Тяжелое несчастье — как себя вести, чтобы пережить? - консультация психолога

У меня есть дом, где я выросла. Там жил мой дядя. И то ли по неосторожности, но скорее всего специально, устроил поджог в ноябре. Сгорел и он, и дом. Я всю жизнь боролась за этот дом а в итоге его не отдали, продали а просто стерли в пыль. Для меня это большой удар, т.к. этот дом для меня - моё сакральное место. А теперь его нет, вещей дорогих сердцу нет - одни стены и пепел. Остались все остальные постройки типа гаража и роскошный сад. А посредине всего - руины...
Хоть я там и не была, у меня перед глазами всё время страшная картина. Или картина того, как это было и кажется, что оно там так и есть. Кажется, что я еще успею приехать и всё спасти. Кажется, что... И наступает паническая атака.
Врач прописал мне Золофт (анетидепрес.) и Прегабалин. Я жду, когда начнёт действовать, стану спокойной и непробиваемой.
Что мне теперь делать? Поехать туда весной - это правильная идея? Сначала успокоиться - потом ехать, увидеть, ужаснуться, и неизвестно как вообще отреагирует мой организм. Может я от шока заболею, умом тронусь умом. А может просто спокойно буду разгребать завалы...
А можно забирать вещи, если я хоть что-то еще там найду кроме пепла?
Или может туда не ехать...еще пару лет? Но тогда сад зарастёт, столько труда потрачено впустую!
Как принять случившееся? Как себя уговорить, успокоить?
Манойло Татьяна

Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Ответ для: Натали
Здравствуйте, Натали!
Сожалею о вашей утрате. Жаль, что пострадало ваше "место силы".
Я предложу план действий, с учётом вашего состояния и потребностей:
1) Сначала убедитесь, что антидепрессант вам подходит. Что он работает без побочек и выполняет свою функцию. Психическое благополучие на первом месте.
2) Проконсультируйтесь с психиатром на счёт вашей ситуации. Возможно он точнее вам скажет когда лучше предпринять эту поездку.
3) Т.к. эта поездка важна не только чтобы оценить ущерб, но и для того, чтобы позволить себе отгоревать по утрате - съездить правда нужно. (когда бутите в более устойчивом эмоциональном состоянии) Это позволит вам увидеть как всё в реальности и попрощаться с кошмарными фантазиями.
4) Не отправляйтесь туда в одиночку ни в коем случае. Возьмите партнёра, подругу, родителя, коллегу. Кого-то, кто подаст вам воды и поддержит в этот момент.
5) Составьте план действий. Вы будете восстанавливать этот дом или хотите попрощаться и продать его? Может быть пока что вы хотите просто провести там некоторе время, свериться с собой? Может быть так, что для вас имеет смысл взять туда с собой чай с бутербродами или какие-то инструменты для работы в саду. Всё же вы едете не на могилу, а в определённое пространство, где не смотря на пожар, есть пространство для действий.
Данный план позволит вам не разрушиться о болезненную ситуацию, а прожить важный эмоциональный момент и сохранить устойчивость и непробиваемость в дальнейшем. Удачи вам!
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Натали! Какой диагноз поставил вам врач? Исходя из этого можно выстроить детальные рекомендации. Если тревожное расстройство или депрессия в анамнезе есть, то первое, что порекомендую - это обязательную работу с психологом. Второе, если все-таки состояние временное, например, вы длительное время находились в стрессе, у вас хроническая усталость и прочее, то можно сделать вот что:
- избавиться от сожалений можно расстановкой приоритетов и осознанием себя в моменте "здесь и сейчас", застревание в прошлом и придача сакрального смысла чему-то - это не совсем продуктивная тенденция. Вопросы, над которыми можно порефлексировать: "Дом разрушен или нет, чем он мне поможет мне сегодняшней?", "Чего я на самом деле хочу? Жить в тех стенах? Это единственное, где я бы могла жить? Если разрушен, могу ли я построить там что-то еще? Принадлежат ли мне права на него? Если нет, то полезного в мысли о том, что разрушили дом, в котором я выросла, о чем я хочу себе напоминать? Чем можно заменить эти воспоминания?" и прочие осознанные вопросы. Пока вы на них не ответите честно и предельно кратко, вы будете каждый раз подпитывать свое миндалевидное тело мозга все новыми и новыми негативными эмоциями, но не делая выводов, это замкнутый круг.
Далее, откуда вы знаете, что случилось с домом? Если вам кто-то сказал, попросите его сфотографировать то место. Какой смысл вам ехать туда - просто посожалеть, пошатнуть свою нервную систему, посокрушаться? или оформить какие-то документы? Если это не ваш дом в принципе, то тоска по утраченному (по детству, например), свойственна любому человеку, однако, это лишь тоска, она не требует приема лекарств. Тогда логичный вопрос - по какой причине вы так несчастливы в настоящем, что происходит здесь и сейчас, что вы так крепко держитесь за прошлое?
Очень глубокая фраза "сакральное место" обязывает вашу психику поворачиваться на 180 градусов именно в прошлое. А что для вас значит слово "сакральное"? Сакральность - это все божественное, не поддающееся объяснению, мистическое, необыденное и неземное, то есть священное. Отсюда и будет исходить ваше представление о доме. Родной дом - это священные стены, кирпичи? Или родной дом - это что-то другое (близкие люди, отношения, радость и пр.). А что вас радует в настоящем, почему вас так затягивает в прошлое? Эти вопросы, на мой взгляд, более важные. Прошлое - это уже опыт и воспоминания, а настоящее - это то, что должно занимать ваши мысли, делать вас счастливой и дарить новые моменты, которые тоже станут прошлым, жизнь не стоит на месте.
Будьте счастливы, берегите себя.
Нужна помощь? КОНТАКТЫ в профиле (WhatsApp), приём онлайн и очно. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.