записи ответов на данный вопрос. Просто записывайте всё, что будете отвечать. Чувств много, они разнообразные, сочетание некоторых чувств выглядит нелогичным. - Определите конкретные эмоции, которые вы переживаете. Это может быть грусть, радость, страх, злость и т.д.
Используйте список чувств, можете найти его в интернете - в картинках можно найти таблицы, в которых содержатся названия чувств. Это помогает обращать внимание на некоторые чувства, которые у Вас представлены, но не могут быть выражены словами, т.к. Вы не привыкли их называть.
- Назовите эти эмоции и чувства. Используйте такие слова, говоря, например, о безысходности: "Безысходность, я вижу тебя, ты есть". Или, например, говоря о радости: "Радость, я вижу тебя, ты есть".
При этом не оценивайте чувства, не судите о них- хорошие, плохие, нужные, ненужные и т.п. Чтобы научиться проживать чувства, их нужно просто проживать - все, какие только сможете распознать и выразить. Разрешите себе проживать эмоции и чувства без оценок, скажите себе: "Я разрешаю себе проживать любые чувства". Принимайте их такими, какие они есть, наблюдайте, если Вы их подавляете или игнорируете. Самые маленькие результаты в этой работе приносят большую пользу здоровью.
- Обратите внимание на физические ощущения, сопутствующие Вашим чувствам. Это может быть напряжение в теле, учащенное сердцебиение и т.д. Можете так же называть эти ощущения, обращаясь к ним, как и к чувствам, например: "Лёгкость, я вижу тебя, ты есть".
В работе с чувствами поможет общение и поддержка. Но лучше, для начала, поработать с чувствами самостоятельно - 1-2 недели. Затем, если это возможно, Вы можете говорить с кем-то о своих чувствах. Это может помочь в понимании и принятии своих чувств и переживаний.
Постарайтесь с тем, кому Вы доверяете, говорить именно о чувствах, а не о пояснении связанных с ними ситуаций, т.к. первое время работа с чувствами нуждается в отделении от каких-то событий, иначе она может быть "зашумлена", "заглушена" другими разговорами, чьим-то мнением и оценками, а это может вызвать совсем другие чувства, не те, которые Вы пытаетесь выразить и для которых ищете поддержку. Вы можете сказать своему другу: "Поддержи, пожалуйста, мои чувства. Просто выслушай, что я чувствую, и подтверди, что у меня действительно есть такие чувства, что именно их я чувствую на самом деле".
Также можно присоединить к работе с чувствами медитацию, рисование чувств, лепку - ваяние чувств, танец чувств и т.д.
Будет полезно ведение дневника чувств. Запись в дневник чувств эмоций, переживаний, ситуаций, вызвавших их, и своих реакций поможет выявить важные для Вашего осознания причины разных явлений, Ваших поступков и реакций, это поможет лучше понять себя.
Позже (через 1-2 недели) можно пробовать рассматривать происхождение Ваших чувств. Пытаться понять, какие события или мысли привели к определенным чувствам.
Если выполнять эту работу с чувствами каждый день по 15 минут, то через месяц Вы сможете отметить приятные для Вас результаты. Вы сможете с большей мотивацией и осознанностью выполнять и другие полезные, предложенные Вам упражнения. Повышение осознания своих чувств способствует более активному формированию личных смыслов, также это поможет Вам пережить те чувства, которые связаны со стрессовыми ситуациями, поможет Вам адаптироваться к каким-то интенсивным изменениям в жизни, поможет понять и начать что-то новое для себя.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Лунёва Анна
Психолог
г. Липецк
Процессуальная психотерапия
Леся, добрый день! Примите мою поддержку. Вы пережили не простой период. Я бы разбила ваш вопрос на несколько частей.
1.Болезнь. Она преобразовала вашу жизнь. Многое в связи с заболеванием было "потеряно". Прежний уровень здоровья, физической активности, сил, энергии. Вероятно, прежняя внешность. Это очень непросто принимать новые условия, данности своего тела. Изменился привычный образ жизнь(насколько поняла, многое теперь приурочено к восстановлению после заболевания). В этом аспекте будет важным погоревать об утраченном, об ушедшем из вашей жизни, о том, что вы потеряли, то, что больше не вернется. Что вы чувствует, когда думаете об этом? Как вам внутри после болезни? Каково ваше состояние? Опишите свои чувства и эмоции.
2.Вместе с тем хочется обратить ваше внимание, что несмотря на все сложности, с которыми вы столкнулись и сталкиваетесь по сей день, ВЫ ЖИВЫ! Вы выжили. Вы и ваше тело смогли аккумулировать всю силу, ресурсы, направить их на восстановление. Какие чувства возникают, когда вы думаете об этом? Также, посмотрите, чем наполнена ваша жизнь? Что вас радует, что придает сил, мотивации жить? Что вас окружает? Как вы можете сделать себе хорошо, проявить любовь и заботу о себе? Делать ежедневный выбор в пользу жизни - большая работа, непростая. Но пока вы делаете этот выбор, есть все шансы преобразовать, наладить свое настоящее.
3.Поиск новых смыслов. Кажется, что в вашей жизни важно сделать ревизию "ценностей". Похоже, что прежние ценности и стремления, в лице вашей профессиональной деятельности, уже не так актуальны. Да, профессия остается для вас важным аспектом. И в этом есть опора, вы можете за это, скажем так, держаться. Но карьерные достижения, рост теряют свою актуальность. Тогда стоит поискать, что еще важного, значимого есть в вашей жизни? Какие ценности? Что или кто важно для вас, имеет смысл, имеет значимость?
4.Контакт и поддержка. Есть ли в вашей жизни кто-то, на кого вы можете опереться? С кем вы можете разделить свои переживания, сложности. Есть кто-то, у кого вы можете попросить помощи, поддержки? Подумайте об этом. Контакт и взаимодействие с другими людьми может быть очень целительным! Вы можете обратиться за профессиональной помощью. Грамотный психолог/психотерапевт как раз выстраивает тот самый контакт, дает поддержку, опору. Во взаимодействии с ним вы можете разместить все чувства, переживания.
Леся, желаю вам скорейшего восстановления! Сил, энергии, возможности делать выбор в пользу жизни.
С уважением, психолог Анна Лунёва. Запись на консультацию +7 (920) 241-58-04 (WhatsApp/Telegram)