Не люблю никого, особенно себя - консультация психолога

Такая проблема - я перестала чувствовать. Совсем. Близкие люди вызывают раздражение еще большее, чем посторонние. Я их не люблю. Раньше думала, что любила. Просто, мне кажется, я поняла, что любить их не за что (как и меня). Постоянные упреки в мой адрес, показное разочарование, внушение чувства долга, давление на больные места в душе, манипуляции (в том числе от собственной неустроенности в жизни и безысходности) - все это отбило не то что любовь, но и привязанность. Однако есть ощущение внутри, что это неправильно. Я неправильно себя веду по отношению, например, к родителям? Когда они мне внушают, что я ничтожество, а я говорю им, что они - такие же, и что у меня не было другого примера. И не люблю никого, их в особенности (как и других людей: чужих и близких). Или это нормально - никого не любить?
Басова Надежда

Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Мария
Здравствуйте, Мария!
Мне кажется, что Вы пишете о накопившихся чувствах, которые возникли в среде отношений с близкими людьми. Вы пишете о раздражении. Возможно, за этим раздражением ещё существуют обида, гнев.
Иногда чувства переполняют и возникает потребность их выразить. Иногда потребности человека не удовлетворяются, и он переживает в связи с этим негативные эмоциональные реакции.
Как чувства нуждаются в проживании, осознании, выражении (для того, кто их чувствует), так и потребности.
Потребность можно осознать, ответив на вопрос: что я хочу, или что мне нужно?
Попробуйте письменно ответить для себя на этот вопрос. Например, это могут быть такие ответы:
Мне нужно уважение или я хочу, чтобы меня уважали,
Я хочу, чтобы меня любили,
Я хочу, чтобы мне выражали свою любовь,
Я хочу, чтобы мою любовь принимали,
Я хочу, чтобы мою заботу принимали,
Я хочу любить,
Я хочу, чтобы меня благодарили,
Я хочу, чтобы признавали мои заслуги,
Я хочу, чтобы меня хвалили,
Я хочу, чтобы с моим мнением считались,
Я хочу, чтобы обо мне заботились,
Я хочу, чтобы ко мне проявляли интерес,
И т.д.
Вы пишете, о каком-то противоречии в своих ощущениях, что "есть ощущение внутри, что это неправильно". Это может указывать на то, что чувства, которые переполняют Вас, противоречивы.
С одной стороны, накопились негативные чувства, оттого, что многие Ваши потребности не удовлетворены, и многие из них не осознаются Вами, остаются без Вашего внимания,
а с другой стороны, существует Ваша жизнь, в которой удовлетворяются другие потребности, в том числе связанные с этими же людьми, в общении с которыми не удовлетворяются некоторые важные потребности.
Иногда, переживание какой-то одной части жизни способно затмить в сознании все другие части жизни. Всё зависит от того, как человек осмыслит, осознает те негативные чувства, которые связаны с проблемной частью жизни, сможет ли он определить, какие его потребности просят удовлетворения.
Например, если отчётливо переживать: опустошенность, боль, раздражение, обиду, злость и т.д. (тяжёлые чувства), то есть вероятность того, что появится вывод, как какое-то обобщение (со словами: никто, никого, никогда, всегда), что все, что есть сейчас, всё, что существует - это только опустошенность, боль, раздражение, обида, злость.
Можете попробовать, после того, как выпишете свои потребности в упражнении "Я хочу...",
написать ниже, что в Вашей жизни "есть такая часть, в которой я не получаю удовлетворения этих потребностей";
напишите, что "это только часть моей жизни, и это только часть моих потребностей".
Можете попробовать написать, если Вам подходит это упражнение, что в Ваших отношениях с близкими людьми, можете перечислить этих людей, "Я чувствую ... (напишите, какие чувства)" и далее - "это только часть моих отношений с этими людьми, это значительная часть этих отношений, то, что я чувствую в этой части, это только часть моих чувств по отношению к этим людям".
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Мария
Добрый день, Мария!
Вы пишете, что перестали чувствовать, но одновременно вы пишете о возникающем раздражении - а это чувство! Кроме того, вы пишете, что у вас внутри есть определенные ощущения.
