Выгорание - консультация психолога

Здравствуйте, я учение 11 класса и готовлюсь к ЕГЭ 2020
Весь процесс подготовки полностью лежит на моей ответственности, на моей дисциплине, самоорганизации. Меня никто не контролирует, я практически полностью готовлюсь сам. И недавно я понял, что халатно к себе относился, у меня случилось выгорание, тогда это я называл "само-саботаж", он длился более недели, я не занимался тем что нужно было, я занимался только тем, что хотелось и это сильно подорвало мою продуктивность. У меня есть всего пару вопросов, к некоторым из них будет небольшое дополнение в видео пояснения
1. Главной причиной выгорания по моему мнению, это было ограничение себя от вещей, которыми я люблю заниматься. Вот только по началу я полностью отказывался, так вырастала самодисциплина, я только одни раз в неделю занимался весь день как хотелось, но я понимал, что 24 ч. просто не хватает. Когда я подробнее узнал про прокрастинация, то понял, что нужно и делать необходимое и давать делать то, что хочется, после пару дней я создал подробный план того, как успешно подготовиться к ЕГЭ и почти сразу же появилось выгорание, я всё загубил будто специально. Почему так произошло ?
2. Я понимаю и вроде бы осознаю важность сдачи экзамена успешно (удовлетворительно), какие бы я вопросы себе не задавал, всё сводиться именно к том, что нужно сдать экзамен, но мотивации нет, нет этого огня в глазах, я все равно считаю его абсурдным, мне просто не хочется участвовать в его сдачи. Хотя для меня некий смысл жизни - это самореализация, я очень люблю развиваться, почти во всех сферах, которые меня интересуют, но по своему, к примеру я люблю биологию только в некоторых аспектах, которым мало уделяют время в школе, поэтому в школе я не люблю её. Я всегда всему, что меня интересовала  учился сам. Вот и в ЕГЭ есть очень интересные стороны, для меня ЕГЭ как испытание, которое проходят марафонцы, оно в моих интересах, но при этом, этого огонька так и нету. Как понять, как зажечь этот огонёк ? Или лучше вообще не пытаться ?
3. Как можно выйти из состояния выгорания (хоть на данный момент я и успокоился и снова возвращаюсь к роботе) ? Я не хочу, чтобы оно повторилось
Лазарев Валентин

Психолог
г. Москва
Рационально-эмотивная терапия
Даниил, здравствуйте! Из текста письма ясно, что вы обратились на форум с проблемой эмоционального выгорания. Однако из содержания написанного трудно увидеть эту проблему. Скорее психологическая проблема состоит в том, что вы перед выпускными экзаменами из школы увидели границу, за которой неизвестность, которая вас тревожит, обретая форму страха. Это и вызывает напряжение, стресс. И, действительно, сложившийся у вас в школе опыт самореализации строился на протестных принципах. Учась вы выбирали для углубленного освоения те аспекты учебных предметов, которые получали недостаточное (или вообще не получали) освещение учителем. С этим дополнительным или новым знанием вы выходили на классную аудиторию, получая удовлетворение от оригинальности сообщаемой информации, таким образом поддерживая свой авторитет оригинала и самооценку в глазах соучеников. И вот на горизонте новая жизненная перспектива, в которой привычные способы самоутверждения и самореализации могут не сработать. Думаю, что именно в этом и заключена проблема, питающая ваши страхи. Однако подобная ситуация не оригинальна, с ней встречаются многие выпускники школ и других учебных заведений. Здесь важно понять, что впереди новая жизнь, новые вызовы. Даниил, как видно из текста письма, вы человек талантливый, способный к самооценке и самоорганизации. Вот и задействуйте этот свой "капитал" для решения проблемы. Прежде всего осознайте то, что человека любого сознательного возраста сопровождает целеполагание, главные и важные задачи. Что для вас в настоящее время является главным, а что важным? Расставьте приоритеты. Предположу, что на данный момент главным является подготовка и успешная сдача ЕГЭ. Это условие для воплощения планов, программы самореализации после окончания школы. Надеюсь, что они у вас есть. А то что вы называете выгоранием - это отмазка, которая скрывает вашу растерянность перед наступающим будущим. Соберитесь, настройтесь на решение главного в задачах дня и у вас состоится будущее.
Валентин
Даниил
Пользователь
Ответ для: Лазарев Валентин
Здравствуйте, большое спасибо за ответ
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Даниил
Здравствуйте, Даниил! Я согласна с коллегой, прочитала его ответ.
Хочу добавить, Вы пишите: "Весь процесс подготовки полностью лежит на моей ответственности, на моей дисциплине, самоорганизации. Меня никто не контролирует, я практически полностью готовлюсь сам". Думаю, что в этом заключается проблема истощения психологических ресурсов и мотивации. Вы молодой человек, вы растёте и активно социализируетесь - социально растёте. В любом процессе, для его эффективного протекания, важно наличие всех необходимых составляющих. В обучении и социализации так же. Есть тот, кто учится и социализируется, с одной стороны, а с другой - тот, кто учит и социализирует: кто ведёт, организует, контролирует. Он инициирует и возглавляет этот процесс.
Тот, кто учится и социализируется эмоционально и психологически вовлечён в этот процесс. Тот, кто обучает, тоже так же вовлечён в этот процесс, эмоционально и психологически, ведь его цель и продукт его труда связаны с тем, кого он обучает.
Даже Ломоносов искал наставников. Без них обучение очень тяжёлый труд. Обучение в этом похоже чем-то на выращивание сада. Деревья и сами могут вырасти, но, чтобы окультурить их рост, создать красивый сад - нужен хороший садовник.
Люди, очевидно, сложнее растений)) Чтобы человеку расти в нужном направлении, ему нужно быть связанным с тем, кто представляет это направление. С тем, кто активно организует процесс его профессионального роста, обучения.
Если рядом с Вами нет таких людей, то Вам действительно не хватает этой энергии, идущей от наставника. Вы, получается, сам себе наставник. Поэтому идёт истощение. У человека много потребностей в процессе обучения, есть потребность в принадлежности,в признании, эти потребности удовлетворяются в среде диалога, отношений с организатором обучения.
Посмотрите, может быть кто-то претендует на эту роль, но Вы отворачиваетесь от него, т.к. считаете, что этот человек не соответствует каким-то Вашим и общим требованиям. Постарайтесь найти такого наставника, даже если он не будет приближен к идеалу. Он может быть в интернете, например, тот, кто выкладывает онлайн уроки, может он ведёт какой-то диалог в чате, в комментариях.
Если так сложились обстоятельства, что Вам сложно найти учителя, наставника, то можете выбрать его из авторов каких-то книг по предмету, по которому Вы готовитесь. Это может быть какой-то ученый
Выберите ученого, личность и биография которого Вам интересны. Читайте иногда его работы. Вступайте с ним в мысленный диалог. Наделите его ролью своего наставника. Это станет дополнительным психологическим ресурсом в процессе обучения. Задавайте вопросы на сайтах, которые посвящены подготовке к ЕГЭ, взаимодействуете с другими, не замыкайте весь процесс на себе, берите информацию и энергию из других источников, учитесь получать помощь, даже если Вам кажется, что Вы в ней не нуждаетесь. Наставники и учителя есть, они бывают далеки от идеала, но они нужны в своём процессе обучения. Для начала, просто разрешите себе иметь наставника в этом процессе.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Даниил
Пользователь
Ответ для: Басова Надежда
<Большое спасибо за ответ и совет, обязательно попробую
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Даниил
Спасибо за вопрос, Даниил! Обращайтесь, буду рада Вам ответить!