Зависть к чужому успеху в творчестве - консультация психолога

Всепоглощающая зависть – это то, что я испытываю в последнее время. Я пишу рассказы. Начинала с фанфиков. Для меня творчество – это все. Это единственное место, где я могу заявить о своем «я», реализоваться. Я долго оттачивала свои навыки писательского мастерства, на протяжении семи лет, но у меня есть знакомые, которые добились гораздо больших успехов у аудитории, чем я, хотя пишут они всего чуть больше года, что не сравнится с моим опытом, и главное – пишут хуже. Не потому, что я самолюбива, а потому, что опыт не пропьешь. Я не завидую навыкам этим людей. Я завидую именно признанию, которое они получают и которого мне так не хватает. Говорят, зависть похожа на желание украсть. Это во многом справедливо, но лично я, завидуя, чувствую себя обкраденной. Слава для меня важна, а эти люди, особо не стараясь, как будто у меня ее забрали. Меня также угнетает повсеместная ненависть людей к завистникам. Дело, как мне кажется, не в самом чувстве, а в поступках, на которые толкает зависть. Моя зависть разрушительна и болезненна только для меня, но не для окружающих и тех, кому я завидую. Рефлексируя, поняла, в чем дело: я не могу дать себе любовь, в которой нуждаюсь, и ищу её в других, в славе, а оценке моего творчества. Понимаю сама выход: дать себе любовь. Но как? Я просто не понимаю – как себя любить? Как себя принимать с огромным количеством недостатков? Чувствую: я распадаюсь на атомы. Мне очень плохо, зависть пожирает меня и отравляет мое существование. Но как перестать мониторить соцсети тех, кому я завидую, и сравнивать нас?
Богачев Сергей

Психолог
г. Ессентуки
Транзактный анализ
Здравствуйте, Ульяна. Я правильно Вас понял, что ваши претензии к большей успешности других, как вам кажется - незаслуженной, можно свести к вопросу: почему они, а не я? Есть такая фраза, я с ней согласен - "кто начинает жить чужой жизнью - перестаёт жить своей". А перестав жить своей жизнью мы перестаём творчески мыслить, утончать свои чувства (вкус, мера, прекрасное), управлять собой, своими поступками. Без внутренней работы над собой этот негатив будет разрастаться. И когда это опустошение и для вас станет очевидным, что вы будете делать? Искать виноватых? Два извечных вопроса русской интеллигенции, переставшей жить своей самобытной жизнью и заразившейся подражаниями, завистью, интригами, что привело к кризису творчества, декадансу. Пример: боевая лошадь реализует в деле СВОИ тренированные качества,СВОИ внутренние ресурсы: послушание, смелость, упорство, которые подавляют внутренние препятствия: усталость, капризность, ропот, страх и внешние препятствия: различные шумы (крики, взрывы), всевозможные непредвиденные лишения,делая её непреклонной в достижении цели. Задавайте себе вопросы: почему я хочу славы, признания, хочу, чтобы всё было по-моему? Переориентируйтесь с претензий к миру и другим, да и к себе тоже, просто на полезную информацию о своём внутреннем мире, о своих творческих ресурсах, постоянно работая над выражением своего творчества. И поможет вам в этом - хорошо структурированная беседа с психологом. Всего Вам доброго!
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ульяна
Здравствуйте, Ульяна! Понимаю Ваше состояние. Тяжело переживать то, как другие радуются своим делам, достижениям и успехам, когда потеряна связь с переживаниями своих дел, своих качеств, своих успехов и достижений.
Вы спрашиваете: "Как себя принимать с огромным количеством недостатков? Как перестать мониторить соцсети тех, кому я завидую, и сравнивать нас?"
Можно попробовать, в первую очередь, утвердить для себя то, что принимать себя и направлять внимание на себя Вы будете потихоньку, маленькими шагами.
Для этого можно записать на листе бумаги своё намерение и первые шаги, и каждый день читать это, дополняя новыми шагами, перечитывая в дальнейшем и так же делая новые дополнения.
Например, в первый день это может быть такая запись: " Я намерена направлять своё внимание на качества своей личности, на свои характеристики, особенности, на свои поступки, взгляды, потребности и мотивы, на свои дела, цели, на свои результаты, на свои достижения и успехи. Я буду делать это постепенно, маленькими шагами".
На следующий день Вы прочитаете это и допишете новый пункт, например: "Я умею делать ..., или я ...(какая-то характеристика Вас), или результатом моей работы стали .... и т.д.
При этом Вы можете поступать с соцсетями так же, как обычно поступаете, как Вам захочется. Вы идете маленькими шагами к нужному Вам результату. Постепенно что-то перестроится в Вашем взаимодействии с соцсетями, Вы как-то по-другому решите просматривать то, что Вам нужно. Это работа постепенная.
Выполняя это упражнение каждый день, уже через месяц Вы сформируете навык активно и с интересом обращать внимание на себя, на свои результаты и особенности, а выполняя это упражнение дальше, записывая всё , что касается Вас: и свои потребности - то, чего Вы хотите, и свои новые приобретения, и новые связи, новые отношения, Вы заметите значительные положительные перемены в себе.
