Появляется ощущение, что схожу с ума - консультация психолога

Мне 24 года. Работаю, состою в хороших отношениях и, в целом, не склонна жаловаться на жизнь. Из важного: я очень тревожный человек, склонна к навязчивым мыслям и действиям. Раньше это проявлялось в неконтролируемом желании вести списки, планеры, систематизировать шаги и информацию.
Самая большая проблема сейчас: сон. Я не ощущаю, что сплю по ночам. Постоянно вижу сны с большим количеством деталей, перетекающие друг в друга. Часто это сны на основе того, что я посмотрела или во что играла. Сильным звоночком стало, что ночью я проснулась после очередного такого сна, и мне стали мерещиться кровавые пятна на постельном белье. Оказалось, что это пятна на принте, который я очень хорошо знаю. Появилось стойкое ощущение, что я схожу с ума. После таких ночей чувствую себя опустошенной, будто и не спала, выработалась зависимость от кофеина.
Вчера специально не стала ничего смотреть на ночь, в итоге мне приснился опять яркий сон на основе разговора перед сном.
Чувствую себя загнанной в колесо и очень уставшей. Хочется понять, что это на самом деле и как можно с этим справиться.
Заранее спасибо!
Крамченко Ирина

Психолог
г. Воронеж
Транзактный анализ
Ульяна, добрый день!
Для начала стоит исключить физиологический фактор. Жалобы на здоровье есть? Рекомендую сдать анализы, посетить терапевта, невролога, психиатра.
О чем вы тревожитесь? Навязчивые мысли о чем? Как давно они начались? Что было до того, как вас начали мучить навязчивые мысли?
Так же можно исследовать ваши сны. Вопросов еще много.
Ирина Крамченко +7 952 554 37 09
Ерофеев Антон
Психолог
г. Новосибирск
Юнгианский анализ
Ответ для: Ульяна
Ульяна, здравствуйте!
Знаете, лично мне этой информации мало, чтобы давать более-менее ощутимые ориентиры в одном сообщении, но кое что хотелось бы отметить.
Первое, что приходит в голову, что возможно в вашей повседневности присутствует перенапряжение душевных сил, быть может стремление к полному контролю своей жизни, дел, обстоятельств и т.д. Здесь у меня скорее догадки, но во всяком случае, есть масса методов (легко находится в интернете) расслабления, восстановления здорового режима сна, может быть каких-то медитаций и т.п.
Банально можно начать с разбора проблемы на самом простом уровне: - Ложитесь ли вы спать в одно и то же время? - Достаточно ли часов в сутки вы спите? - Достаточно ли темно (тоже имеет значение) в помещении для здорового крепкого сна ? - Хватает ли свежего воздуха в помещении? - Нет ли у вас вредных привычек и склонности к нарушению питания (например плотный прием пищи перед сном)? И т.д. В общем, есть общеизвестные, но, подчеркну, действенные методы работы с этим вопросом, игнорировать это не нужно.
Если у вас в целом постоянно некое "тревожное" фоновое состояние, то понимаю, от такого можно просыпаться по несколько раз за ночь и иметь длительные проблемы со сном, в том числе. Здесь нужно искать ответ на вопрос откуда тревога.
Часть вторая, несколько более специфическая)
В некоторых направлениях психологии, специалисты плотно занимаются сновидениями, т.е. анализом снов. В двух словах - наши сны могут нам давать информацию из глубин нашей психики, о том, что, например нужно что-то в жизни поменять или обратить на что-то внимание.
Вы ставите заметный акцент на ярких снах, и вроде это должно быть как-то связано с вашим состоянием, но вы не говорите о хоть сколько-нибудь значимом содержании снов. Вроде "ничего интересного", но ярко, много деталей и почему-то оно мешает. По моей многолетней практике работы со снами, могу заверить, что если вы запомнили сон который снился, пусть там даже будет яркий сюжет и много деталей - само по себе это событие не должно вас оставлять невыспавшейся. Сны снятся, иногда мы их помним - ничего страшного, при этом точно так же люди высыпаются.
Здесь к вам вопрос вот какой. Есть ли в ваших снах какие-то повторяющиеся мотивы, образы, сценарии? Снятся ли вам кошмары, что-то тревожное/волнующее? Подобные сны как раз могут давать определенный эмоциональный заряд хоть на весь последующий день. Можно лечь спать с отличным настроением, а проснуться со страхом, тревогой и т.д. В таких случаях анализ снов - очень даже хороший инструмент.
---
То, что вам померещились кровавые пятна сразу после пробуждения для меня "сильным звоночком" не является. Возможно, здесь сыграла главенствующую роль ваша общая тревожность, "накрутили" что-то, иными словами. Здесь можно коснутся другой интересной темы, дело в том, что сознание сновидца погружено больше в "иррациональный мир", фантастический, если угодно. Когда вы только проснулись, ваше сознание находится в переходном состоянии между сном и бодрствованием и потому какие-то остатки "фантазийного" мира куда проще свидетельствовать будто нечто объективное во внешнем мире. Некоторые творческие личности в повседневном сознании могут в как бы "спускаться" на этот уровень и вполне адекватно сосуществовать с другими людьми. Короче говоря, проблемы в этом месте не увидел.
