Дочь нанесла себе порезы ножом - консультация психолога

Добрый день! Моей дочери исполнилось две недели назад 13 лет. Последний год она совсем не училась, поскольку были карантинные ограничения, а потом дистанционка из-за обстрелов (Донецк). Год прошел лежа на диване с телефоном. Из классного чата вышла, на звонки классного руководителя не отвечала. Дистанционные уроки просто пропускала и не являлась. Поскольку до этого она была отличницей, меня это очень беспокоило и конечно у нас были конфликты, уговоры, но она только одно говорила "мне это не надо". Конечно я не могла так все это бросить, на меня давила классная, что как так, у меня нет авторитета перед ребенком, раз я не могу ее заставить. А я не могу. Могу только договориться. Сошлись с дочерью на том, что будет посещать репетитора и подтянет знания, а я буду ей помогать. Ну помогла так, что она закончила на отлично год. И сейчас мне кажется, что это была медвежья услуга. После окончания учебного года наши отношения наладились, это происходит каждое лето. Мне кажется, она протестует против того, что я хочу ее успешной учебы. Но мне не столько нужны эти пятерки, сколько я не могу выносить, как она свой ум и способности просто зарывает в землю и валяется на диване, бросая вокруг себя бумажки от съеденных сладостей. Второй момент в том, что у нее есть младший брат, разница у них в 8 лет. Мне кажется, она его ненавидит, бьет сильно, особенно, когда я не вижу. Я младшего защищаю, поскольку раньше он вообще даже защититься не мог, сейчас начал давать сдачи и драки стали очень жестокими. Они постоянно пытаются меня делить, но я люблю их двоих и стараюсь одинаково уделять время. Хотя дочери конечно больше. Я работаю удаленно, поэтому всегда нахожусь дома. Я знаю, с кем она общается. Ситуация усугубляется и тем, что она большую часть жизни провела в Киеве и хочет туда вернуться, протестует против наших планов переехать в РФ. До спецоперации мечтала учиться в Питере. Теперь отказывается воообще выезжать. Отказалась пользоваться симкартой при переходе оператора на рос. код. Слушает укр. исполнителей и что-то читает, чтоб не забыть язык. Я думаю, она понимает, что возврата в то прошлое, какое она помнит, уже никогда не будет. Но что-то внутри нее протестует. Из-за этого конфликты с одноклассниками, у каждого своя правда. И вот пять дней назад она мне позвонила и сказала, мама, срочно приезжай, мне плохо, у меня болит глаз. А я с сыном в городе была. Сразу бросила все дела и помчалась к ней на такси, заехав в аптеку. Она мне писала каждые 2 минуты, что очень меня ждет и ей больно. Я сказал ей одеваться и что сейчас заберу ее на такси и поедем в больницу. Она вышла ко мне и мы поехали к врачу, ее осмотрели, выписали лечение. По приезду домой она отказалась переодеваться и легла спать в брюках и рубашке. В комнате свет не включали, ей было тяжело смотреть. Утром, зайдя к ней в комнату, я обнаружила на пододеяльнике следы крови, потом увидела ее ногу, брюки задрались и на ноге было два глубоких пореза, края раны разошлись и запеклась кровь. Я ее разбудила и спросила, откуда порезы. Она ответила, что у нее так болел глаз, что она решила порезать себя канцелярским ножом, чтобы боль от порезов на ноге заглушила глазную боль. Тут уже у меня случилась истерика. Мы поехали к хирургу. Врач сказала, что шить уже бесполезно, обработали раны и наложили повязку, теперь ходим на перевязки. Шрамы будут большие и некрасивые. Я просила ее пообещать, что больше такого не повториться, но она сказала, что не может мне такого пообещать. И я панически боюсь, что она снова себя порежет, что это могут быть руки или другие части тела. Если она решит таким образом заглушить душевную боль при влюбленности, например. Я понимаю, что ей нужна сейчас помощь. Что внутри у нее происходит полный разлад. А у меня ничего не получается сделать. Нужна помощь специалиста.
