Чувствую себя ничтожной - консультация психолога

Мне 22 года и я не работаю. Закончила колледж, думала, что легко я найду работу по специальности, но это оказалось не так-то просто. Работала месяц в садике музыкальным руководителем, уволилась по собственному желанию, мне было немного сложно работать. Чувствую в себе разочарование, что не смогла работать правильно, родители по больному на меня давят. Живу за счёт родителей и чувствую себя ничтожной,жалкой. Аппетита нет, есть не хочется. С подругой случилось неприятная ситуация. Мы договорились о встрече, но резко в последний момент у меня пропадала желание с ней встретиться и я искала отговорки. Произошла ситуация, мы договорились вчера о встрече. Я решила поехать и поддержать её, если бы отказалась, думала , что не правильно поступаю и подругу нужно поддержать. Сегодня утром живот немного болел и я не хотела ехать. Мне было сложно говорить нет, я искала отговорки. Моя подруга уже ехала и произошло так, что она была в том месте где мы договорились о встрече, а меня там не было. Она догадалась, что я не хочу ехать и искала отговорки, на меня обиделась. Чувствую себя очень виноватой и понимаю, что это моя вина, мне нужно было честно написать ей нет. Я всё испортила. Самооценка снизилась и я ещё больше себя чувствую ничтожной. Бывают у меня мысли, мне хочется умереть, то они проходят, то опять возвращаются.
Панова Александра

Психолог
г. Видное
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Анна
Здравствуйте, Анна. Вы словно смотрите на свою жизнь и находите несколько аспектов, которые вам не нравятся: это, во-первых, сложности с работой, а во-вторых, сложности в отношениях. Вы как будто бы хотели бы изменить это, справиться со сложностями, но сталкиваетесь с какими-то помехами - чувством вины и собственной ничтожности. Похоже, вам сейчас очень не хватает поддержки. Скажите, пожалуйста, как давно вы ищете работу? Как давно отмечаете такое состояние в целом?
Панова Александра, +79067445330
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Анна
Здравствуйте, Анна!
Вы пишете о том, что чувствуете вину, чувствуете себя ничтожной, пишете о том, что снизилась Ваша самооценка. Я понимаю Ваше тяжёлое психологическое состояние, предполагаю, что в таком состоянии мысли и чувства могут быть обращены к негативным образам и событиям, и Ваше мнение о себе может складываться на основе этих негативных образов и состояний, но всё это будет искажением того, что есть на самом деле (в Вас лично, в Вашей жизни, в Ваших отношениях).
Вероятно, Ваши родители, которые, как Вы написали, "по больному на меня давят", чаще проявляют по отношению к Вам критику, осуждение, возможно, обвинение и т.п., чем одобрение, похвалу, поддержку.
Это только моё предположение. Но, если это так на самом деле, то Вам может помочь рассмотрение этой стороны отношений со своими родителями.
22 года- это период начала взрослой, самостоятельной жизни. Это довольно сложный период в жизни людей. Начать жить как взрослый человек - это не значит покинуть какой-то пункт А (юность, несамостоятельность, зависимость от родных, некомпетентность, профессиональная неопытность и т.п.) - и в одно мгновение переместиться в пункт Б (взрослость, самостоятельность, автономность, компетентность, профессионализм и т.п.).
Какой-то период времени (и никто не скажет какой именно, т.к. у всех людей свои условия жизни, складывающиеся из множества факторов и случайностей), какой-то период человек идёт к своему самостоятельному образу жизни, развивается как специалист, как гражданин, как семьянин и т.д. И он постепенно осваивает экономическую независимость, постепенно формирует профессиональные качества. То, что он при этом сталкивается с трудностями и начинает что-то заново - не означает, что он неудачник, неполноценный или ничтожный человек. В то же время, в психологической норме человеку свойственно переживать разочарование в себе, вину, стыд, ощущение себя незначительным или неумеющим что-то и т.п., когда он переживает какой-то провал, поражение, неудачу. В норме, когда человек переживает подобные чувства, он может обратиться за поддержкой, например, к близким, к друзьям, к психологам. Он может выполнить что-то вроде "работы над ошибками", вооружиться новой информацией, новым пониманием себя и своих целей, а затем может снова приступать к решению своих жизненных задач.
В целом, если говорить о неудачах, их не бывает только у тех, кто совсем ничего не делает, т.е. они бывают у всех людей. И переживать чувства вины, стыда, ничтожности и т.п. приходится всем, кто имеет такую психологическую возможность.
Вы написали здесь, Вы обратились за помощью, в моем понимании, это говорит о том, что Вы умеете искать поддержку- решать возникшие сложные психологические задачи. Я думаю, что поддержку родителей Вы бы приняли с радостью, но т.к. от них, в этом случае, поступила какая-то критика, то Вам стало сложно выйти из возникшего тяжёлого психологического состояния, пропал аппетит, возникают негативные мысли. А тут ещё подругу нужно было поддержать, а Вы сами нуждаетесь в поддержке. Но, как я понимаю, несмотря на своё состояние, Вы были готовы помочь ей.
Возможно, Вы сами редко просите о помощи, редко открыто обращаетесь за поддержкой, поэтому с подругой всё получилось так запутанно. Если будет возможность, попробуйте поработать с психологом. Попробуйте разобраться с тем, как Вы себя поддерживаете, как Вы ищете поддержку, просите о ней, и что в отношениях с родителями Вас больше всего огорчало, что бы Вам хотелось изменить, или что бы хотелось ещё в детстве -в отношениях с ними. Это очень важная тема для понимания себя и природы своего сниженного эмоционального состояния.
Вы пишете, что думали, что легко найдете работу по специальности. Но на самом деле Вы столкнулись с трудностями. И у меня это вызывает понимание. Действительно, когда ищешь работу, то сталкиваешься с какими-то новыми для себя вопросами, задачами, требованиями к себе и сталкиваешься со своими новыми требованиями к работе. Бывает это целое исследование рынка труда, и исследование своих потребностей, ожиданий и возможностей.
У меня вызывает понимание то, что Вы думали, что легко найдете работу. Так бывает, когда полагаешься на какое-то своё сложившееся мнение и представление о том, что есть в сфере трудоустройства. Своё мнение для того и существует, чтобы человек сам на него мог полагаться, да ещё и делиться им с теми, кому это может быть нужно. Своё мнение развивается, становится более содержательным, верным, когда на него полагаешься и когда принимаешь возникшие ошибки, как инструмент дополнения и новой возможности развития своего мнения.
Всем людям свойственно ошибаться, какое-то личное мнение может быть ошибочным, но тогда появляется возможность рассмотреть новую информацию, что-то изучить и дополнить своё мнение новыми знаниями.
Если Вам хочется исправить то, что возникло в отношениях с подругой, то попробуйте позвонить ей, честно рассказать о том, что произошло и попросить прощения за то, в чем Вы себя считаете виноватой. Возможно, у Вас получится сказать ей о том, что Вы нуждаетесь в её поддержке и помощи в чем-то.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp