Разочарование в себе, желание все бросить, творческий кризис. - консультация психолога

Здравствуйте! Меня зовут Сергей, мне 20 лет. Я студент в университете на направлении иностранных языков. Дело в том, что уже на протяжении длительного времени меня сковывает чувство разочарования в себе. Все, что я хочу сделать, я либо не довожу до конца, либо не даже не начинаю, боясь провала. Хотя увлечений у меня много: я пишу музыку, изучаю программирование и создание компьютерных игр. Раньше еще писал стихи, но это хобби практически сошло на нет. Также я мечтал написать книгу, но все попытки в этом направлении окончились ничем, поэтому теперь я гоню от себя даже мысли об этом. Все это при том, что раньше я считал себя крайне творческим человеком, просто не представляющим жизнь без созидания. А теперь думаю бросить все это, потому что оно перестало приносить удовольствие. Не знаю, важно ли это, но написание музыки усложняется очень слабым ноутбуком (купить новый просто нет возможности), что превращает финальные этапы в кромешный ад, а результат оставляет желать лучшего несмотря на все усилия из-за банальной невозможности сделать лучше. Кроме того, последние года полтора я набрал большой вес, теперь я вешу более 100 килограммов. И не могу себя заставить даже начать делать хоть какие-то упражнения по утрам или сесть на диету, по той же самой причине, что это каждый раз оканчивается провалом. Из-за всего этого начали появляться мысли о самоубийстве, хотя их не было с подросткового возраста (был объектом буллинга) Очень прошу вас помочь!
Басова Надежда

Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Сергей
Здравствуйте, Сергей!
Похоже, что в жизни у Вас было мало поддержки со стороны родителей. Скорее всего Вам обычно "поднимали планку" не отмечая, что у Вас на самом деле успешно получается осваивать новые навыки, предметы, справляться с конфликтами, получается дружить, быть обаятельным и талантливым человеком.
Это простое признание того, что "у меня получается" - очень важно для человека на этапе формирования личности, формирования самооценки.
Вы не виноваты в том, что сейчас Ваша самооценка не соответствует истинному уровню качеств Вашей личности и Ваших достижений.
На самом деле Вы обладаете ценным творческим потенциалом, ресурсом для поиска новых идей, новых форм, ресурсом учиться - это само по себе является огромным даром, достижением личности. Т.к. всё, чем владеет личность - это её достижения.
Судьба большинства людей на планете омрачена тем, что люди не обучены с детства видеть и ценить свои собственные достижения. Самооценка - очень важное знание о себе. Благодаря ему человек адекватен сам себе. Необходимо осознанно учиться развивать свою адекватную самооценку, т.е. соответствующую действительности. Например, в жизни мы не приписываем себе заслугу за то, что мы родились. И не включаем факт этого достижения в свою самооценку. Делаем её неадекватной, снижаем. Зато многие из нас любят выражение "я гений" - это компенсация за утрату признания истинных достижений. "Он или она гений" - ах как эти слова притягивают, разворачивают наши головы в сторону субъекта про которого так говорят! Мы падки на эти слова, на все почести, т.к. носим в себе пропасть в признании со стороны родителей, значимых близких того, что "ты смог родиться" или "ты выздоровел, у тебя получилось!", " У тебя получается писать", "у тебя получилось выступление" , " у тебя получается читать и брать информацию из книг", " у тебя получается расти" , "у тебя получилось разобраться с вопросами питания", " у тебя получилось выполнить то, что ты задумал",..., - много- много признания того, что получилось - это опора личности.
Что же делать нам, взрослым людям, которые оказались лишены этой опоры? Которые имеют заниженную самооценку? Нам остаётся наблюдать за этим местом в себе. Принимать то, что оно есть. Есть обида, злость, боль за то, что не поддержали. За то, что не говорили "у тебя получается..." , За то, что критиковали, пугали, давили. Чтобы наблюдать за этим и работать с этим нужно написать на листе всё то, что по Вашему мнению Ваши родители делали не так с Вами. Все, что бы Вы хотели изменить в их отношении к себе. Напишите максимально подробно об этом.