Квасов Александр

Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ольга
Здравствуйте. Подобное поведение свойственно для возраста вашей дочери. Это весомая проблема, но обычна не опасная для жизни. Это не суицид, скорее телесный крик, где кровь заменяет слёзы.
К самоповреждению прибегают подростки, когда они не могут выразить обычными способами свои чувства в окружающий мир. В таких случаях важно обратиться к психологу и психиатру. Они будут шаг за шагом учить её снова испытывать эмоции правильно. Возможно это произошло из-за того, что в вашей семье случился разлад, возможно ребёнок не может выразить своё мнение в обществе, возможно, что её просто не кто не научил правильно переживать. Принято ли у вас в семье разговаривать о чувствах? Эмоциях? Страхах? Делитесь ли вы тревожными мыслями и волнующими моментами?
В отсутствии возможности выразить своё позицию, ребёнок может обозлиться на ближайшего родственника, вас или брата, видя причины своих проблем в этом человеке. Вы так же должны быть готовы к этому.
Из вашего рассказа об учёбе могу предположить, что у вашей дочери началась депрессия или как минимум апатия. Возможно она уже вступила в тот период, когда активно строят планы на жизнь, смотрят на себя в перспективе. По всей видимости ваша дочь не знает кем хочет быть или же поставила себе настольно низкую планку, что уже давно перевыполнила свои требования. Разговаривали ли вы с ней по этому поводу? Почему вам самой важно не терять её ум? Я понимаю, что этого бы хотел любой родитель, но какова ваша личная ситуация? О чём сожалеете именно вы?
Вы находитесь не в самом спокойном регионе. Возможно ли, что таким образом ваша дочь отвечает миру на политическую ситуацию? Что обо всём этом думает? Кем мечтает работать? Хочет ли заводить семью? Вы могли не спрашивать, так как ответы казались очевидными, но это зачастую не так. Сопротивление вашей дочери по поводу РФ тоже могут иметь много смыслов. Что ей кажется произойдёт если вы переедите в РФ? Почему для неё так важно сохранить украинские корни и язык, а вам нет?
Вашей дочери не так много лет и всё что она знала и любила, всё её детство и мечты остались по другую сторону конфликта. Разве ребёнку не было бы страшно? Предлагали ли вы ей альтернативы всему тому, что она потеряла и теряет всё больше и больше?
Касательно вашей обстановки в семье. Я могу ошибаться или же так транслируете вы, но мне кажется, что отчасти ваша дочь манипулирует вами. Возможно ли такое, что она давит на некоторые ваши слабости ради собственной выгоды, а вы понимая это всё равно соглашаетесь на эту провокацию? Мне кажется ваша дочь теряет к вам авторитет. Если это так, то с годами это будет проявляться всё сильнее. Участвует ли отец в жизни ребёнка или другие значимые родственники или просто взрослые? В идеальной перспективе вам лично так же следовало бы обратиться к психологу, так как текущая ситуация вашей дочери сложилась по большей части от каких то моментов в вашем воспитании и вам было бы полезно проработать эти вопросы.
Проводите ли вы семейные мероприятия? Есть ли у брата и сестры совместные игры, приключения или обязанности? Присутствуют ли моменты где вы совместно участвуете с каждым ребёнком вместе и по отдельности? (Скажем для контекста: поход в кинотеатр для вас троих, аттракционы для вас с дочерью, каток для вас с сыном, катамараны для дочери и сына) вы уже подстройте это под свои интересы).
Валькова Евгения
Психолог
г. Харьков
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день! С девочкой желательно поработать психологу - по всей вероятности у нее так выражается протест на всю ситуацию в целом! Ей нужно поставить цели в жизини - представить как она себя видит в будущем- так как возврата назад быть не может - да и в Украине многие выехали кто куда - в Германию - Польшу. Очень много детей с подобными запросами сейчас!