Здесь еще бы отметил, что раз вы отмечаете за собой склонности к составлению списков, планов, систематизации и т.п., то вероятно вы человек как раз рациональный. Здесь уже моё чистое предположение, т.к. надо разбираться. Если мысль примерно верна, быть может, в повседневности вы (ну например) очень рациональный, взвешенный, практичный человек. Может и не верите ни в какую "мистику", все что не научно и недоказуемо. Если подобное имеет место быть, то у нас появляется гипотеза о том, что вы слишком "перебрали" по этим качествам (дошли до односторонней крайности в своем развитии). Тогда такие яркие сны, пытаются скомпенсировать излишнюю односторонность сознания и как бы зовут вас обратить внимание на иррациональную сторону реальности. Яркую, насыщенную, творческую и т.п. Присутствует ли в вашей жизни творчество и хоть какая-то спонтанность? Знаете ли вы чего хотите и позволяете себе удовольствия? Если подобное есть - следует подумать в этом направлении в том числе.
В общем, ищите ответы, похоже что вы устали, но исходя из того что вы написали, как по мне, недостаточно оснований, чтобы заключить, что вы "сходите с ума")
Напоследок, лайфхак от опытного сновидца, вдруг пригодится)) Может быть так, что вы настроили себя на то, чтобы постоянно видеть сны и запоминать их. Такая бессознательная установка. Например, у вас появилось убеждение "каждую ночь мне снятся сны" и вот вы идете спать и уже ждете что вам сегодня будет сниться. Это работает. Можете попробовать сломать схему контрустановкой - забудьте вообще про сны, они вам не интересны, запоминать там нечего. Перед сном настраиваетесь и мысленно ставите себе задачу отлично выспаться и проснуться отдохнувшей) Это не значит что больше никогда ничего не приснится, все-таки сны нам не враги, это точно)
Удачи и крепкого сна!))
Можете задать мне любой вопрос в личные сообщения)
Ульяна
Пользователь
Ответ для: Крамченко Ирина
По здоровью только постоянное ощущение усталости, может появляться отдышка, но чаще всего во время того как говорю (когда занимаюсь в зале, отдышки нет, спокойно справляюсь с нагрузками). Причиной для тревоги может стать что угодно. Зачастую это какие-то рабочие моменты, например, руководитель сказал, что хочет со мной пообщаться, и я сразу же накручиваю себе самые негативные варианты и переживаю. Также стала замечать за собой, что постоянно переживаю из-за финансовых вопросов. Постоянно кручу одни и те же мысли в голове, по ощущениям будто бесконечно в голове играет радио Когда долго нахожусь в таком состоянии снова появляется навязчивое желание систематизировать: в очередной раз переношу списки книг и фильмов в новые планеры, составляю списки задач, которых потом не придерживаюсь
Ульяна
Пользователь
Ответ для: Ерофеев Антон
Спасибо большое за такой развернутый ответ)
С гигиеной сна возникают проблемы, для меня очень важны идеальная температура, полная темнота. Время когда ложусь спать и встаю постоянно сбивается. Частично удалось это решить с помощью маски для сна, засыпать стало проще, но в последнее время ритуалы не помогают быстро уснуть. И не могу теперь уснуть без какого-либо фона: чаще всего достаточно звуков природы, поезда и т.д., но иногда вообще не получается уснуть если не будет что-то именно разговаривать, чтобы были разнообразные, не монотонные звуки.
Постоянные мотивы в снах были раньше. Всегда это были места, которые мне знакомы и сюжет был примерно один: я не могу выйти (все закрыто или это лабиринт из шифера, досок и всего что попалось) и стойкое ощущение, что меня преследуют. В последнее время это сны на основе того контента, который я потребляю. Два примера которые хорошо помню: 1. Играла в Ведьмака и во сне была в его роли; 2. Смотрела "Ходячих мертвецов" и снилось, что зомби пытаются отнять у меня телефон, пока я делаю рабочую задачу))
Зачастую на утро после таких снов ставится скорее смешно, но когда просыпаюсь по ночам ощущение ужасное, будто голова меня не слушается и сама себя развлекает, пока я пытаюсь спать.
Спонтанности в последнее время стало заметно меньше, как и творческой составляющей. Больше монотонные будни, либо после работы как раз таки учеба с систематизацией информации. Сейчас решила подружиться со снами, рассматриваю тоже вариант, что это какие-то бессознательные сигналы. Когда просыпаюсь, фиксирую себе ключевые слова, чтобы утром вспомнить сон. Но пока все последние сны больше похожи на какой-то сюрреалистичный коллаж, где смешиваются ситуации, предметы и люди, с которыми я сталкивалась или о которых думала
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Здравствуйте, Ульяна. Ощущение, что Вы сходите с ума может быть из-за непонимания того, что происходит? Я, так понимаю, у Вас фоновая тревога, а на неё уже накладывается повседневность. Если Вы рассматриваете работу с психологом, начать нужно с фоновой тревоги. Во снаах Вас преследуют, скорее всего, это визуализация того, что Вас преследуют мысли. Есть такой метод: навязчивые мысли записывать на бумагу до тех пор, пока содержание данной мысли не исчерпается. Конечно, лучше с Вашим состоянием поработать в личном анализе. Если решитесь, обращайтесь, буду рада помочь!