Сравнивать себя- это естественная потребность, необходимая для самоопределения, механизм самооценки. Чувствовать зависть, желать того, что есть у другого человека, - неосознанно переживать свою потребность в чем-то. Данное упражнение позволит Вам скорее обращать внимание на свою потребность, фиксировать её и чувствовать личные качества, связанные с этой потребностью. Активность и силы, направленные на просмотр соцсетей, перейдут на работу по просмотру своей личности, своей жизни, своих результатов, своих интересов, своих потребностей, желаний и целей.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Сафронова Наталия
Психолог
г. Москва
Транзактный анализ
Ответ для: Ульяна
Здравствуйте, Ульяна. Ваша история очень резонирует с опытом моего окружения, так как это преимущественно пишущие люди и ваши переживания абсолютно адекватны, понятны и нормальны.
Любить себя – это не константа, а процесс; тем более в период обретения навыка. За попсовым клише «любить себя» прячется не менее попсовое «опираться на себя», что на практике означает признавать собственные чувства, валидировать для себя право на любые чувства (нет хороших и плохих!). Не затыкать, не подавлять и не отрицать их. И уж тем более не осуждать себя за них. В вашем случае было бы интересно исследовать, какое чувство (или чувства) прячутся за завистью: может, это гнев, а, может, страх, а может – то и другое? Какова мощность этих чувств? Если, например, это гнев, то какой он силы? Это скорее досада или же ярость? И насколько легко/сложно выдержать чувства? Есть ли навык сильные чувства проживать или происходит катастрофизация процесса и как следствие – подавление?
Давать себе эмпатическую поддержку вместо эмпатических провалов – тоже составляющая любви к себе.
Касательно достижения успеха начинающими – это скорее про маркетинг и умение продавать себя. Самые разные произведения попадают в «боли» аудитории. Вам важно найти своего читателя и свою аудиторию, но как они о вас узнают? Что для этого можно сделать?
И, на мой взгляд, можно поисследовать и разобраться, был ли раньше опыт, когда вы уходили в фантазии о других, в сравнения с ними, а не сосредотачивались на себе, своих целях и своей реальности? Это может помочь выстроить автономию – где Вы будете в центре собственной судьбы
В рамках дипломной практики консультирую бесплатно. +33 638 05 33 13 телеграм, вотсап
Бандурина Ирина
Психолог
г. Москва
Транзактный анализ
Ответ для: Ульяна
Здравствуйте Ульяна, Так много чувств в Вашем сообщении, их хочется отразить. Попробуйте прочитать и посмотреть на них со стороны.
Вы оттачиваете свой талант и мастерство написания рассказов, уже 7 лет занимаетесь этим. Вы считаете, что успешны и талантливы. Здесь как будто один из ключевых критериев успешности и таланта, который Вы предъявляете к себе и другим - время, потраченное на рост в этой профессии. Вы так же сравниваете себя и конкурентов с точки зрения популярности у аудитории. Оба критерия приносят Вам боль, потому что Вам кажется несправедливым, если у кого-то популярность появляется раньше, чем он успел "набить руку".
Вы постоянно следите за конкурентами в соцсетях, и это как соперничество и бег по кругу - кто быстрее? Их успех вызывает у Вас зависть. Вы не можете остановить себя от этого бега. Вы стыдитесь своих чувств, зависти, она болезненна для вас, она выматывает.
Вы постоянно укоряете себя, ищите в себе недостатки, не можете с ними смириться. Хотите принять себя и полюбить такой, какая есть.
Эффект отражения, после прочтения моего сообщения - это понимание чего-то нового о себе, структурирование информации.
Я бы начала с возвращения нормальности. Испытывать чувства несправедливости, стыда и критиковать себя, когда что-то не получается, то, чего очень хочется - нормально.
Попробуйте отпустить немного ситуацию, поразмышлять, какие ещё сферы самореализации для Вас открыты?
Вы критикуете себя за недостатки. Но я уверена, у Вас есть и достоинства. Попробуйте описать свои сильные стороны. Можно попробовать найти ресурс в близких людях, кто поможет описать Вас с положительной стороны. Мы очень часто критикуем себя в мыслях, но редко - хвалим. Подумайте, за какие качества или действия Вы бы похвалили себя, без привязки к профессиональной деятельности. Это может быть что-то в моменте - например, если Вы поможете спонтанно кому-то безвозмездно, не ожидая ничего взамен.
Тяжело перестать мониторить соцсети в такой ситуации. Тут конечно нужна огромная сила воли. Но само осознание того, что нужно это прекратить делать - это здорово! Попробуйте ставить для себя сначала небольшие цели по соцсетям, и хвалить и награждать себя за их достижение. Сначала - не заглядывать в соцсети 1 час, 2, 3. День, неделя...
Представьте, что произойдет, если Вы обойдете своих конкурентов на повороте? Вы станете счастливее? Вы поверите в себя? Вы перестанете критиковать себя? Если на все вопросы Вы ответили Да, запомните эти ощущения, и поставьте цель - я напишу лучший рассказ и поэтому буду так себя чувствовать. Сравнивать себя с другими - контрпродуктивно. Всегда найдутся люди, добивающиеся успеха быстрее, иногда незаслуженно. Но в этом процессе есть очень важный момент - что Вы растёте профессионально с каждым днём, конкурируя с ними. Они двигают Вас к совершенству. На этом росте стоит сфокусироваться, собственный прогресс отслеживать продуктивнее. Если переключить точку фокуса на себя, то чувство ревности станет слабее.
Очень надеюсь, что мои мысли отзовутся Вам. Тяжело в переписке давать точные и эффективные приемы, когда так много чувств. Если трудно разобраться с ними - лучше поговорить с кем-то, идеально - с психологом. Желаю Вам реализации и уверенности в себе!
Консультирую онлайн. Запись: https://dikidi.net/1085038 телеграмм: +7 995 508 5441