Что мне сделать? Что изменить? Чтобы достичь... Вы читали психологическую информацию, и нет ответа? Продолжение совместной работы: Skype: evgenia.valkova ☎️ (+38) 066 493 31 83 ✓ (viber) 099 080 64 10 ✓ (telegram) @PsychologPortal
Журина Марина
Психолог
г. Тула
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Ольга
Здравствуйте, Ольга. У дочери болел глаз? Что случилось с глазом?
Ольга
Пользователь
Ответ для: Квасов Александр
Она хочет стать патологоанатомом, говорила не раз, хотела в Питерский мед. По поводу детей говорила мне, что не хочет, потому что сначала надо профессию освоить и материально быть обеспеченной, и вообще дети ей не нравятся, они противные (это пройдет, я сама так думала, когда в школе училась).У нас принято говорить о чувствах и вообще мне важно ее мнение. Она очень честолюбивая, хотя не прикладывала никаких усилий в учебе в этом году, ей нравится носить отличительный золотой шефрон и она несколько высокомерна по отношению к сверстникам, которые меньше знают или умеют. Мне важны ее успехи, может быть, потому, что я сама окончила школу с золотой медалью, у меня был самый высокий рейтинг в школе и победы на олимпиадах, два высших и в сложных нынешних условиях это дает мне возможность чувствовать себя вполне комфортно и не зависеть от многих факторов. Но я ее даже в школу не стала отдавать, в которой сама училась, чтоб избежать сравнения или давления на нее, что было бы неизбежно, учитывая что педсостав в основном сохранился. По поводу корней сложный вопрос. Это я сама ее учила языку, поскольку в школе его запретили.Но я абсолютный билингв и могу свободно говорить и переключаться с языка на язык, у меня специализация преподавателя украинского языка и литературы, плюс я культуролог. Конечно на ней это отразилось. Но я вынуждена приспосабливаться к нынешней ситуации и выезжать в Украину сейчас планов нет. Да, дочь откровенно мной манипулирет. Я это понимаю, но мне не удается с этим эффективно бороться. Дело в том, что в 3 года она сильно заболела, 7 лет наша семья жила в больницах, врачах и обследованиях. У нее под запретом было практически все. На тот момент вся моя жизнь была посвящена исключительно ей. Это был период моего отчаяния, я боролась за каждый день ее жизни. Тогда у меня началась депрессия и ПА. Больше года я лечилась препаратами + психотерапевт. Потом решилась на второго ребенка. Отец ее уехал три года назад жить и работать в Хабаровск, приезжает раз в год в отпуск. Сейчас приехал в Донецк снова в отпуск. У них не особо доверительные отношения, ссорятся из-за ее хамства, но она его любит. Дочь заняла позицию перебежчика. Я ее ругаю- пишет и звонит ему. Он ее ругает - бежит ко мне. Совместных дел с братом у нее нет. Ей 13, ему 5. Она даже отказывается присутствовать на его днях рождения. Говорит, что лучше бы его не было вовсе.Но вот во дворе, когда его обижают, вступается по принципу "моего брата могу бить только я".
Ольга
Пользователь
Ответ для: Журина Марина
Она носит контактные линзы. Возможно, пренебрегла стерильностью. Из-за этого коньюктивит случился. На вторые сутки лечения все прошло.
Ольга
Пользователь
Ответ для: Валькова Евгения
Я согласна, что ей нужна помощь. Звонила в Центр коррекционной и семейной психологии в Донецке - не отвечают. Да и везти ее сейчас в центр страшно, такие обстрелы, что я вообще из дома ей запретила выходить и сама опасаюсь.
Квасов Александр
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ольга
Судя по возрасту ваше сына и протекания болезни в детстве дочери. Я уверен в том, что высокомерие вашей дочери сверстникам, числолюбивость, старательность в учебе и домашних делах, озлобленность к брату и манипулирование вами проистекают из одного. До рождения брата, весь сознательный возраст девочки мама одаривала её заботой и любовью, была чуткой к любым изменениям и делала дочь центром своей жизни. С появлением малыша это любовь, время с мамой и забота окружающих ушла, в такой логике ваш сын украл её жизнь. В какой-то момент она может свести параллели и со здоровьем - мама любила меня пока я болела, мама не любит меня если я здоровая (скажем линзы тут уместны?).
