Взаимоотношения с отцом - консультация психолога

Я не понимаю своего отца В жизни он меня никогда лично не похвалит, бывают мелочи, но это отчасти, и очень очень редко В остальном он мне всегда говорит, когда я за какое-то дело берусь, чтобы я учился сам, когда просишь совета, он не даёт его, а всё твердит, что я должен делать всё сам, потому что видимо у него отец такой же был, который заставлял его делать всё самому, не давал дельного совета, теперь мой отец так же, думает, что я должен всё сам Ну если в отдельности говорить, то просто нету похвалы от него Но вот при людях, он очень любит меня перехваливать, и да, не хвалить, а именно перехваливать, и чаще всего при родственниках, да он бывает и по делу говорит, какой я молодец, но чаще всего, прям вот возвышает, и мне очень некомфортно становится от этого, я его сразу останавливаю, и говорю, так, как есть на самом деле, по факту, без преувеличений, как считаю я сам, потому что я с возрастом начал понимать свои заслуги, в подростковом возрасте я очень сильно стеснялся какой либо похвалы, или комплиментов, сейчас мне 18 Но суть немного иная, у меня ещё год назад произошла травмирующая ситуация, была свадьба у сестры, и был выкуп у нас в доме, было достаточно народу, а я человек очень улыбчивый, и как то раз, когда я выхожу сфоткаться, от него слышу фразу: "Хватит улыбаться", но он её сказал не в приказном тоне,а в сарказном, по доброму по типу ( ой красивый красивый), но я ему никак на это не ответил, а хотелось, но я не понимал что, и нужно ли А когда я обсудил эту ситуацию с ним, он её обозначил так, что он хотел до других донести, чтобы они тоже были веселее, потому что я единственный был рад празднику, свадьбе Но меня то это очень сильно подавило, и со временем, когда был любой контакт зрительный , с другом подругой, я начал циклиться на своей улыбке, и почему начал её убирать, знаете как будто избавляться, что вот , мне нельзя улыбаться, тремор возникать начал непонятный, и стоял очень долго ком в горле, плакать не хотелось, но ком прям очень дискомфортный был Расскажите пожалуйста, что это может быть
Остапчук Ян Васильевич

Психолог
г. Минск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Артём
Судя по тому, что вы описываете, это может быть связано с чувством неудовлетворенности и недостатка признания со стороны вашего отца. Если он редко похвалит вас лично, но перехваливает вас при других людях, это может вызвать вас чувство неуверенности и дискомфорта, потому что вам может показаться, что он не искренне признает ваши достижения.
Относительно ситуации на свадьбе вашей сестры, возможно, что фраза вашего отца вызвала у вас ощущение стыда, что вы выделяетесь из толпы, и не следует проявлять свои эмоции в общественных местах. Это может привести к усиленной самокритике, страху быть отвергнутым или осужденным, и снижению самооценки.
Чтобы преодолеть этот дискомфорт, важно научиться принимать себя таким, какой вы есть, и перестать ожидать одобрения и признания от других, в том числе от своего отца. Вместо этого, попробуйте похвалить себя за свои достижения и научиться самостоятельно принимать решения, не полагаясь на других.
Также может быть полезным обратиться к психотерапевту, чтобы обсудить эти проблемы и разработать стратегии, которые помогут вам улучшить свое отношение к себе и своей уверенности в общении с другими людьми.
Артём
Пользователь
Ответ для: Остапчук Ян Васильевич
Спасибо большое, учту
Маргарита Пикк
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Артём
Про ком в горле: "стоял очень долго ком в горле, плакать не хотелось, но ком прям очень дискомфортный был Расскажите пожалуйста, что это может быть". Это невысказанные чувства и обида на отца. Пока вы не проговорите, не прочувствует он так и будет проявлять себя. Это уже включается психосоматика, когда проблемы психологического плана, начинают влиять или находят выход в соматическом проявлении - описываемое вами чувство дискомфорта. Проговаривайте, высвобождайте отработанные чувства иначе соматическая симптоматика будет усиливаться. Сразу может не стать легче, но постепенно этот "ком" будет проходить. Важно после любых подобных потрясений при возможности не держать чувств в себе, т.к. провившись раз, вероятность повторения психосоматической симптоматики возрастает. Про тремор: Да, вы такой восприимчивый человек, но это ваша особенность, поэтому не стоит пытаться встраивать себя в те рамки при которых вам придется испытывать дискомфорт или быть кем то другим (не улыбаться, не радоваться) - в противном случае вы будете испытывать внутреннее напряжение ("начал циклиться на своей улыбке, и почему начал её убирать, знаете как будто избавляться, что вот , мне нельзя улыбаться, тремор возникать начал непонятный"). Этот тремор, который вы описываете - это ваше волнение и напряжение за невлзможнлсть вести себя свободно. Ваше право выражать эмоции-тем более положительные. Позвольте быть себе таким, какой вы есть- улыбчивым и открытым человеком. Про отца: Вы не сможете исправить отца, но вы можете не вредить себе.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ • НЕЙРОПСИХОЛОГ • ПСИХОЛОГ • М. Пикк • Skype: psy.pikk
Артём
Пользователь
Ответ для: Пикк Маргарита
Полностью с вами согласен, спасибо за ответ
Васильчук Инна
Психолог
г. Гродно
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Артём
Здравствуйте, Артем!
Вот как мне видится ваша история.
Желая воспитать в вас самостоятельность
Цитата: чтобы я учился сам, когда просишь совета, он не даёт его, а всё твердит, что я должен делать всё сам
ваш отец забыл про контакт с сыном и как следствие возникла отчужденность. По-видимому, такая модель отношений была в свое время с его отцом, и еще , возможно, ему не хватало признания от собственного отца и теперь он делает для вас то, что сам бы хотел получить в свое время.
Конечно, вы чувствуете, что отец не дает вам того, в чем вы нуждаетесь и "кормит" вас тем, что вам безразлично:
Цитата: прям вот возвышает, и мне очень некомфортно становится от этого, я его сразу останавливаю, и говорю, так, как есть на самом деле, по факту, без преувеличений,
От этого закономерно будет возникать раздражение на отца и обида.
Но вы уже выросли, а, значит, многое можете изменить в такой модели взаимоотношений, где отсутствует искренняя поддержка и прямое выражение гордости за сына. Мне почему-то кажется, что даже
Цитата: А когда я обсудил эту ситуацию с ним
вы больше нападали на отца, чем строили диалог. И в этом нет ничего удивительного: вас самого не научили строить контакт.
Цитата: Но меня то это очень сильно подавило, и со временем, когда был любой контакт зрительный , с другом подругой, я начал циклиться на своей улыбке, и почему начал её убирать, знаете как будто избавляться, что вот , мне нельзя улыбаться
Зрительный контакт- это тоже контакт. И здесь нужно разбираться уже с психологом, задавать вам вопросы про ваши ощущения. Я могу только дать интерпретацию, которая может и не попасть в цель, не отразить ваших переживаний. Тем не менее, на первый взгляд кажется, что вы чего-то здесь испугались, возможно, испытать стыд, что в чем-то вы можете быть похожим на отца и тоже не уметь того, в чем обвиняете его.
Как видите, без вас сложно что-то сказать определенно. Чтобы простить, надо понять. а чтобы понять- надо разговаривать. Хотите понять себя- разговаривайте с собой, но лучше в этот диалог включить психолога, который поможет вам не скатываться только в обиды, хотя вы имеете на них полное право.