Вести ли ребенка к психиатру или достаточно будет к детскому психологу - консультация психолога

Здравствуйте! Моему ребенку 4,5 года, мальчик. Роды прошли сложно. Начали выявлять признаки РАС примерно в год (слабый зрительный контакт, стимы, отсутствие речи). Говорить начал почти в 3 года. С 1,8 водим сына к узким специалистам (нейропсихолог, дефектолог, ЛФК). Позже нам сказали, что у нас не РАС, а сенсорная эхолалия, ребенок не всегда понимал и понимает обращенную к нему речь. А если что-то не понимает, то устраивает истерику. Последний из диагнозов - это поражение центральной нервной системы. Сейчас проблемы следующие: постоянные манипуляции (если что-то захочет, но скажешь нет, то начинает так кричать, что стены содрогаются, может толкнуть меня или мужа в гневе, ударить, разбить игрушку, лечь на пол и бить руками и ногами по полу). Через 5 минут ребёнок спокоен, проорался и уже даже может смеяться.
До сих пор не может усвоить склонения, род или падежи. Может на девочку говорить в мужском роде, сверстники над ним из-за этого смеются, а он естественно огорчается и плачет. Категорически отказывается ходить в садик, мы пока перестали водить, т.к. когда речь заходит про садик, то ребенок стрессует, все время переспрашивает «мы же не пойдем в садик, да?». Разговариваю со специалистами, которые с ним занимаются и с воспитателями, то все говорят по разному. В садике говорят, что вам нужно успокоительное попить, ребенок сильно возбуждён всегда. Все попытки его отвести на кружок или в бассейн сначала проходят через отрицание и скандал (как-будто он не понимает что в данный момент от него хочет воспитатель) Когда говорю с узкими специалистами, то слышу какой у меня сын молодец и как хорошо он выполняет все задания. Я немного в растерянности. Не до конца понимаю что происходит с ребенком, хочется ему помочь, хочется услышать альтернативное мнение. Возможно что-то я делаю не так раз ребенок истеричен.
Каптурова Анастасия

Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Марина
Марина, здравствуйте! Хочется поддержать вас, особенный ребенок, это в первую очередь большая эмоциональная нагрузка для родителей. Судя по вашему описанию, у вашего мальчика действительно есть особенности развития центральной нервной системы. Диагноз «поражение ЦНС» — это очень общий, но важный маркер. Он говорит о том, что мозг ребенка работает в другом, более напряженном режиме, обрабатывая информацию иначе. Сенсорная алалия(или сенсомоторные трудности), о которой говорили специалисты, объясняет очень многое:
1. Трудности понимания речи. Если ребенку сложно расшифровывать слова (как если бы вы слушали радио с помехами), мир вокруг становится пугающе непредсказуемым. Отсюда — истерика как реакция на «я не понимаю, чего от меня хотят, и мне страшно».
2. Проблемы с грамматикой. Это прямое следствие того, что речевые центры созревают неравномерно.
3. Сенсорная перегрузка. Любое новое место (садик, кружок, бассейн) — это шквал звуков, света, прикосновений, запахов. Для обычного ребенка это просто фон, а для ребенка с особенностями ЦНС — это может быть физически болезненной атакой. Его «нет» и скандал — это не каприз и не манипуляция (в привычном нам смысле), это крик о помощи: «Спасите, меня слишком много всего!».
4. Эмоциональные качели (кричит — через 5 минут смеется). Нервная система быстро перевозбуждается и так же быстро истощается. Вспышка гнева — это разрядка колоссального напряжения. И когда оно выплеснулось, наступает временное облегчение. Это не значит, что он «отыгрался и доволен», это значит, что его система сбросила лишнее напряжение, чтобы выжить.
Терапию провожу в интегративном подходе, владею техниками быстрой переработки негативных состояний и эмоций. Буду рада помочь, психолог Анастасия Каптурова. Консультации онлайн WhatsApp +79607744047 и Telegram @AKapturova_psy
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Марина
Ваш вопрос: психиатр или детский психолог?
Мой вам ответ: идти к психиатру. И желательно сделать это как можно скорее. Психиатр — это врач. Невролог лечит мозг на физическом уровне, но психиатр смотрит на то, как этот мозг функционирует в целом: на эмоции, поведение, восприятие реальности. Учитывая диагноз «поражение ЦНС» и те сложности поведения, которые вы описываете (агрессия, сильные истерики, невозможность адаптации в социуме), именно врач-психиатр может:
1. Поставить более точный диагноз. Не для «ярлыка», а для понимания механизмов. Например, исключить или подтвердить расстройства аутистического спектра (РАС), которые часто идут рука об руку с сенсорной алалией и поражением ЦНС, и дать четкую картину.
2. Рассмотреть вопрос медикаментозной поддержки. Это про помощь истощенной, перевозбужденной нервной системе вашего сына. Иногда небольшой курс препаратов может снизить уровень тревоги, уменьшить количество истерик, чтобы у ребенка появился ресурс учиться, понимать речь и общаться без постоянного крика.
3. Психиатр может дать официальные рекомендации для сада или школы.
Психолог — это следующий этап. Когда психиатр поможет снизить остроту состояния (крик, агрессию), тогда психолог сможет эффективно работать с эмоциями, страхами, коммуникацией. Но пока ребенок в таком напряжении, он просто не слышит психолога.
Мои рекомендации:
1. Запишитесь к детскому психиатру. Поищите того, у кого есть опыт работы с детьми с особенностями развития (сенсорная алалия, ЗПРР, РАС).
2. Подумайте и о себе, снимите с себя груз вины. Пожалуйста, прямо сейчас скажите себе: «Я хорошая мама. Я делаю всё, что могу, в очень сложных обстоятельствах». Ребенок истерит не потому, что вы плохая, а потому что ему тяжело.
3. Временно откажитесь от идеи садика и кружков. Если каждое упоминание вызывает стресс — значит, среда для него токсична. Ему сейчас нужен не социум, а покой и безопасность. Его нервная система не готова. В этом нет ничего страшного, многие дети с особенностями начинают социализироваться позже.
4. Позаботьтесь о себе. Истощенная мама не может быть ресурсом для своего ребенка. Если есть возможность, просите мужа, бабушек подменить вас хотя бы на час в неделю, чтобы просто выдохнуть. Ваше состояние — самый главный ресурс для вашего мальчика.
Обнимаю вас и желаю сил.
Марина
Пользователь
Ответ для: Каптурова Анастасия
Анастасия, спасибо большое за ваш развёрнутый ответ, спасибо за поддержку. Будем обращаться к психиатру. Есть ли у вас рекомендации хорошего специалиста?