Двойные стандарты на работе - консультация психолога

Добрый день, уважаемые психологи!
Я вам благодарна за внимание и поддержку, несколько месяцев назад я обращалась по поводу с ситуации на работе, когда выборочно здороваются или вообще игнорируют.
Сложно было понять, почему не отвечают на приветствие, молчат, отворачиваются и т.д.
Никаких конфликтов не было с ними.
Кое-что я смогла со стороны прояснить. В один из дней, когда вновь не поздоровались сотрудники, то я обратилась "по горячим следам" к начальнику отдела кадров и поинтересовалась как она считает это нормальное поведение? И для примера я рассказала про другое место работы, где таких случаев может и было, но единично, а не поголовно!
Она меня выслушала, немного обсудила и вроде бы согласилась со мной.
Дальше события были весьма странными, я понаблюдала за ней, но и она тоже не здоровается! Точнее, что она также здоровается выборочно! Знаете, мне даже уже не то что неприятно, мне стало так смешно!!! Разве это нормально для начальника подразделения?! Один нюанс у неё высшее образование и по диплома она "психолог".
Всё это больше напоминает какой-то зависший на одном кадре рекламный ролик, как анекдот из подворотни.
Такая же ситуация с прощанием, когда уходите с работы, т.е. не нормы воспитания, а уровень блата выходят на первый план.
У меня возникает вопрос, а смысл образования без воспитания? А как же субординация? Такое двоякое поведение человека на работе показывает личное отношение или беспомощность? Может это безразличие, отработать и всё равно на внутренний климат в коллективе?
Если рассматривать эти ситуации в плоскости уважения окружающих, что к чему может привести такое бездействие?!
Солодухина Анастасия

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Ирина! То, что вы описываете, — действительно сложная и эмоционально выматывающая ситуация. И я очень ценю то, что вы так чётко и последовательно наблюдаете, анализируете и пытаетесь понять, что же на самом деле происходит вокруг. Это важный шаг, и далеко не каждый способен так трезво взглянуть на рабочую динамику.
Вы описываете смесь раздражения, непонимания, иронии от абсурдности ситуации. И это естественно. Но за этими чувствами обычно стоит что-то глубже:
Что именно вас задевает сильнее всего — несправедливость? отсутствие профессионализма? невидимость? неуважение?
Клинический психолог, КПТ терапевт
Ирина
Пользователь
Добрый день, Анастасия! Справедливость для всех своя. Мне непонятна позиция сотрудника,который имея психологическое образование не понимает элементарных норм поведения. Понимаете, как будто вас не игнорируют, но и не считаются с вами. Может это не только ко мне, а в целом отношение ко всем, такое безразличие.
Солодухина Анастасия
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Вы абсолютно точно подмечаете суть: порой образование и должность вовсе не гарантируют умения выстраивать уважительное, внимательное взаимодействие с людьми. И особенно сложно, когда ожидаешь осознанности от человека с психологическим бэкграундом, кажется, что «это элементарные вещи».
Чтобы я лучше понимала, что для вас сейчас важно прояснить или получить из этой ситуации: вы хотите больше разобраться, почему это происходит, научиться сохранять спокойствие и границы в такой среде, чтобы их действия не влияли на ваше состояние, или ищете конкретные стратегии взаимодействия с сотрудниками и руководителем?
Клинический психолог, КПТ терапевт
Ирина
Пользователь
В данном случае,хотела понять почему так происходит, что может быть причиной или всё банально, сводится к выбору в зависимости от власти между работниками, т.е. к руководителям подразделений так недопустимо, а с остальным можно. Да, здесь важно границы свои сохранить. Вообще, всегда интересно, почему к одному человеку отношение одно, а к другому иное, хотя к примеру, первый отличается хамовитостью и нетактичен.
Солодухина Анастасия
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
То, что вы описываете, часто связано с комбинацией личностных особенностей сотрудников, внутренней культуры коллектива и системы власти:
Возможно, вы правы и есть некое влияние иерархии, это правда, что люди чаще всего «подстраиваются» под тех, кто обладает властью или может влиять на их положение. Внутри одного отдела это может создавать эффект «двойных стандартов»: к руководителям — одни правила, к остальным — другие.
С другой стороны, личностные особенности, иногда отношение зависит от того, как человек «отзывается» на вас. С одним легко устанавливаются границы, с другим — нет. Даже хамоватость или невоспитанность может быть «терпимой», если человек не угрожает статусу или не требует изменений.
Возможно, у некоторых сотрудников есть стратегия держать дистанцию или выборочно взаимодействовать, чтобы контролировать эмоциональные ресурсы. Ваше наблюдение о разной реакции к разным людям как раз может отражать этот механизм.
Вы абсолютно правы, что в таких условиях важно сохранять свои границы. Осознание, что многое зависит не от вас, а от динамики коллектива, помогает меньше принимать это на свой счёт.
Если хотите, мы можем на консультации вместе разложить эти наблюдения по полочкам: понять, какие реакции реально зависят от вас, где стоит держать границы, а где проще принимать динамику коллектива без внутреннего напряжения.
Клинический психолог, КПТ терапевт
Ирина
Пользователь
Анастасия, спасибо Вам огромное за поддержку и разбор моего вопроса. На самом деле, мы контролируем свои реакции, вернее должны уметь это делать, учиться техникам. Это потом поможет сохранить наши границы. Каждый человек как бы не был независим зависит от внешних обстоятельств. Если бы не возникало трудностей, то и не было бы направлений в науке: социология, психология, конфликтология. Всё не так просто, как показывает жизнь.