Моя низкая самооценка не дает мне нормально жить - консультация психолога

Здравствуйте! Меня зовут Елизавета и мне 22 года.Проблема стала появляться с тех пор как я училась в школе. Мне всегда нравилось учиться, мне нравилось читать, узнавать что-то новое. В школе я была отличницей и за это меня не любили одноклассники. Давали разные клички, распускали разные слухи (многие одноклассники даже верили в то, что мои родители платят деньги за мои хорошие оценки, но, конечно, это было ложью), даже как-то хотели побить.Человек я неконфликтный, чаще всего я не отвечала на их грубые комментарии, а просто игнорировала. Друзей у меня было мало, а многие из них дружили со мной только потому, что я помогала им с учебой. Чаще всего я слушала в свой адрес такие слова: "Ты вот учишься сейчас хорошо, а для чего это? Закончишь свой университет и зачем? Все равно будешь получать зарплату 15 тысяч. Вот сама увидишь", " Да таких как ты пруд пруди, никому не нужны твои мозги. Все равно ничего не добьешься", "Посмотри на свое лицо, как ты одета" и тд. Единственные люди кто всегда меня поддерживали- это родители. Они всегда помогали мне, верили что все получится и все будет хорошо. Я часто плакала и все эти слова я часто принимала близко к сердцу. С тех пор я чувствую себя просто ужасно.  Я поступила в университет, нашла замечательных друзей, которых у меня стало очень много, но проблема в том, что я так и не смогла решить свою проблему с  самооценкой, поскольку после школы на нее повлияли мои преподаватели уже в ВУЗе. Мне нравилось учиться  и в университете, я выбрала специальность, которую сама хотела, мне очень нравилась эта область. Но через какое-то время я даже не хотела ходить на некоторые пары, поскольку часто слышала подобное "Ты сидишь здесь, тратишь деньги свои родителей, а научиться так ничему и не смогла", " Ты с такими знаниями куда работать пойдешь? В дурдом?", "Да такой специалист как ты никому не нужен, ты ничего не знаешь". Сначала я старалась не обращать на это внимания, но потом это стало невыносимо. Я стала прислушиваться к их словам и стала понимать, что в чем-то они правы. В итоге я закончила ВУЗ в этом году, но не ощутила никакой радости. Я стояла с красным дипломом полностью убита и потеряна. Если раньше я была человеком с целями, задачами, представляла свое будущее, то сейчас я просто плыву по течению, я не получаю радости ни от чего. Ни от общения с друзьями, ни от получения новых знаний. Я просто сижу дома, стараюсь не контактировать с людьми, потому что я просто боюсь. Боюсь, что как только я начну говорить с ними, я начну говорить ерунду. Я не считаю, что я могу поддерживать какие-то диалоги, я не хочу, чтобы они на меня смотрели, потому что я не считаю себя человеком, на которого приятно смотреть. Мне просто нечем их привлечь собеседника. Я чувствую себя очень глупым человеком, который ничего не знает, ничего не умеет. Абсолютно бестолковым и абсолютно непривлекательным. Проходя мимо зеркала у меня не повернется язык сказать, что я красивая, потому что я знаю, что это не так. Единственное на что я способна сейчас сидеть дома, вспоминать все эти слова и все больше уходить в себя и думать о том насколько я ограниченный человек. Я очень хочу добиться высот в жизни, но абсолютно не понимаю как мне быть дальше и что делать. Я верю в том, что во всех людях есть что-то хорошее, даже в тех, которые говорили мне неприятные вещи. Скорее всего делали они это не со зла, а потому что у них тоже есть какие-то проблемы, но тем не менее, осознавая данную ситуацию, мне не становится легче. Я пыталась обсудить,высказаться и обсудить эту тему с близкими, но, к сожалению, никто не воспринимает это всерьез и считают, что я просто придумываю себе проблему. Но я так больше не могу, я просто устала от своей никчемности. Заранее спасибо за ответ!
