Разрушающие себя привычки - консультация психолога

Добрый день.
В определенный момент (защита диплома технического направления подготовки в магистратуре) создала себе костыль для «не думать» в виде курения. То есть в подростковый период я эту зависимость не приобрела, однако, в 25 лет начала курить, чтобы «не крутились мысли в голове», в итоге курю 6 лет уже полных и хочу избавиться от этого, на силе воли или каких-то не рецептурных успокоительных удается продержаться около месяца или больше, затем начинаю курить снова. Так уже было около 5 раз.  Читала книгу Алена Кара. Эффект временный. Замечаю еще за собой, что обрываю кожу губ, в последние дни еще заметила, что могу, например, принять бады не как советуют, а так, что потенциально может сделать плохо физически. Стараюсь следить за здоровьем, и тут же делаю себе плохо, пытаюсь рассуждать с собой, получается, что по итогу я как будто что-то делаю и одновременно стою на месте, нахожусь в постоянной как бы суете, как будто пытаюсь наладить свою жизнь и одновременно вот, ничего не получается, и так по кругу. Это мешает работе и взаимоотношениям с людьми окружающими.  Прочитала про аутоагрессию, пыталась порассуждать что же я такого себе не разрешаю, одной у меня это не получилось. Думала про гипнотерапию от курения, но чувствую, что это снова будет как «заплатка», а не решение проблемы, хотелось бы разобраться со страхом жить эту жизнь.
Гурова Ольга

Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Ирина
Здравствуйте, Ирина. Вы начали курить на фоне стресса защиты диплома, обрывание кожи с губ тоже сигнализирует о наличии тревожного фона. Поэтому, для начала я попросила бы вас пройти тест Бэка на уровень тревоги и на депрессию, здесь на сайте:
https://psyh.info/tests/test-trevozhnosti-beka
https://psyh.info/tests/test-depressia-beka
Скорее всего первым делом вам потребуется обратиться за помощью к врачу-психиатру, чтобы убрать тревожную симптоматику. После чего можно будет подключить психотерапию, разобраться в том что вызывает в вас этот страх жить эту жизнь.
Какой бы вредной ни была привычка курить, но сейчас эта привычка, как надувной круг, держит вас на плаву, помогает справиться с тревогой, со стрессом. Естественно, что попытки бросить курить не имеют успеха. Пока вы не разберётесь с причиной, пока не сможете найти продуктивный способ компенсации стресса, либо избегать его, вы будете вынуждены пользоваться деструктивными способами.
Онлайн консультирование в What's App (+79211610485)
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Ирина
Здравствуйте , Ирина! Вы описали свою ситуацию с такой ясностью и самоанализом, что сразу видно, вы проделали огромную внутреннюю работу, пытаясь понять себя. Прежде всего, я хочу вас поддержать и сказать главное: все, что вы делаете — курение, обрывание кожи, эксперименты с БАДами — это не «странности» и не слабость. Это ваши попытки справиться с колоссальным внутренним напряжением, справиться с тревожными мыслями. Ваша психика ищет хоть какие-то «костыли», чтобы дать вам передышку. Вы не делаете себе «назло», вы пытаетесь себя спасти доступными вам способами, которые, к сожалению, оказываются разрушительными. Это очень важно понять и перестать себя за это винить.
Терапию провожу в интегративном подходе, владею техниками быстрой переработки негативных состояний и эмоций. Буду рада помочь, психолог Анастасия Каптурова. Консультации онлайн WhatsApp +79607744047 и Telegram @AKapturova_psy
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Ирина
То, что вы описываете, — это пример аутоагрессии (направленной на себя) и тревожного расстройства.
Ваш мозг работает на высоких оборотах, он перегружен мыслями, страхами, контролем (особенно в периоды как защита диплома!). Курение стало для вас ритуалом, который на время «обрывает» этот поток, дает иллюзию паузы и успокоения. Но, как вы сами поняли, это лишь «заплатка».
