Чувствую стыд за себя - консультация психолога

Здравствуйте, меня зовут Максим. Мне 18 лет. Очень часто стало возникать чувство, что со мной что-то не так. Я учусь в ВУЗе на бюджете, круг общения есть, но никого там не считаю друзьями. Вроде всё хорошо, но мне стыдно, что в отличие от своих сверстников я - девственник. У меня была девушка, подруги, но никто мне не нравился по-настоящему, я не чувствовал, что мы с ними близки. Я чувствую себя никчёмным, потому что я девственник. Причём девушки мне делали комплименты на разных мероприятиях и не раз, значит, выгляжу я хотя бы нормально.
Также меня очень напрягает, что я не зарабатываю в 18 лет, зависим от родителей. У моих сверстников нет такого стыда, у них есть отношения, их это вообще не смущает. Меня же это напрягает почти постоянно и везде, хотя у меня нет нужды зарабатывать, т.к. семья у меня более чем обеспеченная. Также меня делает очень несчастливым, что у меня нет настоящих друзей. У меня они были, но одни уехали в другие страны, вторые просто заняты совсем другим и т.д. А в ВУЗе за эти полгода я не нашёл настоящих друзей, максимум товарищей, меня это очень расстраивает, поэтому я ни с кем не могу нормально общаться, просто сил нет моральных.
И я не понимаю, нормально ли, что я это чувствую? Что можно с этим сделать?
Крюкова Мария
Студент-психолог
г. Воронеж
Транзактный анализ
Ответ для: Максим
Здравствуйте! Начну с конца:
Цитата: И я не понимаю, нормально ли, что я это чувствую?
Да, все, что Вы чувствуете, абсолютно нормально. Теперь к вопросу, что с этими чувствами делать.
Цитата: Вроде всё хорошо, но мне стыдно, что в отличие от своих сверстников я - девственник. У меня была девушка, подруги, но никто мне не нравился по-настоящему, я не чувствовал, что мы с ними близки. Я чувствую себя никчёмным, потому что я девственник.
Стыд - чувство социальное. Возможно, в среде, где Вы общаетесь, принято считать постыдным отсутствие интимного опыта. Предлагаю подвергнуть сомнениям убеждение, что быть девственником - это стыдно. Вы пишете, что никто не нравился Вам по-настоящему. Возможно, это достаточное основание для отсутствия интимного опыта? Хочется здесь к Вашим ценностям обратиться - для Вас важен сам факт лишения девственности или же, например, Вы хотите, чтобы это было с человеком, который Вам нравится по-настоящему?
Цитата: Также меня очень напрягает, что я не зарабатываю в 18 лет, зависим от родителей. У моих сверстников нет такого стыда, у них есть отношения, их это вообще не смущает. Меня же это напрягает почти постоянно и везде, хотя у меня нет нужды зарабатывать, т.к. семья у меня более чем обеспеченная.
У Ваших сверстников, скорее всего, нет ценности в собственном заработке, и, возможно, они не видят необходимости самостоятельности и независимости. У Вас такие ценности есть? Если да, то предлагаю подумать в направлении - как бы Вы могли зарабатывать? Возможно, есть варианты для подработки или какие-то другие возможности?
Цитата: Также меня делает очень несчастливым, что у меня нет настоящих друзей. У меня они были, но одни уехали в другие страны, вторые просто заняты совсем другим и т.д. А в ВУЗе за эти полгода я не нашёл настоящих друзей, максимум товарищей, меня это очень расстраивает, поэтому я ни с кем не могу нормально общаться, просто сил нет моральных.
Понимаю Ваши чувства. Общение с друзьями - важная часть жизни каждого человека. В силу сложившихся обстоятельств - хотели ли Вы пообщаться с теми друзьями, которые уехали, в дистанционном формате? Хотели бы Вы сблизиться с кем-то из Вашего сегодняшнего окружения? Относительно отсутствия моральных сил - предлагаю поискать ресурсы для их восстановления. Какие занятия приносят Вам радость и удовольствие, "зажигают"? Чем Вам нравится заниматься? Ответы на эти вопросы помогут вспомнить, от чего вы кайфуете и что может привнести радость и дополнительные ресурсы в Вашу жизнь.
С уважением, Мария Крюкова.
Гришанина Алина

Психолог
г. Краснодар
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Максим
Добрый день, Максим!
Коллега выше абсолютно верно отметила, что стыд -- чувство социальное, возникающее, зачастую, из-за отклонения в социальных направлениях. Они придуманы обществом и следуются многими, но не являются обязательными, об этом важно помнить.
