Все совсем плохо - консультация психолога

Здравствуйте. Долго писал и уточнял текст. Потом долго сомневался, создавать ли эту тему. Возможно, мужчина должен решать такие вопросы сам. А если не может, значит он ленивый, неумный, слабый. Может, не заслуживающий право на место среди других людей. Но я хочу измениться, и делаю для этого все в пределах своих возможностей, воли и ума. Впрочем, решение ответить остается за вами.
Много лет мучают одиночество и страх за будущее. Не могу устроить ни дружеские, ни личные отношения. Во-первых, из-за того, что я неинтересный собеседник. Много лет учился общению по книгам и на практике. Но из-за медлительности мышления не успеваю формулировать фразы. Из-за плохой памяти забываю слова или забываю истории, которые можно было бы рассказать. Из-за рассеянности теряю суть диалога и забываю, что говорил собеседник. Свои мысли тоже постоянно \"вылетают\" из головы. В каждой комнате блокнот, записи снимаю на телефон, чтобы постоянно просматривать. Медицина и тренировки памяти не помогают.
Во-вторых, кажется, я недостаточно интересуюсь другими людьми из-за того, что у меня другие увлечения и хобби и из-за постоянной зацикленности на своих делах или проблемах со здоровьем. Вероятно, это проявление эгоизма.
В-третьих, когда открываюсь и слишком сближаюсь с людьми, они видят, на сколько я уступаю им в уме и на сколько отличаюсь. За первое получаю насмешки, за второе - осуждение. Поэтому приходится соблюдать определенную дистанцию.
В итоге я одинок и боюсь, что так будет до конца. Отношения с родителями хорошие, но они очень пожилые люди с другими интересами, общение с ними не компенсирует чувство одиночества. С другими родственниками общаюсь мало, чтобы не узнали о моих проблемах.
2-я проблема - страх за будущее из-за финансовых трудностей и плохого здоровья (болезни неприятные, не буду называть). С 2000 по 2020 работал 50-55 часов в неделю, пробовал 4 специальности. Несколько сотен часов изучал инвестирование, фондовый рынок. У меня всегда есть подробные регулярно дополняемые план проф. развития и план по финансам. Много читал про личностный рост и эффективность, применяю, что могу. Но не смотря на все это, последние 18 лет не было ни одного трехлетнего периода, когда бы мой доход не стал меньше, чем в предыдущем таком периоде. Ведь я старею, голова работает хуже, тело болит все сильней, сложнее учиться, оставаться конкурентоспособным. Последние 4 года могу работать только дома, так зарабатывать еще труднее. При обострениях тяжело работать даже дома. Сейчас работаю в IT, и это первая работа, которая действительно нравится. Но получается не очень. А в связи с последними событиями жизнь будет все дороже и сложней. Особенно, если ты больной, совершенно одинокий старик.
Мало того, не смотря на все знания и осторожность, я потерял большую часть сбережений на то время, когда работать не смогу. Уже давно не хватает на лечение. Теперь едва хватает на жизнь. Получить инвалидность с пенсией не получается. Мне страшно. И стыдно, что не могу помочь деньгами родителям.
Мне говорили, улучшить эмоциональное состояние помогла бы концентрация на приятных мелочах, но никак не могу научиться. Напротив, даже то, что любил в молодости, не дает положительных эмоций, потому что внимание занято поиском решения проблем. Любимое дело (творчество) тоже давно не радует. Впрочем, теперь занимаюсь им мало - почти все доступное время и силы уходят на учебу, работу, лечение и бытовые дела.
Пришел на ум такой пример: можно не замечать жажду и концентрироваться на приятных мелочах, если 3 дня не пил? Можно концентрироваться на приятных мелочах, когда понимаешь, что скоро умрешь без воды?
Научиться \"жить одним днем\" тоже не могу - для этого нужно быть умнее. А мне нужно постоянно анализировать ошибки прошлого и строить прогнозы будущего для планирования и для поиска путей предотвращения вероятных осложнений. Я хочу быть беспечным, спонтанным, меньше думать и действовать по ситуации, но не имею такой возможности.
