Можно ли как-то определить, что у человека психические расстройства, не водя его к психиатру? - консультация психолога

Дело в том, что у меня давно закрались подозрения о том, что о мой отец психически не здоров. Не психологически, а именно психически. У него как будто бы не совсем в порядке все с головой.
Возможно я просто преувеличиваю, но иногда есть такое ощущение, что у него напрочь  отсутствует связь с реальностью.
Начну с того, что мне 29 лет. Я сама училась когда-то на психолога в качестве пдрофпереподготовки, но чисто для себя а не для работы и никогда не работала в данной сфере. Но именно там я впервые услышала, что главный признак того, что человек не совсем в порядке, скажем так, это отсутствие связи с реальностью.
И нет, у него нет галлюцинаций или голосов (ну по крайней мере нам он такого не говорил). Но он может искренне осуждать людей за вещи, которые постоянно делает сам. Он буквально воплощение фразы "в чужом глазу стрижку вижу, в своём бревна не замечаю". Да, у всех людей наверное в той иди иной степени такое бывает. Но у него это как-то гипертрофированно проявляется. У человека напрочь отсутствует самокритика. Он может сказать что-то вроде "у меня наверное.не простой характер, но вы терпите" но это скорее для галочки, или чтобы все начали его переубеждать.
В его семье отец безумно любил свою жену. Но мой папа может оскорбить и унизить и маму, и меня с младшим братом (ему 24) и даже своих рабочих, которые у него в цеху работают. Он совершенно не способен нормально общаться. Общение с ним, словно сидение на пороховой бочке. Любой жест, взгляд, пролетающая мимо муха или его собственная внезапная мысль могут послужить причиной скандала. Где все вокруг тупицы и только он единственный умный. Он хозяин и имеет право на все на свете. Если начать рассказывать, это надолго, поэтому я постараюсь ограничиться тем, что именно приводит меня к мысли, что он не в порядке.
1. Во-первых, как я уже сказала, он моральный абьюзер. Пока у него нормальное настроение, он всех любит, но в любую секунду это может измениться. Совершенно неожиданно и на ровном месте.
2. Во-вторых, он до безумия себя любит. Я ни разу в жизни не помню, чтобы он был здоров. У него вечно что-то болит. Причём, надо же, как неожиданно, чаще всего то, что болит у других. Недавно мой брат подвернул ногу. Так папа заявил, что он где-то "на ровном месте не так наступил" и тоже ногу повредил и скандалом  обидами и психами заставил делать ему массаж повреждённой щиколотки с помощью хозяйственного мыла и наложить на ночь повязку. А когда я спросила, как это делать, обиделся, что я не хочу прилагать усилия, узнать в интернете. Ок! Я подезла в интернет. Что-то нашла. На это он тоже поорал, что никто не хочет о нем заботиться, и что это неправильный "рецепт". Так если ты, ска, знаешь правильный рецепт, какого ты выпендриваешься, нельзя его просто сказать? Короче, я пол ночи с ним возилась. Еле ноги унесла. Что он о баранах своих больше заботится, чем мы о нем. И это, кстати, правда. Только он о баранах заботится больше чем о нас. Отсюда идёт третий случай.
3. Это было 8 марта. Мы живём в мусульманской семье, где отношение к женщинам в целом идёт как к второсортным существам, с чем я не согласна, но большинство в это верят. Так вот. Я проснулась утром, вышла, и первое, что мне поручил папа, было подготовить для овцы клизму из хозяйственного мыла все того же, потому что она не ест. Перед этим утром мама тоже уже делала той овце клизму и ушла на работу в субботу 8 марта. После обеда должен был вернуться брат, и хотя бы в этот единственный день не тягаться меня к своим баранам мне кажется можно было бы. В общем весь этот день он провозился с бананами, и периодически орал на меня за то что я ему недостаточно хорошо помогаю. С утра он меня поздравил и дал денег, хоть что-то,  но даже элементарных цветов не подарил. И ладно мне. Я переживу. Но он даже маме в этот единственный день женский даже не подарил какой-нибудь дешёвый букетик. Я до последнего надеялась, что он или брат додумаются. Мне сложно было поверить в такую чёрную неблагодарность к женщине  которая жизнь на них положила. В итоге, то что папа дал мне я поехала и потратила на цветы, набор сладостей и шарики для мамы, чтобы хоть как-то уделить ей внимание. Я до сих пор не могу им этого простить. Особенно папе. Так испаганить весь день. И так абсолютно всегда, когда он дома. Его раздражает, если я ничего не делаю. Да и кто угодно. Я работаю на двух работах и хочу хоть один выходной отдыхать из двух, но ему невдомек.