Обрывание кожи губ и эксперименты с БАДами — это тоже формы самонаказания и попытки почувствовать контроль. Когда внутренний мир кажется хаотичным и неуправляемым, физическая боль или игра с риском для здоровья — это способ ощутить себя «здесь и сейчас», почувствовать хоть какой-то, но контроль над ситуацией. Это крик вашей души о помощи.
Мои рекомендации:
1. Вам нужно стать по отношению к себе не строгим надзирателем, а любопытным исследователем. Заведите дневник (бумажный или в телефоне). Когда хочется курить или обрывать губы, спросите себя (без осуждения): «Что я чувствую прямо сейчас? Какая мысль только что промелькнула? Какая эмоция? Цель, понять триггер. Вы заметили, что начали курить во время защиты диплома — это был триггер «стресс и необходимость не думать».
2.Вам критически важно найти другой, не разрушающий способ давать себе передышку. Это должен быть простой и быстрый ритуал, заменяющий сигарету, например:
- Дыхание «4-7-8»: Вдох на 4 счета, задержка на 7, медленный выдох на 8. Повторить 3-4 раза. Это физиологически успокаивает нервную систему. - Переключение на тело: Резко встать, пойти умыться холодной водой, помассировать руки, потянуться. Задача — выйти из головы в тело.
3. Исследуйте свой «страх жить». Это самая глубокая и важная работа. Возьмите тот же дневник и в спокойной обстановке попробуйте ответить на вопросы (можно писать то что приходит, не задумываясь):
- «Чего я конкретно боюсь?» - «Какой я «должна» быть, по моему мнению?» И насколько этот образ реален? - «Что случится самого страшного, если я буду жить так, как хочу я, а не так, как «должна»?» - «Что я себе не разрешаю?».
Вы пробовали порассуждать об этом одной, и не получилось. Это абсолютно нормально! Здесь ключевая рекомендация — обратиться к психологу. Специалист создаст безопасное пространство, поможет задать правильные вопросы и, что самое главное, будет той самой опорой, которую вы ищете вовне (в сигаретах, в разговорах), но которую можно найти внутри себя.
У вас все обязательно получится.
Хоруженко Владимир
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Здравствуйте, Ирина! Прежде чем говорить о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы избавиться от своих вредных привычек и привязанностей, важно обратить внимание на то, что процесс возникновения привязанностей очень имеет много причин и следствий. Процесс при обретения вредной привычки связан с социальными причинами, системой ценностей, личными отношениями, установками так и другими особенностями каждого конкретного человека. Следовательно и определение причин той или иной зависимости – это поиск конкретного решения задачи. Существует определённая схема работы с привязанностями 1. Понять причины возникновения привязанности. Частично Вы это уже сделали, проведя глубокий анализ возникновения вредной привычки. Частично, потому что вероятно учли не все факторы. Например, аутоагрессия наверняка имеет свои «корни» возникновения. 2. Устранить причины, которые привели к закреплению привычки. Для этого надо их найти, учитывая, что их вероятно несколько. 3. Заняться изучением себя и своих реакций в различных ситуациях для того, чтобы можно было чувствовать себя более свободно и делать лучший выбор, приводящий к более эффективному результату. 4. Заняться саморазвитием и приобрести навыки эффективного управления собственной жизнью по принципу «меняешь характер – меняешь жизнь». Любой процесс значительных изменений жизни к лучшему предполагает работу над собой. Этот путь Вы можете проделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов в различных областях, которые могут поддержать Вас на этом пути и ускорить процесс изменений. Но только при Вашей собственной готовности, стремлении и способности работать над собой. Это условие является самым важным – необходимо принять на себя ответственность за все, что с Вами происходит, и набраться решимости действовать в направлении позитивных изменений.
Психолог, более 30 лет практики, работаю используя интегративный подход (различные направления психологии) очно и on-line. Teams: vlad.priz vladvik_profy@mail.ru Предоставляю возможность получить предварительную получасовую консультацию, для этого нажать кнопку "ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ" на моей страничке.
