Не хочу чтобы дети мужа жили с нами - консультация психолога

Женаты 2 года, у меня 3е детей живём у меня на квартире один общий ребенок. Муж страдал сильно по своим детям от первого брака. Сделала все чтобы его дочь к нам переехала , девочке 16 лет , жила у нас 8 мес. Стала называть мамой ,все было хорошо до того момента пока я не сделала ей замечание. Потом услышала как она говорит с подругой обо мне. Залезла в ее телефон и увидела переписку где она во первых все что дома происходит рассказывает своей подруге и это обсуждают , а во вторых отзывается обо мне матом обсуждает какая итд. Рассказала мужу он ее чуть поругал но в основном защищает. Отвез к матери и теперь злиться на меня из за того что я не хочу чтобы она больше жила у нас. Говорит почему я должен жить с твоими детьми , а ты нет. При этом за моих детей ответственность он брать не хочет , говорит у них есть отец. А с меня требует , говорит что уйдёт жить на квартиру потому что привык жить с дочкой. Дочка манипулирует им всячески , ей удобно жить у нас. Не знаю что мне делать. Как ответить на вопрос почему мои дети живут с нами ,а его нет. Мои с мамой живут , а это для него как красная тряпка. Разницы между отцом и матерью у него нет .
Воробьева Надежда

Психолог
г. Санкт-Петербург
Гипнотерапия
Ответ для: Карина
Здравствуйте, Карина.
Вы оказались в непростой ситуации, где от вас требуют быть "достаточно хорошей мачехой" для его дочери, но при этом отказывают вашим собственным детям в праве на ту же степень принятия. И это несправедливо. Не потому что жизнь вообще должна быть справедливой, а потому что в семейной системе двойные стандарты убивают доверие и ведут к тому, что один из партнеров постоянно находится в позиции должника, а другой - в позиции судьи.
Давайте отделим одно от другого.
Первое. Конфликт с падчерицей.
Вы сделали для нее очень много. Вы приняли ее в свой дом, вы создали условия, в которых она начала называть вас мамой. Это огромный вклад, который нельзя обесценить. И когда вы столкнулись с ее истинным отношением - через подслушанный разговор и переписку, - ваша реакция абсолютно естественна. Вы почувствовали себя использованной и преданной. И здесь важно: ваше желание защитить себя, не желая возвращать ее в дом, - это не жестокость. Это понимание того, что вы не обязаны продолжать отдавать себя тому, что разрушает вас изнутри.
Но проблема в том, что муж увидел в этом не вашу боль, а угрозу своим отношениям с дочерью. Для него, судя по всему, фигура отца очень уязвима. Он "страдал" по детям от первого брака - и эта страдальческая позиция говорит о том, что для него разлука с ними была травмой, которую он так и не переработал. И теперь он пытается компенсировать эту травму любой ценой, даже ценой вашего спокойствия и целостности вашей семьи.
Второе. Вопрос, который вы задаете: "Почему мои дети живут с нами, а его - нет?"
Суть конфликта может быть не в реальном распределении детей по домам, а в символическом. Муж говорит: "Почему я должен жить с твоими детьми, а ты нет?" Он чувствует несправедливость. Для него ситуация выглядит так: он пошел на уступку, позволил вашим детям быть частью вашего общего пространства (или, по крайней мере, терпит их присутствие), а вы не готовы сделать то же самое для его дочери.
Но здесь есть огромная разница, которую он, возможно, не хочет видеть. Его дочь - 16-летний подросток, который уже продемонстрировала неуважение к вам в вашем же доме. Ваши дети - вероятно, младше, и они не нарушали границ, не оскорбляли его и не создавали атмосферу враждебности. Он требует от вас одинакового "принятия" в ситуациях, которые не являются одинаковыми. И это нечестно.
Третье. Самое важное.
Вы пишете, что он не берет ответственность за ваших детей, говорит "у них есть отец", но при этом требует от вас, чтобы вы взяли ответственность за его дочь. Это фундаментальное нарушение партнерского баланса. В здоровой семье оба родителя (даже если речь о неродных детях) договариваются о правилах. Либо вы оба берете на себя роль "принимающих взрослых" по отношению ко всем детям, либо вы оба сохраняете определенную дистанцию. Но нельзя, чтобы один был обязан, а другой - нет.
Сейчас он поставил вам ультиматум: либо вы принимаете его дочь обратно, либо он уходит. И в этом ультиматуме звучит не столько любовь к дочери, сколько его неспособность выдержать разрыв с ней снова. Он готов пожертвовать вашим браком, лишь бы не чувствовать себя снова "потерявшим" своего ребенка.