Затем напишите то, что бы Вы хотели услышать от них в тех ситуациях, сейчас. Что бы Вы хотели от них получить. Осознайте то, что напишите. Почувствуйте, то , что чувствуете. По возможности обратитесь к родителям с просьбой о чем-то, даже, например, если это просьба просто обнять Вас.
Пишите себе лист адекватной самооценки.
Начните с того, что у Вас получилось родиться. Так и напишите: 1) у меня получилось родиться;
Дальше вспоминайте всё, что у Вас получилось, может преодолеть какую-то родовую травму, плакать, кричать, есть, пить, ходить на горшок, говорить, ( с указанием примерного возраста), пишите дальше,....., Максимально подробно,....., Получилось дружить (пример), влюбиться (пример), получилось пережить разрыв отношений (пример), ...., Получилось написать музыку (пример), .. ., Получилось купить ноут ( пример)
Это серьезное упражнение, запаситесь терпением и старанием, оно того стоит!
Дойдите в нем до настоящего времени и напишите, что у Вас получилось сейчас. Например: "у меня получилось осознать свои трудности и сформулировать их"; "у меня получилось обратиться за помощью"; "у меня получилось принять помощь"; " у меня получилось применить новые методы по работе с собой"; " у меня получилось написать то, что меня не устраивало в отношении родителей ко мне" , "у меня получилось написать, что бы я хотел изменить, если бы мог, в отношении родителей ко мне, каким бы я хотел видеть это отношение"; "у меня получается справляться с последствиями заниженной самооценки"; "у меня получается растить самооценку, делать её здоровой, адекватной".
"У меня получилась задумка нового творческого проекта"; "у меня получилось создать набросок музыкального произведения"; "у меня получилось написать подходящую мне программу по коррекции веса"; "у меня получилось сделать .... (Пишите)"
Работайте в этом упражнении, по этому направлению. Это серьезная работа, и уже после первого выполнения Вы почувствуете подъем сил! А через неделю выполнения упражнения "у меня получилось" или "у меня получается"(если в настоящем времени что-то) если, Вы будете каждый день читать то, что написали и дополнять новыми признаниями, что у Вас получилось в каких-то шагах, Вы почувствуете первые значительные изменения в своем поведении, Вы будете собраннее, увереннее в себе, интереснее себе. А Вы творческий человек и Вы действительно можете быть себе очень интересны! И с Вами интересно Вашим друзьям. Поддержите и укрепите свою самооценку в этом упражнении. Пишите, если возникнут вопросы, обращайтесь на консультацию. Буду рада Вам помочь!
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Сергей
Здравствуйте, Сергей! То что Вы описываете, похоже на подсознательную программу : "Не живи" "не достигай успеха" и и Вы эту программу внедряете. Нужно искать, чем опасно достигать успеха, почему сами себе ставите палки в колеса. Возможно, Вы не даете себе право на ошибку, возможно, есть и другие страхи. С такими программами и страхами, лучше работать с психологом, однако, самостоятельно тоже можно кое что сделать. Пожалуйста, прочтите две мои статьи, в них есть рекомендации.
https://psyh.info/article/sposobnosti/rekomendacii-dlja-podnjatija-samoocenki-i-razvitija-uverennosti-v-sebe.html
https://psyh.info/article/emotsii/vlijanie-jemocij-na-kachestvo-zhizni.html
С уважением, Елена
Тяпкин Иван
Психолог
г. Лабинск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Сергей
Здравствуйте Сергей.
Ваши переживания вполне нормальны и обоснованы. Вы проходите этап жизни осознания собственных достоинств, недостатков и своих возможностей. У вас действительно есть задатки творческой личности, но именно задатки, как и у всех людей. Для того чтобы реализовать эти свои возможные таланты необходимо применять и достаточно серьёзные усилия по их достижению. Есть известная формула по достижению успеха в любой области деятельность, и она выглядит как процентное соотношение между заложенными от природы способностями и необходимым трудом для достижения успеха.
Успех = это 5% таланта + 95% упорного труда.