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Добрый день, Ульяна. Спасибо за ваш вопрос. "Работаю, состою в хороших отношениях и, в целом, не склонна жаловаться на жизнь."
Можете пояснить, что значит "хорошие отношения"? Как ваш спутник относится к вашему состоянию?
" Из важного: я очень тревожный человек, склонна к навязчивым мыслям и действиям. Раньше это проявлялось в неконтролируемом желании вести списки, планеры, систематизировать шаги и информацию"
Ульяна, а в чем сейчас проявляются навязчивые действия? Какие мысли постоянно крутятся в голове?
Я работаю со сновидениями. Приходите.
Приходите говорить о себе Экзистенциальный психолог Мария Вакер Мой инстаграмм @krisis_psy
Мельников Александр
Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Ответ для: Ульяна
Здравствуйте.
Хотелось бы вас успокоить относительно "звоночка".
Цитата: Сильным звоночком стало, что ночью я проснулась после очередного такого сна, и мне стали мерещиться кровавые пятна на постельном белье. Оказалось, что это пятна на принте, который я очень хорошо знаю.
Галлюцинации сна обычно возникают: при отходе ко сну (гипнагогические); при пробуждении (гипнопомпические). Среди факторов, провоцирующих такоие галлюцинации, выделяют: прием лекарственных (наркотических) средств в данное время, прием алкоголя в прошлом, тревогу, нарушения в эмоциональной сфере. Связанные со сном галлюцинации являются довольно распространенным явлением. Я бы не сказал, что вам что-то прямо сейчас сильно угрожает.
Если у вас в жизни недавно была смена работы, переезд, разрыв в отношениях/развод или другие стрессовые ситуации, ваш организм так намекает, что он заметно устал.
Про частую тревожность вы тоже написали. Как вариант, у вас некая степень ОКРа, раз вы пытаетесь контролировать нечто через списки, планы и структурирование информации. Такое поведение само по себе изматывает, отнимает силы, энергию, выводит из равновесия. Не удивляюсь, если вы довольно давно ощущаете усталость "по жизни". Так ли это?
Как справиться? Данных маловато, есть общие рекомендации: наладить питание, наладить режим труда и отдыха (не перерабатывать, не перегружаться информацией), не смотреть пугающие страшные новости, сходить к психологу тоже вариант.
Вы написали, что
Цитата: После таких ночей чувствую себя опустошенной, будто и не спала, выработалась зависимость от кофеина.
Если вас систематически преследуют видения при пробуждении, то рекомендую сходить к психиатру на всякий случай, чтобы получить фармподдержку от сильной тревожности. Если видения редко, обратите, пожалуйста, внимание, есть ли связь между их появлением и возрастающим стрессом в такие дни. Скорее всего связь найдётся.
Что касается снов, то они пытаются вам донести некие подсказки относительно того, что вас беспокоит. Действительно, анализировать сны можно и это тоже бывает эффективно. Тем не менее, ваша тревожность мне видится пока что основной причиной стресса, усталости, перегрузок. С ней и рекомендую поработать.
Помогаю найти себя. Связаться со мной можно тут: https://t.me/becarre_psy
Селицкий Владислав
Психотерапевт
г. Гомель
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ульяна
Здравствуйте, Ульяна. Как врач-психиатр, позволю себе мнение, что вы не сходите с ума. У вас симптомы тревожного невроза. Психоз предполагает отсутствие критического осмысления. Обратитесь к врачу-психотерапевту за помощью
Консультации и помощь в преодолении депрессии, панических атак, тревоги, фобий, стресса, психосоматики, игромании, алкогольной зависимости.+375296699972 (Viber, WhatsApp, Telegram)
Лигай Наталья
Психолог
г. Бишкек
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ульяна
Здравствуйте Ульяна! Ваше состояние похоже на тревожное расстройство. Чтобы с ним справиться, нужно разбирать о чем вы тревожитесь и менять ваше отношение, рационализировать ваши мысли и чувства. Тревожиться, это привычка мышления, которую нужно менять. Она сформировалась не просто так, это какой-то прошлый опыт, где вы сделали выводы, которые теперь на вас негативно влияют. Чтобы это перестало воздействовать на вас, нужно прорабатывать негативные случаи вашей жизни, чтобы вы пересмотрели ваши выводы, вернули себе ответственность за свою жизнь и чувства. Самая эффективная методика работы с тревожным расстройством это Когнитивно поведенческая терапия. Ее суть: сначала исследуются мысли, чувства убеждения, затем меняются, потом корректируется поведение. Когда человек видит, что новое поведение более эффективно и рационально, продолжает действовать по новому, так происходят изменения