Этичность психолога - консультация психолога

Здравствуйте!
Недавно обратилась в центр психологической помощи Москвы с депрессивным эпизодом и тревожностью. Это был мой первый визит к психологу, и после этого разговора у меня двойственное впечатление и сомнения по поводу этичности специалиста.
Во-первых, я поделилась с ней, что я закоренелая сова, ложусь очень поздно и мне так комфортно, сильно на мою жизнь это не влияет. На это психолог ответила, что мне нужно обязательно подстраиваться под общество и переходить на более стандартный режим дня: рано ложиться и вставать.
Во-вторых, после моего рассказа о моих родителях психолог довольно эмоционально дала им свою оценку, назвав их «эгоистами».
Подскажите, насколько этичны такие высказывания со стороны психолога? Стоит ли попробовать сменить специалиста или дать еще один шанс, если общее впечатление сложилось нейтральное?
Спасибо за ответ!
Ксения Васильева

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Лина!
Мы не имеем права критиковать коллег, но коль уж тут все сказано безлично - могу высказать свое отношение к ВЫВОДАМ, которые делал коллега.
Итак:
Цитата: мне нужно обязательно подстраиваться под общество
- а у нас всё общество - жаворонки? И чем вызвано столь жесткое долженствование, нужно, да еще и обязательно - иначе что?
Цитата: довольно эмоционально дала им свою оценку, назвав их эгоистами
- психолог оперирует логикой, а не эмоциями, и любое заключение о мышлении, поведении, эмоциях или характере подтверждает объяснениями "потому что", иначе получаются банальные ярлыки, навешивание которых не красит речь даже простого человека, не говоря уже о специалисте.
В любом случае, если вам с этим специалистом некомфортно, вам лучше его сменить, поскольку общение психолога с клиентом должно носить доверительный характер, а при некомфортности общения доверительность возникнет вряд ли.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
Квасов Александр
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Лина
Здравствуйте. Действительно то, что вы описываете возможно не профессионально. С другой стороны нужно знать и мотивы специалиста. И какие методики он с вами применяет.
На сколько по вашему мнению была обоснована для вас её рекомендация по поводу режима дня? Касалось ли это контекста вашей беседы? Возможно она была обеспокоена продолжительностью вашего светового дня? Недостаток солнечного света способствует депрессивным состояниям и тревожности, так же как и недостаток сна. К тому же её комментарии носят лишь рекомендательный характер, вы вольны не следовать им.
В контексте родителей она могла допустить ошибку, оценив вашу жизнь и родителей в ней, психологи такие же люди, они не идеальны. С другой стороны опять же вопрос мотивации специалиста. Это было оценивание или попытка отзеркалить ваши чувства, допустить диалог, на который вы бы не решились? Взглянуть на ситуацию по другому? Раскрепостить вас?
В вашем вопросе важна не столько компетентность специалиста, сколько понимание, комфортно ли вам с ним, чувствуете ли вы движение процесса от сеанса? На подобное можно ответить только в срезе от 2-3 встреч.
Табакова Светлана
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лина
Лина, здравствуйте! Всегда рекомендую обсуждать с психологом все чувства, которые возникают во время работы и все всё то, что вам неприятно/нет согласия. И по результатам такого обсуждения, на основе ответов специалиста на ваши вопросы, принимать решение оставаться или менять. Однако, из вашего рассказа очень обращают на себя внимание давление и навязывание каких-то правил, а так же оценочность психолога. Такого быть точно не должно.
И, если позволите, дам несколько комментариев от себя на тему сов и эгоистов))) По поводу режима: существует ген, который контролирует суточные изменения в организме:
сон и бодрствование;
выработку гормонов;
скорость обменных процессов;
реакции на стресс. Этим геном кодируется белок, накапливаемый в клетках в темное время суток. Когда всходит солнце, вещество начинает расходоваться. Человек просыпается, и внутренние процессы в его теле ускоряются. Это механизм, работа которого основана на биологических часах и это ЦИРКАДНЫЙ РИТМ. Особенность сов и жаворонков в том, что у них ген, отвечающий за циркадные ритмы, у одних укорочен, а у других удлинён. Вот и весь фокус. Теперь по поводу эгоизма. Далеко не всегда эгоизм - это плохо. Более того, быть эгоистом иногда полезно поучиться (для некоторых людей). Чтоб не плыть в понятиях, можно подумать про 3 состояния: альтруизм- когда не важно как мне, важно как другим; эгоизм - важно как мне, но не в ущерб другим; эгоцентризм - не важно как другим, самое важное-это я. Как я понимаю, психолог дала оценку вашим родителям исходя из собственного понимания эгоизма как нежелательного поведения. Возможно это так, а может и нет.
