Ребёнок не хочет идти в школу. - консультация психолога

Мой сын-семиклассник не хочет идти в школу. Каждый вечер он собирается, а утром не идёт. Он сам не может объяснить почему. Говорит, что в школе ему тяжело, он страдает (хотя в чем это выражается?), работать в будущем он будет там, где знания не нужны. Может он просто привык быть дома? Раз не пошел, другой... Сначала пропуские были единичные, а теперь он не ходит совсем. Первоначально, когда в школе с ним говорили по поводу его посещаемости, то он хотя бы выслушивал. Сейчас, когда приходят домой, чтобы поговорить, он закрывается в своей комнате и молчит. На контакт не идет совсем. Как только уходят, он сразу же выходит и начинает со мной общаться как ни в чем не бывало.  Что делать? Помогите!
Гамуйло Татьяна

Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Тереса
Тереса, добрый день.
Цитата: Он сам не может объяснить почему. Говорит, что в школе ему тяжело, он страдает
Когда начались эти проблемы? Возможно было происшествие? Не было ли чего-то неординарного: смерть родственника, развод, потеря вещи и т.д Возможно есть проблемы с одноклассниками или старшеклассниками, он может бояться сказать, либо не говорить из чувства стыда, вины. Здесь тактика такая. Нужно "изучить" всех учеников. Расспросить сына про одноклассников. Спросить следующее: " А если бы тебе предложили сесть с Петей, ты бы согласился? Или с Васей, как бы ты к этому отнесся"? "Скажи, а с кем бы ты не сел никогда?" И вот здесь ваш ребенок возможно выдаст с кем у него плохие отношения. "Почему бы ты с ним/ней не сел? Он/она что-то говорили тебе"? Чувствуете, круг сужается))
Так же нельзя исключать проблемы с учителями. Это может быть учитель по какому-нибудь предмету, учитель физкультуры, директор, завуч, охранник и т.д. В общем какой-то человек, который мог, что-то сказать, посмотреть, сделать и т.д. Для того, чтобы это выяснить, необходимо задавать хитрые вопросы.
Например: - Вот ты не хочешь ходить в школу. Ты совсем не хочешь или только на русский язык? Или только на математику? Или на физкультуру? В общем, может быть придется перечислить все предметы. Необходимо начать с предмета, по которому до наступления этой ситуации были сложности. То есть ответить себе на вопрос: с каким предметом были наибольшие сложности? Проанализируйте, вспомните когда это началось, и что этому предшествовало. С какого дня у него пропало желание ходить в школу.
Так же: Есть ли хронические диагнозы? Тестировался ли подросток на депрессию?
Если он с вечера собирается в школу, значит делает уроки, занимается, так? Утром, он просто не может вовремя проснуться, ему тяжело встать, он чувствует усталость? Или он встаёт, собирается, но потом просто не идёт?
Для того, что бы не усугублять ситуацию и не отстать тотально по программе надо начать ходить в школу, хотя бы на 1-2 урока. Можно перевести ребёнка на дистанционное либо семейное обучение.
В любом случае консультация психолога нужна, но для мальчика.
Индивидуальный и семейный психолог. Напишите мне в личные сообщения и мы договоримся о консультации. Краткосрочная терапия и КПТ. С уважением, Татьяна Гамуйло, психолог, г. Санкт-Петербург
Пружина Татьяна
Психолог
г. Гомель
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Тереса
Иногда дети страдают от насмешек одноклассников, буллинга, принижения кем-то из учителей - всё это для детей реальные трудности. Возможно, ваш сын вам о чем-то не рассказал. Попробуйте с ним поговорить о школе, начиная с рассказа о себе "Ты знаешь, когда я училась в школе ...". Откройтесь и возможно сын откроется в ответ. Возможно, имеет смысл сменить эту школу. Можете попросить ребенка нарисовать школу и оценить рисунок (насколько он мрачный/красочный и т.д.). Психологическую оценку рисунка можно попросить у специалиста. Если хотите, можете мне написать, проведем с вами 20-минутную бесплатную консультацию с метафорическими картами, это поможет вам ещё найти ответы.
Наталья Тесленко
Психолог
г. Воткинск
Юнгианский анализ
Ответ для: Тереса
Добрый день. Здесь можно много гадать в чем причины. Но их знает только он сам. Возможно есть проблемы в школе или его личные, а возможно их нет вовсе. У старшеклассников нередко такое бывает.
Иногда хорошим решением бывает ... оставить всё как есть.. То есть оставить выбор за ним. Не хочет идти, пусть не идёт.. Пусть останется на второй год. Пусть поймёт это на практике. Пусть познает причинно-следственные связи. Это очень взращивает, позволяет повзрослеть, даже лучше чем успешное обучение в школе.
Тем более если ничего и никто не помогает. А пока он может осваивать те знания и навыки, которые позволят ему зарабатывать в его области.
Но если он не будет ходить в школу, вам придётся к этому спокойно относиться и даже поддерживать.
Если капнуть поглубже, то это демонстративно-протестное поведение. Предположу, что его отец не живёт с вами. Сейчас он взрослеет, и возможно, он не чувствует, что вы относитесь к нему как к взрослому... поэтому и протестует, и он действительно не понимает, это с ним больше бессознательно происходит.
Так что позвольте быть взрослым, даже через протест. Иначе все остальные школьные годы могут быть мучительны для вас.
Лейла Али
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Тереса
Добрый день, Тереса!
Сочувствую Вашей ситуации.
Если ранее ребенок ходил в школу в нормальном режиме, а потом внезапно перестал, это может означать то, что в школе ему некомфортно. Проблем может быть несколько, наиболее распространенная проблема в таком возрасте - это буллинг. Как правило, дети не хотят говорить на эту тему, их мучает чувство стыда, вины и страха.
Если Ваши попытки поговорить с ним ни к чему не приводят, попробуйте поговорить со школьным психологом, с классным руководителем, с его друзьями. Наверняка, что-то можно выяснить. Если это невозможно, то нужно обратиться к психологу. Есть проекционные и игровые методики, с помощью которых ребенок расскажет о проблеме специалисту. И тогда можно будет приступить к решению вопроса.
Не откладывайте работу с психологом в долгий ящик. Можно прийти на онлайн-консультацию. В моей практике они показали такую же эффективность, как и очные консультации.
Буду рада помочь Вам! Не расстраивайтесь, все решаемо!
Приходите на онлайн-консультацию в удобное для Вас время.
Whatsapp +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог