Живу в голове от лица другого человека. - консультация психолога

Такая ситуация, на которую не могу найти ответа. В моей голове/фантазиях я живу от лица другого человека, причём мужского пола, который полностью отличается от моей внешности и этот человек на самом деле существует в реальности (этот человек о моём существовании не знает и он является публичной личностью). Живу в том плане, например, происходит со мной какое-то событие или беседа с кем-то и в эту же секунду в моей голове картина, что всё это не со мной, а с этим человеком/от лица этого человека, что диалог ведётся от его лица, с ним. При этом я отдаю себе отчёт, что это моя жизнь и это происходит со мной, но в фантазиях и мыслях всё происходит не от моего лица, будто я представляю себя саму не собой, а этим человеком, даже не совсем так, будто моя жизнь происходит не со мной, а с этим человеком. И это не связано с тем, что я завидую этому человеку, нет, потому что за образ в голове взята только его оболочка, но характер у этого человека мой. Я уже пыталась контролировать это, старалась не фантазировать, но ничего не выходит, это уже происходит на автомате. Что это вообще такое, есть ли этому название?
Брагина Юлия

Психолог
г. Кемерово
Системная семейная терапия
Здравствуйте. В психологии есть понятие субличности. Субличностью в психологии называют второе Я, альтернативную сущность человека, которую он иногда воспринимает как что-то автономное и не отождествляет с собой. Но для здоровой психики важна целостность. Целостность - это согласованное взаимодействие всех частей личности. Даже если их несколько (а такое бывает). Здоровая психика способна расщепляться в результате травмы. Если вы пережили психологическую травму, сильный стресс, давление, то реакция психики вполне закономерна. Но если вторая личность откровенно мешает вам жить, внезапно появляясь в вашей голове, от неё путаются мысли, то это уже к психиатру.
Виктория
Пользователь
Ответ для: Брагина Юлия
Ознакомилась с тем, что такое понятие Субличность, и это не совсем то, что со мной всё-таки происходит...
Дарья Рачкова
Психолог
г. Санкт-Петербург
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Виктория
Виктория, добрый день! У меня есть несколько предположений относительно вашего случая, но для того, чтобы поделиться с вами именно тем, которое ближе всего подходит к вашей ситуации, мне важно узнать вас поближе.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. После этого я обязательно поделюсь с вами своими предположениями.
1. Сколько вам лет? 2. Как давно началось такое фантазирование? 3. Как складывались отношения с одноклассниками? 4. Есть ли друзья? Любите ли вы находиться в компании? 5. Как складываются отношения у вас с родителями, с семьёй? 6. Страдает ли кто-то из близких от чрезмерного употребления алкоголя или других химических веществ? 7. Можете ли вы сказать, что ваше детство было "трудным"/"тяжёлым"/"печальным"/"грустным"?
Дарья Рачкова, психолог. \ Задать дополнительные вопросы и записаться на консультацию можно по телефону 8 981 046 24 52 или в профиле на сайте
Виктория
Пользователь
Ответ для: Дарья Рачкова
Мне 24 года. Фантазирую я в принципе с детства, но именно другая личность в голове образовалась лет в 12-14, причем эти личности менялись, их было 3-4. С одноклассниками были обычные отношения, как и у большинства, были "лучшие подружки", которые менялись переодически, естественно были и какие-то издёвки от мальчишек, только в 9 классе всё изменилось, это был последний год обучения в школе, поэтому я как бы абстрагировалась ото всех и была сама по себе, но не была одна, я общалась со всеми, просто не близко, а просто как с одноклассниками. А на данный момент друзей у меня нет и честно нет особого желания с кем-то знакомиться, предпочитаю быть одна и не чувствую себя одиноко, лучше себя чувствую будучи одна. Насчёт компаний людей, смотря какие, но в целом компании не очень люблю, плохо получается вливаться в коллектив, я в принципе не общительна и отстранена от общества, но если кто-то зацепит меня интересной темой, то разговорить можно. (У меня есть предположения, что я являюсь шизоидным типом личности с детства, даже моя мама подтвердила, когда прочитала статьи на эту тему, что это очень похоже на меня, но диагноза нет, так как к врачу не обращалась.) Отношения с мамой у меня хорошие, с детства она меня поддерживает в начинаниях, даже необычных, порой конечно бывали моменты, когда она меня не понимала (как раз в моменты каких-то ментальных проблем) и мы ссорились, но в целом отношения хорошие, я бы даже сказала, что в детстве она меня перелюбила. Отец у меня умер, когда мне было 14 лет, а до его смерти общались мы нечасто, так как, когда мне было лет 5, мама ушла от отца, но в целом отношения с отцом у меня тоже были хорошие, он брал меня периодически к себе и мне это нравилось. Его смерть достаточно серьёзно отразилась на мне. По поводу алкоголя и наркотиков, мама как раз и ушла от отца, так как он был наркоманом, после её ухода, он это всё бросил, но увы, умер он также уже по вине алкоголя (об этой тёмной стороне его жизни я узнала уже после его смерти, оказывается мама всегда выбеливала его в моих глазах). Помимо отца, моя мать жила какое-то время с другим мужчиной, который тоже мог выпивать и в таком состоянии не всегда вёл себя, мягко говоря, адекватно. Про тяжесть детства трудно сказать, многие вещи мой мозг будто блокирует, хотя подсознание всё помнит, могу сказать так, я видела и драки, и насилие, и издевательства, и скандалы, и семью в нетрезвом виде, и слёзы матери... Подчеркну, что только видела, конкретно в мою сторону такого не было, на меня никогда руку не поднимали.
Дарья Рачкова
Психолог
г. Санкт-Петербург
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Виктория
Виктория, благодарю вас за доверие: за то, что так подробно и обстоятельно ответили на все вопросы.
Насчёт вашего типа личности - я пока не могу с уверенностью сказать, но вполне возможно, что вы правы, и он действительно является шизоидным. Здесь сразу хочу заметить, что тип личности не имеет ничего общего с расстройствами и психическими заболеваниями. И то, что у вас такой тип совершенно не означает, что вы больны шизофренией или обязательно ей заболеете. Вовсе нет. Часто люди смешивают типы личности и расстройства из-за схожести в их названиях, но это абсолютно разные вещи.
Знания о своём типе личности скорее даёт возможность лучше понять себя и особенности своих реакций, строения своей нервной системы и автоматических, бессознательных моделей поведения, которым мы научаемся ещё в детстве. Поэтому круто, что вы изучаете это вопрос и стараетесь разобраться в происходящем с вами.
Теперь расскажу, какие у меня изначально были предположения и для чего я задавала все эти вопросы.
Я предполагала и предполагаю, что ваше фантазирование - это механизм защиты, которая бессознательно использует ваша психика, чтобы снизить внутреннее напряжение от возбуждения, которое вы испытываете. Под "возбуждением" я имею в виду не только сексуальное, но и эмоциональное (знаете, есть такие выражения "радостное возбуждение", "нервное возбуждение" и т.д.). При этом я не исключаю и блокировку именно сексуального возбуждения, как первопричины, т.к., возможно, именно его появление (как раз возраст 12-14 лет) и спровоцировало появление в психике этой защиты.
Дополнительные вопросы я задавала для того, чтобы лучше понять, какие именно типы психологических защит могут лежать в основе вашей реакции.
Теперь я могу сказать, что скорее всего это некий синтез из нескольких защит: "примитивного отстранения/фантазирования", некой формы "проекции", переходящей в "идентификацию", "диссоциация" и "изоляции аффекта". Я специально озвучиваю свои предположения, чтобы вы могли поискать информацию по этим типам защиты, примерить их к своей ситуации, и проанализировать, так ли это. Или, возможно, у вас появятся другие предположения. В любом случае, чем больше мы о себе знаем, тем проще нам самих себя понимать.
Также хочу заметить, что защиты психики есть абсолютно у всех людей. Нет тех, кто не пользовался бы ими. Это нормальный процесс. Вопрос в том, что можно их использовать осознанно и выбирать самостоятельно в соответствии с ситуацией (сразу скажу, что это сложный путь), а можно оставить всё, как есть и разрешить психике выбирать эти защиты бессознательно. И иногда происходит неосознанное зацикливание на 1-2 защитах (а всего их около 30), и это начинает мешать в жизни.
И здесь вопрос к вам, чего вы больше хотите: просто понять, что с вами происходит, и оставить всё как есть? Или вам это как-то мешает и вы хотите изменить этот автоматический способ реагирования?
