Страх утраты близкого человека - консультация психолога

Я боюсь засыпать ночами когда все дома спят, я начинаю прислушиваться все ли дышат и живы, очень боюсь потерять близких когда сплю. Живу с мамой и сыном 7лет. Маме 45лет она7 на инвалидности с артритом уже более 10лет и постоянно мучается от болей, папа умер 7лет назад от онкологии. Сын абсолютно здоров но спит со мной потому что преследует страх что вдруг во сне не так голову запрокинет или перевернется лицом в подушку и задохнётся. За маму боюсь потому что понимаю что постоянно жить с болью невозможно и когда ни будь сердце не выдержит. Когда меня нет дома то телефон с рук не выпускаю вдруг что случится. Я устала жить в постоянном страхе что могу потерять того кто мне дорог
Как мне избавиться от страха утраты?
Елена Ляус

Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Оксана
зДРАВСТВУЙТЕ, оКСАНА. иЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА УТРАТЫ НЕ ТАК ПРОСТО. вЕРОЯТНО, У вАС ВСЕГДА БЫЛА ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ. нУЖНО ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО ЛЮДИ СМЕРТНЫ И ЭТО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, МЫ МОЖЕМ ТОЛЬКО ПОМОЧЬ С ЛЕЧЕНИЕМ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК В ЭТОМ НУЖДАЕТСЯ. чЕМ БОЛЬНА вАША МАМА? мОЖНО ЕЙ ПОМОЧЬ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ? кСОЖАЛЕНИЮ, НЕ ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ НАС. сТРАХИ ПРОРАБАТЫВАЮТСЯ В ТЕРАПИИ- СОВСЕМ ОН НЕ УХОДИТ- ВЕДЬ НАШИ БЛИЗКИЕ НАМ ДОРОГИ И ПО-ЭТОМУ, МЫ БОИМСЯ ИХ ПОТЕРЯТЬ. нО, В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ, СТРАХ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ, И, КАК БЫ, УХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. нУЖНО НАУЧИТЬСЯ С НИМ ЖИТЬ, ТАК, ЧТО БЫ ОН НЕ ПАРАЛИЗОВЫВАЛ. еСЛИ РЕШИТЕСЬ ПОРАБОТАТЬ СО СВОИМ СТРАХОМ, БУДУ РАДА ПОМОЧЬ.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Чистякова Элина
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Оксана!
С одной стороны, в Вашем страхе есть здоровое зерно: вероятность потерять близких всегда есть, мы уязвимы и смертны, такое может случиться с каждым в любой момент вне зависимости даже от ожидания, такова наша реальность. Избавиться от этого страха в ноль вряд ли возможно и нужно, он помогает адаптироваться и мобилизоваться должным образом в реальности.
С другой стороны, большинство людей в курсе этого факта, но продолжают жить без степени навязчивости подобных мыслей, которые у вас распространяются не только на маму, но и на здорового ребёнка.
Фактор навязчивости мешает жить вам и косвенно вредит вашему сыну, так как вы постоянно транслируете ему своё чувство небезопасности и тормозите своими действиями (совместный сон) его развитие к самостоятельности, уверенности в себе, взрослости. Условия, в которых сейчас живёт ваш сын, влияют как-то на его психосексуальное развитие. То есть вы пытаетесь справляться со своей тревожностью за счёт здорового развития сына, конечно, неосознанно. Для осознания этого факта я вам об этом и пишу.
Это не повод впадать теперь ещё и в чувство вины, но ответственность в первую очередь перед сыном и собой (и мамой косвенно, тк она от вас зависит) может стать хорошим мотиватором к работе со своим навязчивым страхом, с которым вы тщетно пытаетесь бороться на уровне симптома, что только его укрепляет, оставляя причину нетронутой и содействуя усугублению ситуации.
Да, действительно, здесь важно будет уделить внимание вопросу принятия реальности и готовности к ней, над этим мы сможем с вами поработать в когнитивно-поведенческом направлении терапии.
Также здесь важно будет смотреть глубже в корень проблемы, почему утрата близких для вас является сверх-ценной темой. Это не про обесценивание родственных связей, чувства привязанности и любви, отнюдь. Это к вопросу о том, почему у вас это доходит до степени навязчивости - какие мысли о последствиях появляются. Это индивидуально, тут надо детализированно разбираться в нюансах вашей биографии, анализировать историю формирования вашей личности. Ответ будет там.
С уважением, Элина 8 (968) 922-65-45
С уважением, Элина +79689226545
Чистякова Элина
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добавлю, что страх потери близких становится навязчивым, когда мы всерьёз не представляем своей жизни без них, когда мы знаем, что будем себя винить за их уход или уверены, что не сможем без них жить. Иногда это про выученную беспомощность (как же я останусь один, я завишу полностью и тогда пропаду). Иногда - про смысл жизни, которым близкие становятся (точнее, человек их обременяет таким статусом) за неимением другого наполнения, которое бы позволило им быть прекрасной и особенно ценной, но всё же частью этой жизни. Бывает, что у данного страха есть своя уникальная предистория.
Какой сценарий сработал в конкретном случае, и что с этим теперь делать, возможно разобраться на индивидуальной консультации с психологом.
С уважением, Элина +79689226545