У каждого от рождения до смерти свой опыт, индивидуальный и особенный, отсутствие чувств или их присутствие, возраст первого полового акта, количество друзей или дата начала заработка -- все это сугубо личный процесс, начало которого стоит ассоциировать с комфортом, а не "у всех так, значит и у меня должно быть".
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Максим
Здравствуйте, Максим!
Вы пишете, что: " Очень часто стало возникать чувство, что со мной что-то не так". Вас можно понять, возможно, Вы переживаете также сомнения и неуверенность. Вам 18 лет, для человека этого возрастного периода может быть естественным переживание какого-то несоответствия определенным представлениям о себе - реальным и идеальным. В целом, такие переходные процессы свойственны людям в любом возрасте, и в каждом возрасте они могут быть связаны с различными переживаниями. Например, к сомнениям и чувствам: утраты чего-то, непонимания, стыда и самообвинения, могут добавляться другие чувства, связанные с определенными событиями, происходящими в данный период времени. И человек может испытывать при этом самые тяжёлые переживания, сильные душевные муки или депрессию.
Когда у человека небольшой опыт жизни, когда он ещё только взрослеет, то у него мало знаний, представлений и пониманий о самом себе в новых для него ситуациях, в новых социальных ролях. Это становится причиной многих переживаний угроз, стрессов, сомнений и сложных поисков каких-то решений и информации.
По мере взросления, роста самопознания, самопонимания возникает чувство уверенности, появляются опоры в собственном опыте, в знаниях о себе и о мире.
Но в период нехватки опыта, когда задач по самопознанию и саморазвитию очень много, тем более, если личность обладает глубоким потенциалом в различных областях жизни (а ещё - возможно отягощение переживаний при условии отсутствия надёжной моральной, психологической поддержки), тогда естественны переживания: сомнений, тревоги, страха, угроз (как со стороны мира, так и со стороны себя), падения самооценки, самообвинения, стыда, разочарований и т.д.
Вы пишете: "И я не понимаю, нормально ли, что я это чувствую? Что можно с этим сделать?"
Можно отнестись к этому состоянию с пониманием, для этого в виде пронумерованного списка можно записать все вопросы, на которые хотелось бы получить ответ.
Затем можно искать ответы на эти вопросы, обращаться к надёжным источникам информации, к специалистам, работающим в интересующих Вас направлениях.
Со временем Вы сможете ощутить опору в этих ответах и в личном опыте, который будет складываться на основе поступков, связанных с данными ответами, на основе успешных решений и даже некоторых ошибок. Ошибки тоже служат хорошей опорой.
Появится уверенность, на смену переживания стыда придет переживание чувства самоценности и собственного достоинства.
Например, может быть такая информация, полученная в поиске ответа на один из вопросов. Возможно, Вам подойдёт эта информация:
В разных странах мира сильно различается средний возраст, когда мужчины и женщины вступают в интимные отношения, т.к. есть много культурных различий, примерно может быть средний возраст от 16 до 25 лет. То же самое касается не только стран, областей, регионов, социальных групп, но и отдельных людей.
В этом вопросе многое значат культурные особенности людей, их романтические потребности, моральные ценности, уровень притязаний. Есть в каждых странах люди, для которых в этом вопросе большую роль будут играть: наличие взаимных глубоких чувств, высокая этика отношений, красота и оригинальность поступков. Так и в остальном, для многих людей подобные условия будут иметь значение для характера других отношений: дружеских, родительских, деловых и т.д.
У людей бывает разный уровень притязаний в романтических, или сексуальных отношениях, т.е. существуют различные стремления людей достичь тех романтических целей, которые они считают соответствующими своим потребностям и возможностям. И чем выше самооценка человека, тем большего он намерен достичь в этих романтических отношениях.
Более глубокие и содержательные цели требуют больших ресурсов: времени, поиска, анализа, критического осмысления, выбора.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Максим
Здравствуйте! Коллеги вам дали много полезных профессиональных рекомендаций. Добавлю лишь вот что: 1) чувствовать все, что вы описали- нормально. Другой вопрос, что эти мысли от навязанных стереотипов. Об этом подробнее: 2) сексом заняться вообще не сложно, девственность вообще е минус. Реально то навязанный стереотип, от которого пострадало много поколений. Девочки тоже в 16-18 лет часто идут на близость лишь бы с кем, чтобы не быть позорной девственницей. но это бред и ложное убеждение. Понятно, что есть страх перед первым разом. Но это все решаемо, главное, чтобы было доверие, уважение и желание. Потому не торопитесь , лучше постройтесь найти ту, к которой все это будете испытывать, а она к вам. Короче, секса еще много будет, вы в самом начале юности. 3) И еще очень много работы будет. реально наработаться успеете. Не нужно смотреть на тех, у кого более скудные средства или же им не интересно учиться. Если же девушки говорят, что в 18 себя нужно обеспечивать, то это инфантильная заученная глупость, невозможно нормально учится на дневном первые три года и работать полноценно. Займитесь развитием- стажировки, студ. проект, клубы по интересам, спорт, походы и туризм. Там больше шанс встретить друзей. Вот реально, чтобы в офисе сидеть у вас еще минимум 50 лет. А вот чтобы заниматься активной студенческой жизнью, брать максиму о проектов вуза и города (изучайте, проектов тьма!) у вас 4-6 лет максимум. В каждый период жизни нужно брать то, что уникально и больше не повториться. Захотите пообщаться на консультации- пишите! Успехов вам!