Виктория
Пользователь
Ответ для: Дарья Рачкова
Спасибо за ответ, обязательно изучу информацию. Я хочу понять, что это такое, а также порой это действительно может мешать, потому что фантазируя себя от другого лица, я будто теряю себя, свою собственную личность, а может уже потеряла. Я часто не знаю, кто я, какая я на самом деле, чего я хочу или не хочу. Когда я пыталась с этим работать и перестать фантазировать у меня ничего не получалось, потому что я не понимала, а как тогда надо себя вести, какая Я, будто эта вторая личность в голове уже перекрыла собственную и я не могу без неё жить, даже плохие ситуации пропускаются не через саму меня.
Дарья Рачкова
Психолог
г. Санкт-Петербург
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Виктория
Поняла вас, Виктория. Рада, что информация оказалась полезной)
Вы пишите:
Цитата: порой это действительно может мешать, потому что фантазируя себя от другого лица, я будто теряю себя, свою собственную личность, а может уже потеряла. Я часто не знаю, кто я, какая я на самом деле, чего я хочу или не хочу.
Знали бы вы, сколько людей ощущает себя похожим образом и тоже задаётся вопросом: "какой я настоящий?", "как научиться быть собой?", "что я хочу и чего не хочу?" и т.д. Найти ответы на эти вопросы возможно, хотя это будет не простой и не быстрый путь. Но я точно знаю, что многие люди нашли свои собственные ответы на эти вопросы, "нашли себя", как обычно называют это ощущение. И я верю, что это получится и у вас тоже. Потому что у вас совершенно точно есть ваше Истинное Я, просто по каким-то причинам пока у вас нет так сказать "доступа к нему". Проще всего пройти этот путь поиска себя вместе с психологом/психотерапевтом, но можно начинать его и самостоятельно. Если позволите, я предложу вам несколько вариантов, с чего можно начать этот путь.
1 вариант: используйте дневник чувств для того, чтобы начать соприкасаться со своей эмоциональной сферой осознанно. Если через фантазию подавляется именно она, то это поможет ослабить силу фантазии и вымышленного образа. Также попробуйте проявить к себе интерес, как если бы вы себя совершенно не знали, но вам хотелось бы с собой познакомиться. Выясните, какие цвета вам нравятся, а какие нет? Какая ткань в одежде нравится, а какая вызывает неприятные ощущения? Какая нравится еда, какие вкусы? Какая нравится музыка, какие фильмы, какие герои? Не пытайтесь во всём этом задавать себе вопрос "почему", пока просто узнайте всё это как факты.
Вы пишите:
Цитата: Когда я пыталась с этим работать и перестать фантазировать у меня ничего не получалось, потому что я не понимала, а как тогда надо себя вести, какая Я, будто эта вторая личность в голове уже перекрыла собственную и я не могу без неё жить, даже плохие ситуации пропускаются не через саму меня.
2 вариант: попробуйте в такие минуты не "переставать фантазировать", а немного отделиться от этого процесса и понаблюдать его словно бы немного со стороны. Как будто смотрите фильм. Понаблюдайте за этой фантазией. Как происходит процесс? В какое мгновение начинается? Как разворачивается? Какие ощущения переносятся, а какие нет? Позвольте себе проявить к себе любопытство, исследовательский интерес.
Также подумайте о том, почему ваше бессознательное выбрало именно мужской образ для этой фантазии. Например, возможно, есть некое ощущение, что мужчины сильнее и выносливее, поэтому кажется, что мужчине проще справиться с событиями и переживаниями, которые происходят в вашей жизни? Какие черты характера, поведения или жизни реального человека, образ которого вы представляете, вам нравятся? Возможно, даже вызывают восхищение и желание быть похожей на него в чём-то? Проанализируйте, что это. Так вы сможете лучше понять, что вам нравится и чего хотите именно вы настоящая.
Если понадобиться помощь или поддержка в этих исследованиях или появятся ещё вопросы, можете написать мне. Я с радостью отвечу и поработаю с вами)
Виктория
Пользователь
Ответ для: Дарья Рачкова
Спасибо большое за помощь, буду пробовать ??
Дарья Рачкова
Психолог
г. Санкт-Петербург
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Виктория
Пожалуйста) Рада, что получилось помочь