Шендерова Елена

Психолог
г. Калининград
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Елизавета! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения. А это говорит о том, что Вы уязвимы. Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована. Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит. С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди. Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе. Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Зорина Эльвира
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Елизавета
Здравствуйте, Елизавета! Мне очень понятно, что Вы чувствуете, и очень хочется Вас поддержать. Хочу сказать, что многие наши травмы формируются в детстве и юности. То, что Вы описываете, как к Вам относились в школе и в ВУЗе, оказало на Вас очень сильное влияние. На Ваше восприятие себя, своего тела и своих способностей. Очень часто то, что мы слышим от окружающих, не является правдой о нас. Я думаю, что грамотный специалист поможет Вам отделить "свое" от чужого. По тому, что Вы пишете, видно, что Вы очень трудолюбивый, целеустремленный и интересный человек. Осталось только Вам самой поверить в это. Это большая работа, но не отчаивайтесь, у Вас все получится!
С уважением, психолог Зорина Эльвира Консультации 8-911-738-59-96 (WhatsApp, Telegram)
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Екатерина!
Проблема в Вашей самооценке, в неуверенности в себе и именно с этим нужно работать Вам. Вы не обязаны быть удобной для всех. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Уверенность, прежде всего, должна быть внутри Вас, как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои личные границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому. Вы смотрите на себя через замечания других людей, но не видите в себе достоинства, а они есть!
Я Вам дам следующие рекомендации:
1. Меняйте ракурс своего мышления. Умейте отвечать людям, если они Вас пытаются задеть. Ничего страшного нет в том, что сказали Вам другие, они могут говорить все, что хотят, но Вас это не касается, это их мнение.
2. Не бойтесь обидеть и сказать "нет". Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
3. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что ..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями.
4. Поставьте себе цели, записывайте цели в дневник на день, неделю, месяц и постепенно двигайтесь в этом направлении. Делайте анализ всей ситуации, как только возникают противоречивые ощущения, возвращайтесь к первому пункту, посмотрите на ситуацию с разных сторон.
Вы можете более подробно разобраться в Ваших переживаниях, для этого нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Лазарев Валентин
Психолог
г. Москва
Рационально-эмотивная терапия
Ответ для: Елизавета
Елизавета, решение вашей проблемы конечно есть, и оно лежит в плоскости выделения себя из социального окружения как самодостаточную и, главное, самоценную личность. Для этого надо сказать себе одну важную фразу: "Я у себя есть!". Это будет означать, что вы осознаете свою связь с другими людьми, но при этом понимаете что вы не их часть, а целое самой себя. Скажу, что кроме вас самой заниматься вами никто не заинтересован, результаты вашей деятельности и жизни в целом значимы только для вас. Они (результаты) важны для ваших родителей как предмет гордости за родного человека, могут быть важны и для коллектива в котором вы реализуетесь как сотрудник, но значимы только для вас. И все что с вами происходит имеет значение в основном для вас и возможно в какой то мере только касательно для других. Если вы принимаете такую оценочную позицию, тогда ваша картина мира сильно поменяется. Вы становитесь центром собственного внимания, первостепенных интересов в свою пользу. Оценки же других это их видение вас, которое может не совпадать с вашим и значит не приниматься вами во внимание. Ваш личный опыт говорит о том, что оценки других (одноклассников, некоторых преподавателей вуза) субъективны и ошибочны. Вы не только в потенциале, но и впрактике жизни показали свою успешность- хорошо завершили школьное обучение, с красным дипломом окончили вуз. А теперь посмотрите какие результаты пройденного этапа у ваших одноклассников и сравните со своими результатами. У вас есть все основания аплодировать себе и двигаться дальше. Помня о том, что у вас есть собственные личностные границы, которые наполнены компетенциями, самоуважением и желанием саморазвития, самореализации. Это ваш путь, на котором вы сами себе программист, исполнитель и оценщик. И никто точнее и лучше вас самой не сможет дать характеристику вашей личности, повлиять на самочувствие и САМОоценку. Но для этого надо стать значимой для себя, принять и полюбить себя. И тогда с удивлением заметите как станет меняться к вам отношение других значимых людей в сторону принятия и уважения.
Валентин