Что делать?
Я не могу дать вам инструкцию, но могу предложить направление. Сейчас вы находитесь в позиции, где пытаетесь доказать, что вы правы, а он неправ. Но в этой битве за справедливость вы теряете главное - возможность договориться. Попробуйте выйти из логики "кто прав" и перейти в логику "как нам сохранить семью, если мы оба чувствуем себя уязвимыми".
Вы можете сказать ему примерно так: "Я понимаю, что для тебя твоя дочь - самое важное, и я видела, как ты страдал без нее. Я хотела быть тебе опорой и приняла ее. Но когда я увидела, как она на самом деле ко мне относится, я почувствовала себя преданной. Мне нужно, чтобы ты увидел не только ее боль, но и мою. Я не против ее присутствия в нашей жизни. Но я не готова снова жить в одном доме с человеком, который меня не уважает, не чувствуя при этом, что ты на моей стороне. Давай найдем форму, в которой она остается твоей дочерью, но при этом мои границы не разрушаются. И давай честно поговорим о моих детях: я не прошу тебя быть им отцом, но я прошу тебя уважать тот факт, что они - часть меня, а значит, часть нашей семьи".
Если он не готов к такому разговору, если для него существует только его дочь и его боль, а ваши чувства и ваши дети - это "не его проблема", то вам придется честно спросить себя: готова ли вы жить в отношениях, где вы всегда в долгу, где ваши дети - "чужие", а его дети - священны, где ваши границы не защищены?
Вы не обязаны разрушать себя ради его невылеченной травмы. Вы имеете право на безопасное пространство в собственном доме. И ваши дети имеют право жить в доме, где их не считают обузой.
Если вы не можете найти общий язык вдвоем, возможно, вам нужна помощь третьего - семейного психолога. Потому что то, что вы описываете, - это не просто конфликт из-за ребенка. Это столкновение двух систем ценностей, которое может разрушить брак, если не найти способа услышать друг друга без обвинений и ультиматумов.
С уважением, Надежда Воробьева. Записаться на консультацию: ТГ @psy_vorobeva
Зубкова Галина
Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Карина
Карина, здравствуйте. Да, вы живете в своей квартире и ваши дети живут с вами, все нормально. Вы переживаете за то, что ваш муж сердится? Вы переживаете за то, что он не справится со своим гневом? Что заставляет его злится как по вашему?
Думаю, что можно разобраться в том, что заставляет злиться. Это могут быть разные чувства: зависть, страх, гордыня вряд ли это связано с ненавистью.
Понятно, что семья как слаженный целостный организм и существуют семейные кризисы, которые формируются неустойчивостью состава семьи: кто-то родился в семье или выбыл из семьи, то кризисный период может длится около года. Равновесие семьи нарушается также и в связи с личностными кризисами любого члена семьи (вы знаете о кризисе 3-4 леток, вам, например, может быть известно о кризисе подросткового возраста). Да, конечно, в вашей семье появился подросток это как бы двойной кризис в одном. Конечно, каждый чувствовал напряжение и только разговаривая, проясняя ситуацию, предлагая решения, можно находить приемлемый ответ, сейчас ваша семья находится в не устойчивой позиции и, конечно, заявления мужа могут вас пугать. Хватит ли сил у родителей? А что будет делать муж, создав такую дисфункциональную пару как отец и дочь? На сколько времени он готов снимать квартиру? А как будет воспитываться его ребенок в вашей квартире, зная, что его отец предал (ведь как-то так случается, что нести ответственность , например, за несостоятельность семьи приходится самому слабому, самому младшему)?
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Карина
Здравствуйте, Карина. Ваши дети безусловно вам ближе, роднее, а дети вашего супруга, по сути, чужие вас люди. Но, точно так же как у вас есть дети, от которых вы не желаете отказываться, так и у вашего мужа есть ребенок, который ему дорог. Ставить мужа перед выбором или вы, или его дочь от предыдущего брака не честно. Попробуйте встать на его место, посмотреть на ситуацию его глазами.
Думаю, вам с мужем нужно поговорить, но не с позиции категоричности и обиды ( я слышу, как обидело вас поведение падчерицы-подростка), а с позиции диалога. И в этом вам может помочь семейный психолог, сглаживая острые моменты, не допуская чтобы имеющаяся обида переросла в конфронтацию.
Онлайн консультирование в What's App (+79211610485)