Мне кажется, вы имеете дело с двумя конфликтами: один внешний, с людьми, которых вы считали близкими и в которых разочаровались; и второй - внутренний, что с одной стороны, вы чувствуете к этим людям в лучшем случае безразличие, а с другой - некий внутренний "цензор" говорит вам, что это "неправильно". Могу вам предложить начать разбираться с этими конфликтами.
Кроме того, вы в заголовке своего запроса написали, что не любите саму себя, даже "особенно себя", потому что вас якобы не за что любить. А что вы чувствуете к самой себе? И какими мыслями это сопровождается? Когда вы поняли, что не любите себя? Это еще один ваш запрос, с которым тоже могу предложить вам работу.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Лейла Али
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Мария
Добрый день, Мария!
Сочувствую Вашему самоощущению, это очень тяжело.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе уважение, заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и можете терпеть, что нет, что Вам нравится, как отдыхать от стресса, как поощрять себя и т.д.) и страсть (к своему делу, профессии, внешности). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Соответственно первый и главный шаг сейчас - это восстановление любви к себе. Это кропотливый труд, который займет некоторое время, но через некоторое время Вы станете гармоничной личностью и станете жить радостно и полноценно!
Буду рада помочь Вам более подробно проанализировать ситуацию, найти корень проблемы, пути решения и улучшить жизненную ситуацию!
Приходите на бесплатную онлайн-консультацию (20 минут)!
Запись по Whatsapp +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Мария
Мария, здравствуйте. Можно отметить, что любовь - это чувство и оно формируется за какое-то время до вашего рождения и потом оно увеличивалось согласно того, как вы росли и взрослели (кстати, особенно младенцы, ничего не могут сделать для родителей, а их родители любят). Разве обязательно любить за какие-то поступки или дела? Возможно, в какой-то момент вы стали отмечать, что ваши чувства не совпадают с чувствами ваших близких людей, в такой момент можно подумать, что любви нет и тогда логичен вопрос, а что с вами произошло, что произошло в родительской семье? Сколько вам лет? Это может быть и переход в подростковый период и может быть кризис в родительской семье или изменился состав семьи...
Мария
Пользователь
Ответ для: Зубкова Галина
Здравствуйте! Мне 22, семья полная. Я просто не понимаю, что происходит сейчас. У нас никогда не было дружной семьи, не было взаимопонимания и гармонии, но, тем не менее, с мамой у меня были близкие отношения, глубокая привязанность. Сейчас все пропало, не могу сказать, что из-за каких то моих проступков, я всегда была «удобным» ребенком. Сейчас я выросла, вместе с тем не оправдав ожидания родителей в мою сторону, но и стала считать, что соответствовать чужому «хочу» не обязана. Мне тяжело общаться с родителями, хочу отгородиться, но и прошлое не позволяет полноценно это сделать. Есть же какие-то воспоминания, остатки привязанности… но все это с маленькой вероятностью перевешивает то отношение родителей ко мне, которое сформировалось сейчас. Пытаюсь их по-человечески понять, но пока не могу. Ощущаю себя роботом, ибо психика устала реагировать с полной силой на происходящее
Мария
Пользователь
Ответ для: Ксения Васильева
Не могу ответить на вопрос, когда поняла, что не люблю себя, потому что не помню, чтобы я хоть когда-то себя любила. Я по отношению к себе жестока и критична, всегда считала себя «недостойной»: любви, внимания, признания, друзей, приглашения. Мне всегда было удивительно, когда я слушала истории других людей, как они куда-то случайно попали, познакомились, их позвали и т.д. Меня никогда никто никуда не звал. Было ощущение, что это несправедливо, но сейчас оно притупилось, сейчас даже чаще думаю, что я этого заслуживаю, что меня и незачем звать, а что хорошего и интересного во мне, зачем мое общество нужно людям? Про любовь вообще молчу, всегда - ВСЕГДА - особенно с подросткового возраста, была уверена, что такую, как я, полюбить (как друга, как партнера так вообще) невозможно, что это из ряда фантастики. Хотя и понимаю, что любят и принимают всяких, что нет идеальных людей, что у всех есть странности и недостатки. Но как будто бы во мне что-то такое отталкивающее есть, что делает любовь ко мне невозможной. Да и интерес - тоже. При мысли об этом хочется пожать недоумевая плечами и хихикнуть - мол, ну нееееееет, не может быть, вы что… Тем не менее, прожив в таком состоянии не один год, привыкаешь, как-то смиряешься что ли, начинаешь обороняться немного: мол нет и не надо! Пытаюсь сама себя полюбить, раз больше нет желающих. Но это как-то непосильно тяжело дается…
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Мария
Цитата: Я по отношению к себе жестока и критична, всегда считала себя «недостойной»: любви, внимания, признания, друзей, приглашения.