Обычно ревность свойственна детям с разницей в возрасте менее 5 лет. В вашем случае она не только появилась, но из за каких-то слов и поступков обострилась.
Ваша девочка привыкла к огромной порции любви. Которую её лишили не спросив. Теперь же она страдает от этой жажды. Скорее всего для неё важно одобрение любого взрослого, а к сверстникам она пренебрежительна, так как они конкурируют с ней за любовь.
Готовили ли вы её в своё время к появлению малыша? К тому, что она будет делиться с ними вкусняшками и игрушками? Что вместе им будет веселее. Компенсировали ли вы дочери потерянное время с мамой, что ушло на заботу о малыше?
То, что девочка защищает брата на улице не гарантия чего-то хорошего. Скорее всего она отстаивает брата так, как покушение на него, покушение на часть её, хоть и не любимую.
Я со своей стороны повторю рекомендации: вам и дочери обратиться к разным психологам, создавать для детей чаще совместные мероприятия. Для избежания ревности так же уделять время на желания с мамой каждому из детей.
По поводу РФ и Украины. Возможно ли, что любовь к языку и Киеву для вашей дочери столь важны сейчас, потому, что вы часть этого? Вы научили дочку языку и забыть его это опять лишиться частички любви, что оставила ей мама. Тут бы я посоветовал бы вам сказать дочери, что когда она вырастет, она сможет выбрать любую страну, но пока что вам нельзя разъезжаться, так как вместе вы сильнее. И возможно участвуйте в совместном изучении языка с дочерью, это бы облегчило её переход.
Ольга
Пользователь
Ответ для: Квасов Александр
Да, Вы правы. Я видела ее переписку с одноклассником, в которой они решали, как гарантированно, но сравнительно безопасно получить сотрясение мозга и угодить в больницу. Понятно, по какой причине. Это было год назад примерно. Так они писали, что хотят достать родителей. Но ни на что не решились. Конечно у нас были разговоры о малыше, я понимала, что ей будет сложно. Но после рождения сын попал в реанимацию, там мне никто гарантий не давал.Потом нас перевели в другую больницу, где мы находились достаточно долго. Поэтому я дома не появилась, как изначально планировалось.После выписки мне врачи сказали, что, возможно, сын ходить не будет, задержка в развитии. Год у меня ушел на его реабилитацию, я все силы направила на его восстановление. Внимание переключилось, но через год с него сняли все диагнозы и сейчас это шустрый и умный парень.Который также желает моего постоянного внимания. Как их объединить, я не знаю( За покупками вещей и игрушек/гаджетов я еду сначала с одним ребенком по магазинам, потом в этот же день с другим ребенком. По-другому никак. Я никогда не покупаю вкусняшки кому-то одному, всегда двоим. Также и развлечения. С сыном ходим в детский развлекательный центр, на другой день едем с дочерью куда-нибудь, в кино или шопиться.
Квасов Александр
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ольга
Возможна общая секция или кружок объединили бы их?
Может быть поручить вашей дочке обучить брата в каком-то интересном для обоих детей вопросе? Есть ли у детей какой-то навык, которыми они могли бы поделиться друг с другом под вашим присмотром? Может быть совместная готовка вас троих научит из сотрудничеству? Или настольные игры, где они против вас? Может быть кооперативные онлайн игры, где вы с их отцом играли бы против детей?
Пока ваши дети молоды, вы ещё можете воздействовать на их. Потом они будут просто отказаться от всего подряд.
Вопрос самоповреждению так же нельзя забрасывать. Это важные вещи, которые говорят о нестабильности эмоционального состояния вашей дочери. Этим должен заниматься специалист. Кто знает во что это выльется. Она может повредить себя или навредить брату.
Возможно для вас много всей этой информации. Для осознания тоже нужно время. Вернитесь к этому диалогу ещё пару раз, перечитывая и свои и наши ответы. Каждый раз в вас будет меняться, что-то новое.