С уважением, Анна Михайловна Савина E-mail: savina.moscow@gmail.com Можете написать мне на почту все свои вопросы.
Остапчук Ян Васильевич
Психолог
г. Минск
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Максим
Привет, Максим! Твои чувства абсолютно нормальны, и многие в твоем возрасте сталкиваются с подобными вопросами. Важно осознать, что нет однозначного стандарта для определения "нормальности". Первым шагом стоит принять себя и свои чувства без стыда. Попробуй обратить внимание на свои уникальные черты и достижения, вместо фокуса на отсутствии определенных опытов.
Что касается дружбы и отношений, будь открытым для новых знакомств и активно участвуй в различных мероприятиях. Развивай самопознание, чтобы лучше понимать, что именно тебе важно в отношениях. Обсуди свои чувства с близкими или обратись к психологу, который поможет тебе разобраться с негативными эмоциями и поискать пути к самоприятию и удовлетворению.
Кулаков Игорь
Студент-психолог
г. Симферополь
Психоаналитическая терапия
Максим, доброго времени суток.
Стыд - это страх, что общество отвергнет человека. Он абсолютно нормален и адекватен восприятию ситуации, описанному вами. Но соответствует ли ваше восприятие реальности - вопрос открытый.
Цель стыда - помочь человеку адаптироваться к своему окружению и, благодаря этому, иметь возможность общаться с другими людьми. Это действительно важно так как люди существа социальные и у них есть потребность в общении. Но порою, эмоции настолько сильны, что они парализуют человека и не выполняют своей цели, а лишь мешают ей. Похоже, у вас как раз такой случай, и, прежде всего, нужно что-то делать чтобы стыда было меньше.
Этому может помочь:
1. Принятие себя. На самом деле не только эмоции, но и сама ваша ситуация абсолютно нормальна для 18 летнего молодого человека, есть миллионы парней, находящихся в такой же ситуации. Более того, вы сами говорите, что отсутствие у вас заработка адекватно отсутствуют у вас потребности в заработке (семья обеспеченная). Человеческая психика действует из принципа экономии энергии, усилий, и если вам что-то не особо нужно, то вполне естественно, что вы будете избегать это делать.
Попробуйте, обратить внимание на ваши достойные качества и держать их в голове. Даже если их сложно найти - они точно есть. Вы ценны независимо от того девственник ли вы и имеете ли работу.
Потом, попробуйте, сосредоточиться на поисках того, что есть общее между вами и окружающими людьми (отсутствие работы вы уже нашли, но почему-то отодвинули в сторону как не важное) - таких вещей должно быть очень много.
2. Смещение фокуса внимания с себя на других. Задумайтесь о том чего Вы хотите? Что другие люди могут вам дать, а что не могут? Какие люди вам нравятся? Какие интересны? Например, судя по всему, вам очень важно чтобы кто-то разделял ваши эмоции. Тут можно спросить - кто находится в похожей ситуации и может испытывать то же что и вы? кто может понять ваши чувства, даже находясь в другой ситуации?
Важно осознать свои желания и потребности. Сейчас вы сосредоточены на одной потребности - в социализации, но у вас точно есть и другие. Сосредоточенность на одном вызывает утрированное восприятие проблемы и чрезмерно сильные эмоции.
3. Развитие отношений (дружбы, общения, общего время-провождения) с людьми. Как бы ни хотелось, но реальность такова, что общение вам нужно, и стыд напоминает вам о реальной проблеме - о том, что у вас были друзья, а теперь их нет. Усилия в этом направлении все равно приложить прийдется, хорошая новость в том, что все вышеописанное должно значительно упростить поиски друзей. А вообще вариантов поиска друзей всегда больше чем кажется. Тут тоже важно не зацикливаться на нескольких способах и пробовать разное. Чем больше у вас будет разнообразного и приятного общения с людьми - тем меньше будет стыда и ощущения, что нужно быть каким-то другим.
Успехов в понимании себя и работе над своей жизнью. Буду благодарен за отзывы на странице моего профиля