4. Бараны. Он купил их первоначально 3 штучки, чтобы не нужно было полоть огород, ну и на случай какого-то праздника, чтобы был шашлык, типа. Все мы, и я и мама и брат обговаривали его и говорили, что нам не нужны овцы, потому что он их не ест (давление видите ли у него), а наш рацион в основном подстроен под него. Это кстати тоже будет один из пунктов. Так вот, баранину мы особо не едим. А овец надо содержать? Послушал ли он нас? Конечно же нет. А теперь, он искренне психует от того, что мы не хотим часами сидеть в огороде среди грязи, вони и мух, и смотреть на 80 штук его баранов, часами их обсуждать и делать им клизмы, выкармливать по 5 раз в день если у матери не хватает на ягнёнка молока, штудировать весь интернет в поисках информации о том, почему же овечка чихает. И так со всеми его капризами. Он что-то начинает, потом получает это нам, и не видя огромного энтузиазма, психует, мол "одному мне это надо что ли?". Ну, как бэ, да. Одному тебе это надо. Хотел начать делать столы из эпоксилной смолы и дерева. В итоге я должна была разбираться, где, что доставать и какие рисунки как надо делать, чтобы было красиво и похоже на волны. А если бы он таки начал делать эти волны, и у него не получилось, то виновата была бы я.
5. Еда. Он не есть томатную пасту, потому что у него изжога, не ест баранину, потому что у него давление, хочет что-то лёгкое их овощей, но никогда не ест это дважды, хотя сам просил. Не ест на ночь суп, потому что у него рефлюкс (или какая-то подобная хрень), не ест большими порциями, но перекусывает пироженками. То есть он съедает небольшую порцию, а потом сметает со стола все.перекусы и считает что он мало ест. Хотя все это обычно сладости, конфеты хлеб и миллион стаканов чая с сахаром в день. Чай, он, разумеется, тоже делает не сам. И при этом, если ему не сказать, что в еде томатная паста, он каким-то магическим образом не испытывает никаких изжог и неудобств. И баранину в виде шашлыка ему норм или в виде плова. И так как готовить много мы не успеваем  да и не хотим, а еда, которую папа не ест  в итоге пропадает, мы стараемся делать её пол него.
6. Если любой косяк сделал он, то виноват весь мир, если кто-то другой, то он идиот и сам виноват. Человек напрочь не верит в обстоятельства других, но никогда не винит ни в чем себя. Хотя ситуация может быть абсолютно одинаковая. Он может сказать купить какой-то конкретный инструмент конкретного размера, а когда  тот не подойдёт, загазлайтить и сказать, что он говорил другие размеры, и что все вокруг него тупицы.
7. Он считает, что все дела по дому,  двору, огороду и по жизни ДОЛЖНЫ делать женщины, и в этом нет ничего такого сложного. Что это наша доля и обязанность такая. Но при этом за то что он свою долю и обязанность по заработку денег выполняет, хочет себе дофига плюшек, уважения сверх меры,  послушания буквально на уровне рабства и т.д. Надо заметить, что у нас в семье все работают. Никто дома не сидит.  Но все остальные, по его мнению, ерундой занимаются, и только он один реальной работает. Если ему сказать, что устал после работы, он заявляет "ох, а чтобы ты делала, если бы работала как мы. Отчего ты там устала". Он обожает звать гостей в дом и не даетм им ни единого шанса отказаться, а потом спокойно идёт спать, пока мы пол ночи за всеми убираем, а перед этим накоывали, и все это после работы. И при этом искренне недоумевает, почему мы не хотим гостей и не хотим праздновать свой др в кругу большой компании. Мы можем оставить в комнате идеальную чистоту, а он без всяких запретил совести наведёт там срач за пол часа пребывания в помещении. Человек совершенно не ценит чужой труд. Но при этом, когда я использовала для приготовления еды мясо баранины из морозильника, которое он подготовил для шашлыка, он устроил грандиозный скандал и смертельно обиделся, что я приготовила его будущий шашлык (он не был подготовлен для конкретного мероприятия, просто папа нарубил его на куски и назвал шашлыком, чтобы когда-то в будущем, если пригодится, использовать. Таких пакетов было несколько,  и я взяла один). В общем, на этой почве он так сильно себя накрутил, что мы, такие твари, не ценим его труд (да неужели?), что у него подскочило давление и он даже лёг в больницу. И пришёл в себя лишь через пол года, когда побывал в санатории. Если у него немножко повышается давление, он настолько сильно сам за себя начинает переживать, что сам себе повышает его ещё на пунктов 20-30.