Но я так устроен, что пока не удовлетворены описанные выше потребности (отношения, некоторый заработок для уверенности в будущем за себя и родных, возможность для хобби), мне плохо. И не пойму, как от них отказаться. Сколько делал, чтобы добиться этих трех простых вещей, но становлюсь от них только дальше, потому что здоровье уходит, доход падает, а времени до конца все меньше. Когда оглядываюсь на годы поисков и трудов, самому не верится, что это все не дало результата.
Сам причинами неудач вижу: на 10% - возможные когнитивные искажения и \"страх\" действовать (вернее, неточная оценка рисков непродуктивной траты ресурсов); 30% - лень, апатию, прокрастинацию, неорганизованность; 60% - здоровье и когнитивные трудности, из-за которых принимаю неверные решения, медленно учусь, испытываю затруднения в общении, вынужден быть осторожным и т. д.
\"Чего я жду от форума?\" Совета, что сделать, чтобы не было так плохо. Совета, в каком вообще направлении двигаться. Или что общение здесь что-то переключит в голове, и я сам это пойму. Уже задавал вопросы в сети (обратиться очно не могу!) То, что смог понять и сделать, мало меняло ситуацию. Но больше не знаю, на что надеяться. Последние лет 17 ощущение, что делаю что-то не то, что нужно что-то сильно менять, но не пойму, что или как.
Вот более конкретные вопросы: - Как смириться с ситуацией, которая не устраивает, если ее не получается изменить? - Как меньше переживать о дальнейшем ухудшении жизни и негативных событиях, вероятность которых высока? - Не дает покоя ощущение, что я так и не начал жить. Постоянно переживаю, что остается все меньше времени до конца, а я так и не жил. Что делать с этим? - Как стать менее восприимчивым к одиночеству? Это чувство очень болезненно, забирает много внимания, выматывают, как больной зуб, который нет возможности вылечить. Я понимаю, что у социально дезадаптированного, неумного, нерешительного, неуверенного, нездорового, зацикленного на себе, несостоятельного мужчины не может быть личных отношений, вне зависимости от любых его достоинств. Общение по интересам в сети не спасает. Оно эпизодично, не располагает к разговорам о личном, не позволяет переживать вместе эмоции, а из-за отсутствия окружающего контекста поддерживать его мне еще сложнее. Живое общение с коллегами на работе давало в 10 раз больше, при том, что я занимал в нем пассивную роль. Но вообще, отношения не заменит никакое общение. Да, есть расстройства или особенности личности, при которых человеку всегда хорошо одному, но я не из таких. - Не хватает и энергии, и силы воли, чтобы делать больше. Доступный отдых ресурсов не дает. Где их искать?
Живу один. Не религиозен. По тестам психастеник, тревожность и депрессия выше среднего, IQ ниже, тесты на логику выше среднего. В детстве ничего особенного, но часто болел, лежал в больницах, не ходил в сад. Лет с 15 бессонница и постоянные слабость и сонливость, особенно, утром и днем. После 25 эти проблемы значительно усилились и очень мешают жить. Анализы почти в норме. До 35 сильно заикался, лечение помогало мало, но потом речь сама стала чуть лучше. Пробовал приемы КПТ, но не нашел точек пересечения - там больше про ошибки мышления, а у меня - про отношение к обстоятельствам и фрустрацию. Медитация, техники осознанности, спорт не помогают. АД и АК помогают мало. Завести собаку, к сожалению, не могу.
Еще советовали волонтерство, но не смогу найти ресурсы - их еле хватает на поддержание собственного существования. Последние лет 6 приоритетная задача - выжить и помочь выжить близким. Я помогаю и другим, но не могу уделять на это столько времени. Похоже на отговорку, но действительно не вижу возможности.
Говорили, надо улучшить самооценку. Но себя оценивают по способностям и успехам, а они у меня совсем скромные. Думаю, она даже завышена, потому что всегда переоцениваю свои способности, когда строю планы и начинаю проекты.
Простите, если буду отвечать не сразу - сложно со временем, и устал очень. Спасибо за любые советы.
