Опозорилась на работе - консультация психолога

Здравствуйте, уважаемые психологи!
У меня произошёл очень неприятный конфуз на работе, не знаю, как мне справиться теперь со своими чувствами по поводу него.
Моей коллеге начальник поручил подготовить проект и презентовать его коллегам. Она поняла, что с большей частью работы не справляется сама, поэтому попросила меня помочь (найти и прислать ей недостающую информацию). Я согласилась. Она сказала, что ей все подходит и мы закрыли тему.
На следующей неделе, за день до презентации я спросила у неё, все ли хорошо, согласовал ли все начальник и кто будет все презентовать. На что она сказала, что по ее мнению, будет лучше, если она презентует ту часть информации, которую она нашла, а мне стоит рассказать то, что нашла я. Но проблема в том, что хоть человек на моей должности и должен отвечать за тот блок, которым я с ней поделилась, я совсем не была готова его презентовать другим: мне не ставили эту задачу, я не вникала в чуть вопроса, который раскрываем, не разрабатывала структуру, чтобы все это выглядело связно и так далее. Я хотела связаться по этому поводу с начальником, но он именно в это время был в отпуске, поэтому помочь мне не мог.
В итоге, я попереживала, что за несколько часов до мероприятия я не успею ничего внятного подготовить, и решила плюнуть и оставить все, как есть.
В общем, результат был ожидаемым: коллеги недоуменно молчали, двое аккуратно покритиковали мою презентацию. Начальник и эта коллега попытались сказать, что все сказанное было важно и нужно, но я сама на стороне тех, кто подумал, что это было полной бессмыслицей, потому что объективно это так и есть.
Я чувствую себя очень унизительно, понимаю, насколько опозорилась. Если бы могла отмотать назад, отправила бы коллегу готовить все самой и отказалась бы брать это на себя. Не знаю, почему не поступила так сразу. Как теперь справиться с чувством стыда? Переживаю уже несколько дней подряд и не могу забыть эту ситуацию.
Валькова Евгения

Психолог
г. Харьков
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Елизавета, добрый день. Вы сделали - то что смогли, идеального не бывает. Если учитывать что предупреждали об этом - то все получилось так как и должно было быть. Если это Ваша первая презентация - то часто первое не самое удачно, в следующий раз будет лучше. Наоборот это хорошо что попробовали себя в этом, получили опыт, пусть даже не совсем удачный с первого раза!
Что мне сделать? Что изменить? Чтобы достичь... Вы читали психологическую информацию, и нет ответа? Продолжение совместной работы: Skype: evgenia.valkova ☎️ (+38) 066 493 31 83 ✓ (viber) 099 080 64 10 ✓ (telegram) @PsychologPortal
Татьяна Тимошина
Психолог
г. Подольск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Елизавета
Елизавета, добрый день.
Если Вы себя спросите - виноваты Вы в происшедшем не очень мажорном Вашем выступлении или нет- что себе ответите?
Помощь очно и онлайн, стоимость в профиле - . пишите в WhatsApp +79853315054
Елизавета
Пользователь
Ответ для: Татьяна Тимошина
Отвечу, что большей частью да. Я раньше занималась другими направлениями, а то, где от меня сейчас требуются знания как у эксперта, всегда закрывал кто-то другой. Но мне кажется, я недостаточно доходчиво обозначила, что я совсем не специалист в том, о чем взялась рассказывать, и надо было отказаться. Но теперь всем показала отсутствие у меня знаний в этой области.
Волкова Лариса
Психолог
г. Гродно
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елизавета
Елизавета, Вы подготовили часть презентации по какой-то совсем отвлечённой теме? Вы сказали или сделали что-то, что что нельзя ничем, никак и никогда исправить? Это была информация, от которой зависит чья-то жизнь и здоровье? Предполагаю, что ответ на эти вопросы - "НЕТ".
С другой стороны: 1.вы откликнулись на просьбу коллеги помочь, что в этой ситуации может характеризовать вас как отзывчивого человека. 2. Вы выступили с докладом по той части, что готовили - это говорит о вашей ответственности и умении принять на себя ответственность. 3. ваш доклад, как минимум слушали, если Вы говорите, что была даже критика, то значит не просто слушали, а вникали, выражали своё мнение. По сути, то что вы делали, можно считать элементом мозгового штурма, когда каждый высказывает любую идею. В самых на первый взгляд "глупых" идеях есть крупица истины, а значит, что вы еще и смело поступили, что высказали своё видение. 4. начальник вашим докладом удовлетворён? -ДА. Почему вы большее значение придаёте негативу, чем тем позитивным моментам, которые несомненно есть! Вам не кажется, что такой избирательный подход, как минимум не справедлив по отношению к вам? ну и 5 пункт: ИДЕАЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Вы старались, делали и получили хороший (не идеальный какой-то) результат
Готова помочь Вам. Психолог Лариса Волкова +375 (29) 884 39 29
Татьяна Тимошина
Психолог
г. Подольск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Елизавета
Я правильно понимаю, что Вы вините себя в том, что не отказались от презентации?
Вопрос - почему? Вы боялись конфликта с начальницей т.е. с коллегой? Или какая была мотивация?
Далее - вопрос в том, что получилась презентация ТАКОЙ от Вас - это Ваше вина? Или чья? Именно сама презентация, а не то, что Вам ее пришлось сделать?
1. Достаточно ли Вам дали на нее время?
2. Достаточно ли Вы были в теме вообще?
3. Знала ли Ваша начальница, т.е. коллега что Вам мало времени на это?
4. Знает ли Ваша начальница, т.е. коллега что Вы не очень в теме?
5. В теме ли сама начальница т.е. коллега или нет? Если нет - предполагаете ли Вы, что вместо того, чтоб подтянуть материал самой, она поняла - что не успевает и решила просто подставить Вас?
Елизавета
Пользователь
Ответ для: Татьяна Тимошина
Да, честно говоря, у меня есть ощущение, что меня именно подставили. Но свою вину я вижу в том, что не считала это сразу и повелась. Эта коллега - не начальница, просто из смежного подразделения. Именно то, что и начальник, и эта коллега фактически решили избежать решения этой задачи, хотя они и инициировали ее, и меня в неё изначально даже не посвящали, меня и побудило тоже не пытаться готовиться всю ночь накануне, а бросить все как есть. Но все равно лицом всей ситуации стала я, и критика в итоге полетела ко мне, и я понимаю, что могла бы всего избежать, отказавшись участвовать.
Елизавета
Пользователь
Ответ для: Волкова Лариса
Спасибо вам :) Просто я понимаю, что то, о чем и как я рассказывала, совсем не тянет на статус экспертного материала, меня это сильно гложет. Встреча была с первыми лицами компании, я себя показала совсем не профессионалом, и мне от этого очень неприятно.
Волкова Лариса
Психолог
г. Гродно
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елизавета
Елизавета, но вы не можете изменить ситуацию. Ту, что уже была. Как долго вы хотите переживать по её поводу? Зато вы можете посмотреть на всё произошедшее, как на хороший опыт. Теперь вы знаете, что можете сделать и как поступить в схожих ситуациях. Да и на саму ситуацию посмотреть под другим углом.
А насколько важно и значимо будет то, что вы, как вы считаете, неудачно подготовили презентацию, хотя бы через месяц? Или год? Как вам думается, как долго об этой ситуации будут помнить ваши коллеги?
P.S. Пытаюсь вспомнить хоть одного профессионала у которого не было никаких косяков и ошибок, или кто с первого до последнего дня жизни был экспертом и профессионалом. Никого вспомнить не могу. :) Профессионализм - это то, что как раз-таки и нарабатывается. :)
Елизавета
Пользователь
Ответ для: Волкова Лариса
Да, я сама понимаю, что через время это не будет для меня значимо нисколько. Я и сейчас понимаю, что в принципе в этой компании я планирую проработать недолго, поэтому на моей жизни этот конфуз вообще никак не отразится. Но непроизвольно всплывает это в памяти и снова начинаю переживать. Хотела бы знать, как успокоиться по этому поводу, просто отмахнуться не получается.
Волкова Лариса
Психолог
г. Гродно
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Елизавета
Попробуйте поговорить, пораспрашивать коллег, что они думают по поводу вашего выступления? Более близким, кому доверяете, можете сказать, что считаете, что оконфузились. Спросите, как они справляются с неприятными эмоциями, если что-то сделают не так, как им хотелось бы. Чувства пока никуда не исчезнут. Но это пока. Примите эти неприятные чувства. Можете сказать что-то вроде: " Ну, да... Опять это вы, мой стыд и вина, здравствуйте. Я уважаю вас, но, послушайте. Я человек мыслящий и понимаю, что.... (далее выше приведенные доводы)" Ваша задача сейчас не бояться своих чувств. Встречайтесь с ними, но разумно разговаривайте с этими чувствами
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Добрый день, Елизавета!
Вы многое сделали, Вы приобрели опыт, эта ситуация Вам поможет в следующий раз стать более мудрее, опытнее. Посмотрите на эту ситуацию, как на опыт. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки (если они были вообще) в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
Рекомендую следующее:
1. Осознайте причину, по который Вы испытываете стыд.
2. Простите себя. Вы сделали уже все, что в Ваших силах.
3. Важно извлечь опыт из этой ситуации. Вы не обязаны были брать на себя эту ответственность и в следующий раз сможете отказаться от нее. Эта ситуацию даст Вам опыт, урок и нет в этом ничего страшного, главное, что все закончилось хорошо. Оценивайте реально ситуацию, не берите на себя лишнюю ответственность, не накручивайте себя. Эффективнее будет не "копаться" в том, что Вы совершили ошибку, а сделать вывод из сложившейся ситуации, затем искать пути решения.
4. Найдите факты, которые Вас в какой-то степени оправдывают. Вы не имели опыта в этой ситуации и Вам нечего себя винить.
5. Возможно, все было не так плохо, как Вам может показаться. Если проанализируйте то, как отвечают другие люди, возможно, что-то и у них заметите не такое "идеальное", и это нормально.
Татьяна Тимошина
Психолог
г. Подольск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Елизавета
Елизавета, я не зря Вам задавала вопросы, а не писала ответ сама. Хотя и так все ясно.
Дело в том, что успокоение приходит тогда, когда именно Ваш мозг дет ответ на мучающий Вас вопрос и состояние.
Правильно ли я понимаю, что Вы раздасадованы на себя, что упустили контроль над не очень хорошей для Вас ситуацией презентации, решив ее сделать?
Вопрос - на который Вы так мне и не ответили- ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ Вы согласились? А Ваш ответ на этот вопрос имеет огромное значение. Я Вам покажу, почему, когда Вы ответите.
Правильно ли я понимаю, что Ваше самолюбие, эго т.е. на дает Вам покоя, что Вы не выстрелили на "ять"?, хотя Ваше эго ПРЕКРАСНО знает, что Вы и не могли этого сделать?
Елизавета
Пользователь
Ответ для: Татьяна Тимошина
Я сама не могу себе ответить, почему я просто не отказалась. Как-то даже в голову не пришло в моменте.
Да, я понимаю, что у меня недостаточно компетенций, и за короткий промежуток времени я бы в любом случае ничего бы лучше не выдала.
Но да, когда думаю, где конкретно была ошибка, которая могла бы спасти ситуацию, понимаю, что отказ от помощи и участия в этом деле был бы лучшим решением.
Татьяна Тимошина
Психолог
г. Подольск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Елизавета
Елизавета, могу я предположить, что Вы не отказались, т.к. не хотели быть нехорошей для общества (не выручающей, не входящей в положение и пр.) - т.е. что Вами подсознательно рулит, в принципе, установка - "быть хорошей и приемлемой для других"? Что Вам неудобно отказать?
Что во внутренней борьбе 2-х мотивов - спасти коллегу от позора и спасти себя от ненужной Вам презентации, неловкости - Вы пожертвовали собой, выбрав коллегу вместо себя?
Если да - то это установка, которая рулит взрослыми, которых в детстве или критиковали или просто не давали хорошей поддержки и принятия.
И, вырастая, человек уже боится выбрать себя, отказав другим. Он боится подсознательно быть не принятым другими своим отказом, как когда-то в детстве не принимали его значимые для него взрослые?
Какое у Вас было детство?
Если такое, как я описываю - то Вами рулит эта установка и виноваты в том не Вы, а взрослые, воспитавшие Вас.