Однажды пришла ко мне на консультацию женщина, любившая одного мужчину. Любовь была долгое время не взаимной.
Она долго не могла понять противоречивые сигналы этого мужчины. Он отвергал ее, но в то же время обнимал ее будто «архаичная мать»..она чувствовала с ним себя в безопасности, в тоже время восхищалась им.
Психологическая слепота и глухота препятствовала ей понимать его подлинное отношение к ней. Она и сама в его присутствии чувствовала себя крайне бестолковой, глупой. Ей казалось будто она тряпичная кукла. И другой полис этих отношений заключался в том, что она чувствовала себя в абсолютной безопасности, защищенной.
Моя пациентка была женщина истерического склада с садомазохистическими чертами личности. Такой характер и структуру хорошо, на мой взгляд, описывал Дидье Анзье в своем научном труде » Я-Кожа». Он говорил о том, что у мазохистических личностях «кожа», как метафора, некогда подаренная матерью содрана, и они словно без кожи. Они очень ранимы и чувствительны. Безусловно цементированная нарциссическая блестящая кожа нарциссов- очень хорошо компенсировала отсутствие своей нормальной, здоровой кожи. Такие пары нередко входят в спайки, т.е в идеальное слияние, так как компенсируют друг другу то, что так не хватает им. Нарциссу- чувства и эмоции подаренные истерическими личностями с мазохистическим окрасом, также они могут быть , как контейнеры отщепленных их плохих ничтожных черт.
Ее история продлилась годами, иногда она затухала, иногда были обострения. Обладая хорошенькой внешностью- безусловно на нее обращали внимания мужчины, но она никак не могла их любить и входить с ними в близкие отношения, так как сладость того унижительного состояния не достигалось. А, также чувства защищенности и контроля над ее агрессивными импульсами, которые обеспечивал ей нарциссический партнер.
Однажды она мне рассказала диалог его с ней. Так он трактовал свои чувства к ней: «Я некогда вырастил цветок, и когда-то сам от него отказался и мне очень стыдно за это, поэтому я не могу подарить его вновь. У меня была собака, я ее любил- я бил ее по почкам и все равно любил»…На мой взгляд поэтичнее высказанных чувств такого человека и не взять. Нарциссы порой а, скорее чаще других чувствую невозможный стыд. Они очень боятся чувствовать его вновь, и поэтому всячески избегают его. И у них это очень хорошо получается имея железобетонные защиты.
Один раз , Алина (имя пациентки изменено) на очередной сессии рисовала в своем воображении ковер- самолет который ее может увести далеко далеко в горы и леса и поля…Я спросила ее что бы она хотела была бы в руках у нее волшебная сила. Она начала фантазировать и мысли ее уносились все дальше. Она проговорила о том, что хотела бы прилететь на озеро где сидит возле озера он- ее кумир и любимы, он как ей казалось сидит там и любуется своим отражениям. «Я бы подошла к нему и окликнула его, он бы повернулся от своего зеркала и увидел бы меня..он бы понял что можно не искать своих двойников , а быть с тем кто принимает его полностью, таким какой он есть, и я бы попросила чтобы он подарил мне пионы»..-Пионы спросила -я? — «Да, белые пионы, как символ стыда, и уязвимости…Я бы хотела чтобы он подарил мне то, что у него есть, и такого подарка не смог бы оценить никто , кроме меня..и возможно бы он вылечился, и возможно он бы в меня не влюбился, и возможно бы мы не были бы парой, но он бы увидел меня, и услышал бы..мы бы стали друг для друга настоящими».
Вот так описала моя пациентка описала свою мечту, свою фантазию. И конечно же это беззаветная мечта тайная любого аналитика, когда нарцисс будет слышать и видеть и воспринимать другие объекты, и когда они будут слышать и видеть других людей, а не только себя. Ведь это их спасения от смерти, мифической смерти нарцисса, который таки и умер любуясь в свое отражение.
С помощью терапевтического процесса моя пациентка словно нарастила свою вторую кожу, и я как аналитик, не собиралась ее забирать обратно. Сценарий был изменен, и со временем Алина нашла другие способы взаимодействия с миром, а, свои мазохистические смирение и покорность отыгрывала уже в Японии, и в Тибете приезжая на эзотерические семинары. Ее там полюбили всей душой. И она обрела гармонию с миром и собой. Ведь невозможно стать другой и полностью отказаться от своих особенностей, но можно с ними научится жить и использовать их для себя и во имя своей жизни.