А для нас он как тот мальчик, который кричал "волк!". Мы так часто слышим от него глупости, вроде "у меня чешется ухо, может я заболел чем-то смертельным?", что уже не реагируем и не жалеем, потому что не верим. На счёт чесотки у него тоде реально как-то раз были подозрения, что если чешется, то может я заболел, зотя на коже не было даже розового пятнышка. КАК МОЖНО НАСТОЛЬКО СЕБЯ ЛЮБИТЬ? Жалкое зрелище.
Я бы могла написать ещё много, но думаю даже это мало кто сможет прочитать,  поэтому скажу напоследок. Я рассказала все так, словно он самый ужасный человек в мире, но это не так. Да, он во многом хуже других и он абьюзер, но он щедрый, чего у него не отнять, редко отказывает в чем-то, и вроде бы даже любит меня или хорошо притворяется. Он говорит и хорошие вещи, и делает многое, но этот его характер... просто я не знаю, но мне все сложнее внушать себе, что я его не ненавижу. После каждого подобного случая мне все сложнее и сложнее уговорить себя не желать ему сгореть в аду, потому что он действительно делал вещи, за которые я ему благодарна. Но в последнее время у меня закрадываются мысли, что все это тоже манипуляции, чтобы привязать и заставлять испытывать вину, и продолжать терпеть. Может я преувеличиваю, но за столько лет я безумно от него устала. Я буквально мечтаю, чтобы он уехал куда-то на пару месяцев хотя бы, потому что все в такие моменты отдыхают. Вот я думаю, он просто сам по себе такой, или есть вероятность, что с ним что-то не то?
Мацульская Анастасия

Психолог
г. Воронеж
Гештальт-терапия
Здравствуйте Халлю! Я слышу, как много усталости и боли в вашем описании. Похоже, вы очень долго живёте рядом с человеком, с которым общение похоже на минное поле: то вспышки агрессии, то обесценивание, то неожиданные требования. Это действительно тяжело выдерживать и неудивительно, что у вас появляются мысли о его психическом здоровье.
Важно: по переписке и даже в терапии нельзя ставить диагноз — психическое расстройство или «отсутствие связи с реальностью» может определить только психиатр. Но то, что вы описываете: непоследовательность, отсутствие самокритики, гипертрофированное внимание к себе, обесценивание других, перепады настроения, абьюзивное поведение — всё это говорит не столько о вашей «преувеличенности», сколько о том, что рядом с ним вам объективно небезопасно эмоционально.
Ваши чувства — злость, усталость, даже желание дистанцироваться — абсолютно понятны и нормальны в такой ситуации. Это не делает вас «плохой дочерью». Это говорит о том, что у вас есть границы и потребность в защите себя.
Даже если у отца действительно есть особенности психики, менять его — не в вашей власти. Но вы можете выбирать, как и сколько быть в контакте, где держать дистанцию и как заботиться о себе, чтобы не обнуляться рядом с ним.
С уважением, Анастасия Мацульская , гештальт-терапевт. Записаться на консультацию: WhatsApp: +7-952-546-6194 Telegram: @Nastypsy
Халлю
Пользователь
Ответ для: Мацульская Анастасия
К сожалению, я не могу съехать, потому что, вероятно, в этом будет больше минусов, чем плюсов, но я не знаю, как от него дистанциироваться так, чтобы никто не пострадал. Морально, конечно же. Физического насилия у нас в дома, к счастью, нет. Я большую часть дня просто прячусь, но это его тоже бесит, и в каждом разговоре он об этом упоминает. И как правило, он безумно обожает рассказывать мне, какая у меня плохая мама, так меня воспитала. А если возразить, то будет ещё хуже. При этом, мама, наоборот, ругает, если я что-то говорю плохо про папу. И не потому что она так сильно его любит. Она устала даже больше чем я, от него. Но ей уже внушили установку что мужик всегда прав и во всем лучше, и она напоминает мне, что он много трудился ради нашей семьи (что правда, если честно). Но я не могу одними и теми же поступками постоянно внушать себе, что мне с ним норм. Один раз он ушёл из дома на несколько дней, поругавшись с мамой из-за того что я спала до 11 утра. Хотя я не спала, а пряталась, но не суть. Пригрозил разводом. Мама несколько дней его игнорила, не звонила, он тоже, а потом все же позвонила и сказала, что им надо поговорить, и решить разводятся они или нет. Папа тут же радостно прискакал домой и сделал вид, что ничего не было, решив, видимо, для себя, что это было извинение от мамы. Хотя это было не так. А я все это время думала, что они могут развестись из-за того что я слишком долго спала. Вот как мне такое оправдать? Если дистанция тоже приводит к последствиям?:(