Хайруллаева Мария

Психолог
г. Комсомольск-на-Амуре
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Иван
Здравствуйте! Задайте один конкретный вопрос, пожалуйста, тот на который Вы хотите получить ответ прямо сейчас
Психолог Мария Хайруллаева Для записи на консультацию пишите на номер +79141626007 WhatsApp
Зайцев Виктор
Психолог
г. Новочеркасск
Гештальт-терапия
Ответ для: Иван
Здравствуйте Иван. Складывается впечатление что вы потратили достаточно много сил на написание этого сообщения. Вы обозначаете различные сложности которые хотите разрешить, но все таки одна из них появляется чаще других одиночество/отношения. Нам всем нужны другие люди, одним больше и чаще, другим реже и меньше, но нужны. Похоже в вашем опыте очень мало, или нет таких отношений, где бы вы чувствовали себя свободнее, могли быть таким как есть прямо сейчас, без попытки переделать себя под ожидания (чьи?) других. Похоже у вас есть много убеждений о том каким НУЖНО быть вам и чего ожидают другие (кто эти другие?). Попытка научиться строить отношения по книгам и советам, не вступая в них, обречена на провал, как и попытка таким образом научиться плавать, боясь воды и не входя в неё). В психотерапии (той что про отношения, не КПТ) а может даже лучше групповой, есть такая возможность - учится строить отношения в безопасной среде, получать отклик на себя, замечать других, осознавать чего боюсь, когда убегаю, как отталкиваю, для чего остаюсь один. Это конечно достаточно эмоционально сложно, но того стоит.
Удачи Вам в преодолении сложностей. (WhatsApp, Viber, Telegram) +79081731567
Иван
Пользователь
Ответ для: Хайруллаева Мария
Наверно, у всех моих проблем и вопросов в той или иной степени одна причина или причины. Вот этот, пожалуй, выделю. Самый простой из всех:
Не хватает и энергии, и силы воли, чтобы делать больше. Доступный отдых ресурсов не дает. Где их искать?
Кузубова Вероника
Психолог
г. Уфа
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Иван
Здравствуйте. Скорее всего ваша энергия тратится на обдумывания, мысли, предположения, страхи и др. Мысли утягивают и растрачивают вашу энергию. Вы можете в течение недели каждый день выписывать на бумагу все что у вас есть в голове (в течение 20 минут) - чтобы очистить сознание и мозг от мусора. Либо преобразовать эти мысли в творческий ресурс и написать что то ценное (вон какой большой рассказ у вас получился). Включаете тело, когда внимание перейдёт из головы в тело, появятся силы (спорт, зарядка, плавание, прогулки и др) Болезни могут возникать из за нереализованных потребностей, тревожности, страхов-т.к.это единственный способ справится с какой либо ситуацией для вас, если вы не придпринимаете никаких действий и увязаете в мыслях. Тут надо разбираться с каждым недугом отдельно.
Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Иван
Иван, здравствуйте. Лень - это про отсутствие мотивации, как Вы говорите, если 3 дня не пить, потом не лень себе воды налить. Чтобы быть интересным другим, нужно быть интересным себе. И правда недостаток ресурсов - это существенно, однако умение радоваться жизни не зависит от него. А вот способность строить близкие отношения предполагает готовность открываться и быть уязвимым. Во всех других отношениях трудно расстаться с чувством одиночества, по большому счёту наши чувства больше зависят от нас, а не от количества людей вокруг нас. Проблемы со здоровьем, конечно мешают хорошему самочувствию, но они и показывают слабые места. Рекомендую методы эмоционально-образной терапии и телесно-ориентированной. У Виктора Франкла есть книга "Человек в поисках смысла", возможно она поможет Вам с поиском ресурсов. Хорошо, когда есть финансы и здоровье, но если их нет, то нужно искать то, что доступно лично Вам. Я думаю, дело не только в том, что Вы многое пробовали и не получили результата. Скорее есть глубокая эмоциональная проблема, которая сводит Ваши действия на нет и забирает энергию. И хотя Вы много здесь написали, корень здесь вытащить не удастся. Возможно, в подростковом возрасте (раз там начались первые проблемы со сном возникать и не только) были события, которым на уровне сознания Вы не придаёте значения, но которые подтолкнули Вас идти по той дороге, на которой Вы сейчас находитесь. Но это лишь, гипотеза. Ощущение безисходности и тупика показывает депрессивность внутреннего состояния. Но из вашего описания не понятно есть ли медицинская помощь в отношении вашей тревожности, например. Предполагаю, что и Ваши болезни могли бы добавить информации.