С уважением, Светлана Табакова. Психолог. ЕМDR-терапевт. КПТ-терапевт. Семейное психологическое консультирование. +79110010102 (WhatsApp, Telegram)
Маргарита Пикк
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лина
Здравствуйте Лина! Это не в полном смысле вопрос этики, а скорее корректности и профессионализма специалиста. Сейчас поясню. Относительно фразы нужно обязательно подстраиваться под общество и переходить на более стандартный режим дня: рано ложиться и вставать. - если было сказано дословно именно так, то это не корректно. Вы свободный человек и вольны действовать в том режиме в котором вам комфортно. Да, общественный запрос требует гибкости в этом плане и необходимости преимущественно идти со всеми в одном ритме (банально, ехать к 9 на работу, и в 18 обратно), но ведь это не обязательно, если у вас есть возможность жить в другом режиме (например, вы работаете удаленно, или в вечернюю смену).
Полагаю даже если ответ специалиста был дословно таким, как вы описали, это именно про корректность. Т.е. например, человек стоит на бирже труда, и жалуется, что ему не найти работу, т.к. он не привык рано вставать, а то что ему предлагают как раз от звонка до звонка с ранними подъемами, и отвергает все предложения сотрудника службы занятости (то график не тот, то зп мала, то не для души.. в общем "нет в этом мире идеала").
При этом что получается: желания клиента завышены и не вполне реалистичны , т.к. возможности службы занятости изначально ограничены теми предложениями, которые им поступают от также ограниченного числа работодателей (это же не HH) и об этом клиент знал когда вставал на учёт. В этом случае, бывает, что клиента службы занятости приходится "приземлять", опять же по тривиалтным причинам: количество бесплатных консультаций у психолога сл.занятости ограничено, сотруднику сл.занятости нужно скорее трудоустроить безработного, заканчивается срок начисления пособия и при отказе оно не будет начислено.
Возможно, специалист который с вами работал не успел вас прочуствовать и переусердствовал с напором.
Про второй аспект. после моего рассказа о моих родителях психолог довольно эмоционально дала им свою оценку, назвав их «эгоистами». Здесь фраза из контекста. Не известна проблематика, аспекты. Есть фраза "эгоисты": возможно специалист глядя на часы и понимая, что время подходит, а закрыть вопрос нужно ёмко, но четко дал эту характеристику. Эгоизм это не плохо - это просто, констатация факта. Он либо есть, либо его нет.
Специалист действительно довольно эмоционально отреагировл на ваш расказ?
Как вы это поняли?
Он это выражал мимикой и жестами, повышенным тоном, или же только на словах?
Опять же здесь важно понимать, с чем вы обратились: с депрессивным эпизодом и тревожностью. Т.е. тревожность есть и она довольно таки выраженная. Вдобавок присоединяется сопротивление терапии в лице психолога. Поэтому, рекомендую на 2й встрече обсудить эти моменты. Если вы не будете выносить эти аспекты на обсуждение, то вам будет крайне не просто работать. Вот, если вам специалист начнет отвечать в духе "это я тут главный и ты ко мне пришла, а не я к тебе. мне решать, как тебе лучше" , тогда да, это будет 100% про этику (и профессионализм). А сейчас, после 1 визита, больше вопросов, чем ответов.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ • НЕЙРОПСИХОЛОГ • ПСИХОЛОГ • М. Пикк • Skype: psy.pikk
Копытин Михаил
Психолог
г. Москва
Коучинг
Ответ для: Лина
Для сравнения сходите к другому психологу. Если советы были даны директивно, то психолог не прав. Есть понятие нейтральности психолога.
Архангельская Надежда
Психолог
г. Волгоград
Коучинг
Здравствуйте. Очень сочувствую Вам. К сожалению, такое бывает. Что нужно сделать? Если Вам необходима помощь психолога, то запишите для себя те качества, которыми должен обладать специалист. Например, поддерживающий, тёплый,бережный и тп. Определите, с кем Вам комфортно работать (возраст, пол, потенциал личности, образование, самопрезентация )
Я уверена, что Вы найдёте своего психолога!
С уважением, Ваш психолог Надежда Вячеславовна Архангельская