Хоруженко Владимир
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Работу со своей вредной привычкой я рекомендую начать с выполнения простого, на первый взгляд, задания. Возьмите лист бумаги, разделите вертикальной чертой на две части. В первой части запишите причины, по которым вы хотите избавиться от вредной привычки. Во второй части выписывайте выгоды, которые Вы получаете от этой вредной привычки. Продолжайте эту работу на протяжении нескольких дней, сосредоточивайтесь на выгодах, как только возникнет позыв к вредной привычке. Сразу задавайте себе вопросы: * почему я хочу это сделать именно сейчас? * что мне это даст? * что будет, если я не сделаю этого? Чего я лишусь и что я приобрету? Перечень вопросов составляется индивидуально. По опыту в первой части у Вас будет всего лишь несколько причин, например, вредно для здоровья, портит цвет лица, дорого обходится. А вот во второй части, если проявите к себе принципиальную настойчивость, то найдёте много причин. Потом работайте со второй частью, найдите другой способ получения выгоды. Что касается обращения к гипнологу, то вряд ли это будет эффективно в том смысле, что кто-то избавит Вас от вредной привычки без Вашего участия. Но может быть быть полезно для диагностики второй части списка. Что касается аутоагрессии, то это отдельная тема, хотя и безусловно связана с Вашим запросом.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый вечер, Ирина!
Цитата: Замечаю еще за собой, что обрываю кожу губ, в последние дни еще заметила, что могу, например, принять бады не как советуют, а так, что потенциально может сделать плохо физически.
Возможно, причина в тревоге и над этим нужно работать. Обратитесь очно к психиатру. Также подключайте психотерапию, можно онлайн.
Причиной может быть высокий уровень тревоги, чувство вины, сложности в социальной жизни, проблемы в семье, т.е. то, что Вас беспокоит Ваша тревога проявляется в таком виде. Возможно, Вы себя за что-то наказываете таким способом. Но часто это способ снять тревогу, которая появляется по каким-то причинам, важно понимать, что это за причины.
Вам нужно проанализировать, в какие моменты возрастает это напряжение. Отследите это. В следующей ситуации, когда Вы будете в этом состоянии, задайте себе вопрос: "О чём я сейчас подумала? Чего такого страшного я боюсь?". Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле? Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Что от меня зависит? Смогу ли я справиться с тем, что будет? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Всё, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове.
Нужно исключить стрессы, переживания, которые вызывают тревогу, напряжение. Нужно знать, в каких именно ситуация это проявляется. Т.е. каждый раз, как будете обрывать кожу губ, говорите себе: "стоп". Задавая вопрос: "Что сейчас со мной происходит?". - Эти вопросы, как раз я и написала выше в тексте.
Насчёт курения. Попробуйте обратиться к наркологу, чтобы он назначил препараты, если они потребуются, чтобы Вам было легче пережить синдром отмены и снизилась тяга.
У Вас есть мотивация бросить курить?
Возьмите лист бумаги и напишите, что Вы получите, если бросите курить, какие будут плюсы. Важно замечать, что именно провоцирует Вас закурить. Отслеживайте это.
Важно окружать себя людьми, которые не курят.
Откладывайте деньги, которые Вы тратите на сигареты и после посмотрите, сколько денег Вы сэкономили. Можете откладывать сумму, как достижение цели. Вы, во-первых, бросили курить, здоровье стало лучше, а, во-вторых, Вы накопили большую сумму денег за месяц, два и т.д. Подумайте, на что Вы хотите накопить себе деньги, что хотите купить?
Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы больше будете мотивированы. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с делами. Есть браслеты, например, на которых написано: "Я молодец", "Никогда не сдавайся" и т.д. Кому-то нравятся такие браслеты, и они помогают верить в себя, кому-то достаточно написать такую же фразу и приклеить её на шкаф.
И подключайте работу с психотерапевтом или с психологом, даже онлайн, найдите мотивацию, ставьте цели и идите вперёд!