Я — единственный ребёнок в семье - консультация психолога

Здравствуйте, я - единственный и любимый ребёнок в семье. Любви от своих родителей я получала и получаю много. Но мне 26 лет, от меня уже требуют внуков, а в детстве мне запрещали болеть, то есть заставляли ходить в школу больной, ругали и орали, если в школе я заболевала.
Я чувствую на себе груз ответственности за то, что я ДОЛЖНА быть здоровой, должна прожить дольше родителей, должна родить им наследников. Чувствую на себя груз ответственности за их счастливое будущее, так как никого кроме меня у них нет. Еще чувствую долг из-за того, что они в меня много вложили любви, поддержки, финансов. Мне с детства внушали понятие долга перед родителями, ответственности. Всё это вылилось в ипохондрию и страх смерти. Я боюсь сильно заболеть и своей болезнью, страданиями причинять боль близким, боюсь умереть и причинить боль родителям, боюсь умереть и что они не смогут жить без меня. Эти мысли и страхи не дают мне жить, я постоянно хожу по врачам, я ничего не хочу делать, так как не вижу в этом смысла, все равно умрем.
Я думаю, если бы я была сиротой, то страха смерти и болезней у меня было бы гораздо меньше, мне не за что было бы переживать. Я не знаю, что с этим всем делать, пишу и плачу, ком в горле.
Васильчук Инна

Психолог
г. Гродно
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Рина
Здравствуйте, Рина!
Тяжелые чувства остаются после прочтения вашего письма. Я представляю, вернее не представляю, как можно с этим жить, наверное, очень сложно. Надеюсь, что вы уже начали работать над проблемой, потому как просто советом или даже рекомендациями вам будет сложно помочь, разве что немного поддержать.
Так вот, в поддержку вам хотелось бы сказать, что опыт, как работать с такими проблемами, у психологов есть, есть и методики, и техники. Можно об этом почитать, чтобы иметь представление. Я же хочу обратить ваше внимание, что кроме всего прочего ваши родители запугали вас "до смерти". Вижу, что во многом вы уже разобрались, но какое-то отчаяние накрывает вас, хотелось бы побольше поговорить с вами об этом. Если захотите, то я могу просто выслушать вас абсолютно бесплатно, чтобы вы могли кому-то выговориться, мне кажется, что вам это сейчас крайне необходимо. Это ни к чему вас не обязывает, просто мой порыв души. С уважением Инна.
Маргарита Пикк
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Рина
У вас диссонанс в сопоставлении чувств к родителям. С одной стороны вы отмечаете их любовь: "Любви от своих родителей я получала и получаю много." Но с другой нечто иное, без сочувствия и жалости к вам:"Но мне 26 лет, от меня уже требуют внуков, а в детстве мне запрещали болеть, то есть заставляли ходить в школу больной, ругали и орали, если в школе я заболевала." Безкорыстная в норме родительская любовь и забота, здесь предстает в ином обличии : "Чувствую на себя груз ответственности за их счастливое будущее, так как никого кроме меня у них нет. Еще чувствую долг из-за того, что они в меня много вложили любви, поддержки, финансов. Мне с детства внушали понятие долга перед родителями, ответственности. Всё это вылилось в ипохондрию и страх смерти. ". Безкорыстная любовь должна ли давать девиденды? Нет. "Я чувствую на себе груз ответственности за то, что я ДОЛЖНА быть здоровой, должна прожить дольше родителей, должна родить им наследников. Чувствую на себя груз ответственности за их счастливое будущее, так как никого кроме меня у них нет. "- Вы можете искренне быть благодарны за всё то, что вам дали родители, но вы НЕ обязаны оправдывать ИХ ожидания, переживать за их возможные чувства (которых они не испытывают и врядли испытают, и тем более брать ответственность за чужие чувства. Ведь у вас нет ни повода ни умысла приченять им боль). Вашему здоровью или жизни, что либо угрожает? Насколько ваши опасения реальны в текущих обстоятельствах ? Скорее всего, это маловероятно, однако эта тревога и страх стали частью вашей личности, сформировали её, изза чего и с пониманием происходящего вам становится так тяжело жить: "Эти мысли и страхи не дают мне жить, я постоянно хожу по врачам, я ничего не хочу делать, так как не вижу в этом смысла, все равно умрем.". Потому и нет желания что-либо делать - вы живете чужими идеалами и ценностями, оттого так неохотно ощущаются, те попытки соответствовать им. Стиль воспитания в котором вы выросли в сочетании с личностной предрасположенностью, способствовал развитию и формированию, (все эти годы) тревожно-фобического расстройства (всё то, что вы описали попадает под его критерии). Вашей вины в этом нет. Ощущение комка в горле - это невысказанная обида за ту боль что вы испытывали и испытываете всё это время. Без проговаривания и прощения она не исчезнет. Вы должны попытаться простить родителей - хотябы для себя, чтобы освободиться и от этого тяжелого чувства. Полностью самостоятельно разрешить не получится, тк формировалось расстройство не один год. Что возможно проработать самостоятельно: обида+вина, ожидания и ответственность (дифференцирование свои/чужие), цели (свои/чужие). Работают с расстройствами личности врач психотерапевт, врач психиатр, клинический психолог с квалификацией по работе с расстройствами личности в сотрудничестве с врачем (психиатром/психотерапевтом т.к. в отдельных случаях может быть назначена медикаментозная поддержка).
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ • НЕЙРОПСИХОЛОГ • ПСИХОЛОГ • М. Пикк • Skype: psy.pikk
Зеленеева Юлия
Психолог
г. Пенза
Психоаналитическая терапия
Рина, добрый день! Прочитав ваше сообщение, у меня возникла следующая аналогия ваших отношений с родителями, - когда берут кредит в банке. Вроде бы все хорошо, появились деньги, но потом их еще несколько лет нужно выплачивать. И возникает привязка к банку, зависимость, что при любых обстоятельствах Вы эти деньги должны отдать. А если не отдал - санкции, в виде чувства вины и агрессии от кредитора. Это называется долг. В ваших отношениях так же - сначала родители вкладывали в вас, теперь требуют это обратно. Долг? Обременяет? Еще бы, тяжелый груз. Но разница в том, что рождение ребенка происходит не по инициативе ребенка, а по желанию родителей. Это, прежде всего, их потребность. И что тогда? Тогда при нормальном развитии событий, родители вкладывая, не требуют этих вложений обратно. Тогда появляется благодарность в адрес родителей, и свободная энергия на то, чтобы жить свою жизнь. Тогда происходит то, что называется сепарацией. Как если бы Вам не нужно было бы нести деньги в банк, а использовать в зависимости от собственных нужд и желаний. Появляется легкость. А сейчас возникает ощущение, что под гнетом родительского ДОЛЖНА, Вы совершенно перестали слышать себя и свои собственные желания. Постоянное подавление собственного ХОЧУ и невозможность высказаться и предъявить что-то родителям приводит к страху смерти. Ведь, если подумать, во внутреннем мире так и происходит - уничтожение себя ради ожиданий других. И вот когда Вы увидите свое, свои желания, свои потребности, свои интересы, перестанете выполнять ожидания других в ущерб себе и т.д., мысли будут направлены совершенно в другую сторону. Самостоятельно это сделать довольно-таки сложно, поэтому рекомендую пройти этот путь со специалистом.
С уважением, Зеленеева Юлия Whatsapp +7(967)703-703-7