Один из базовых инстинктов человека - это инстинкт самосохранения, на котором базируется разумный здоровый эгоизм. Поэтому обычно сам человек не начинает о себе думать, что он недостойный - на 99,9% это точка зрения, навязанная кем-то извне.
Начнем с простого: как к вам относились родители? Были ли вы желанным ребенком? Как считали родители - оправдываете ли вы их надежды на вас?
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Цитата: с мамой у меня были близкие отношения, глубокая привязанность
- и в то же время:
Цитата: я всегда была «удобным» ребенком. Сейчас я выросла, вместе с тем не оправдав ожидания родителей в мою сторону
- есть над чем задуматься. В чем выражалась ваша с мамой близость и как проявлялась глубина привязанности?
Мария
Пользователь
Ответ для: Ксения Васильева
Ребенок я в семье первый, желанный (три года не получалось у родителей). Как они относятся ко мне… даже не знаю. Вроде бы, открыто моя свобода никогда не ущемлялась. Но я и не доставляла хлопот. Несмотря на то, что ребенком я была довольно темпераментным и вспыльчивым, в целом моя детская жизнь состояла из чтения книг и сидения дома, мне было, наверное, интересно с самой собой. В подростковом возрасте доходило до того, что меня просто насильно заставляли выйти на улицу и с кем-то пообщаться (уже тогда появилась неуверенность, что я достаточно хороша для общества). Долго время я была в мире просто тенью, хотя, наверное, это не в моей природе, потому что сейчас, хоть я и не вторгаюсь открыто в пространство, тенью назвать меня сложно, часто слышу о том, будто бы моя «энергетика пробивает все вокруг», когда рядом находятся люди. В целом, в жизни я не участвую, больше наблюдаю. Сейчас я стала больше нравиться себе, но скорее это потому, что создала себе некий образ- и внешне и внутренне, и люди им даже восхищаются. Но это не я, а где я - большой вопрос, такое ощущение, что я вообще себя забыла когда-то давно. Думаю, родители обо мне беспокоятся, но все равно через призму себя, своего «лица» и положения. Да, я не оправдываю их ожиданий, к 22 годам я ничего не достигла, не прошла ступени, принятые в обществе за норму: высшее образование, брак. Все мои знакомые из прошлого уже заканчивают обучение, женятся, а я не могу никак найти себя, не хочу тратить время на то, что мне не интересно. С 17 лет я живу одна в Москве, переехала сама. Ничего плохого со мной не случилось, но и хорошего тоже. Сейчас отношение родителей ко мне крайне ужасное, я их не узнаю, будто их подменили, абсолютно чужие мне люди.
Мария
Пользователь
Ответ для: Ксения Васильева
Отношения с мамой были очень близкие, ни у кого из моего окружения такие не встречала. Мама воспитывала меня как свою подружку (с ее слов). Сейчас я понимаю, что это неправильно. С ее стороны, когда я стала взрослеть и становиться отдельным человеком, появились манипуляции из разряда «ты про меня забыла», хотя это не так.Хоть я и живу в другом городе, созванивались с мамой мы каждый день. И все таки я чувствовала, что пора отделяться, иначе моя жизнь пройдет мимо. В очередной свой приезд мы окончательно разругались, у нее много претензий ко мне, о безусловной любви как в детстве (хотя бы о намеке), нет и речи. В ее глазах я абсолютная неудачница, которую, по ее словам «не за что уважать». Не могу простить ей это. Не знаю, что делать.
Мария
Пользователь
Ответ для: Ксения Васильева