Талантами вас Бог не обидел, так что дело осталось за малым – необходимо трудиться, а с этим у вас как раз и возникли проблемы. Вы пишите, что не можете написать хорошую музыку, потому что нет хорошего компьютера. Это отговорки, ваше подсознание подсовывает вам удобную причину для того, чтобы больше не заниматься музыкой. Если бы серьезно захотели заняться музыкой, то пошли бы на какую ни будь стройку разнорабочим и заработали бы себе на новый ноутбук. Но для этого надо применять усилия, а вы не хотите, вам льстит, что у вас есть задатки, вы обладаете талантами и значит вы лучше других людей. В этом проявляется ваша завышенная самооценка. Но, в другой ситуации, у вас проявляется заниженная самооценка, когда вы пишите, что «боитесь провала». А чего его бояться если вы даже не начинаете двигаться в предполагаемом направлении? Начав двигаться вы или достигнете цели, или у вас будут препятствия, которые вы и будете преодолевать в процессе движения, или не достигните выбранной цели, но научитесь ходить.
Вы пишете, что набрали большой вес, это тоже из-за того, что у вас нет хорошего ноутбука для того чтобы сбросить вес. Вы пишите, что забросили писать стихи, в этом тоже виноват хороший ноутбук, которого у вас нет? Да у вас проблемы, и вы не зря обратились за помощью, это правильно. Главная ваша проблема — это очень слабая воля. Есть люди, которые обладая большой силой воли и не обладая другими талантами достигают очень больших успехов. В вашем случае необходимо признать этот факт и начать с малого, с тренировок по её укреплению, Воля, как и мышцы, как и умение музицировать, как и умение быть просто строителем, требует своих тренировок. Не важно в какой области творчества вы будете тренировать вашу волю. В музыке ли, в программировании ли, или в снижении своего веса. В любом случае она будет укрепляться. Конечно это требует определённых усилий, но как говорят, без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Вам надо работать, работать над собой. Не надо по началу ставить себе больших целей, начинать надо с малых достижений, отмечая каждый раз свой успех, и этим поднимая свою самооценку и уверенность в том, что вы способны достигать задуманных целей. Коллега Басова Надежда также подробно описала вам целый ряд упражнений, способствующих тому, чтобы вы научились маленькими шажками поднимать уверенность в своих собственных силах и укреплять волевую составляющую личности любого человек. Воспользуйтесь её рекомендациями и не унывайте. Всё ваших руках. По поводу вашего лишнего веса также особо не переживайте. Вполне возможно, что у вас это такая прирождённая конституция, телосложение данное вам самой матушкой природой. Займитесь достижениями успехов в другой области и вас уже не будут волновать ваши лишние килограммы.
Яковлева Марина
Психолог
г. Краснодар
Поведенческая психотерапия
Сергей, здравствуйте. Очень важно понимать, в какой момент у вас появился творческий спад? Что повлияло на это? Может произошло какое-то событие в вашей жизни, которое отложилось глубоко у вас? Все что происходит с нами сегодня, произошло не за один день. Вы набираете вес, связано ли это с определенным стрессом? Вы творческая личность, у вас был определенный настрой, порыв, а сейчас вы перестали верить в себя. Что могло так сильно повлиять на ваше сознание? Попробуйте разобраться в себе, найти истинную причину происходящего и понять, почему изменилось ваше мышление. Вы должны отпустить прошлое, чтобы не произошло и начать двигаться вперед. Для начала поставьте себе цель, например написать книгу. Подумайте, о чем вы хотите написать? Что хотите донести до людей важное? Составьте план и двигайтесь. Творческий процесс поглотит вас так, что вы обязательно напишите хорошую книгу, которую будут читать ваши близкие, друзья. Вы начнете собой гордиться. Следующая цель - компьютерная программа, которая будет полезна для многих. Все, что вы создаете, будет приносить вам удовольствие, так как вы помогаете и созидаете что-то доброе, хорошее, что обязательно кому-то поможет и понравится. Создавайте видеоблоги, обучайте новичков. Их благодарность вам, это результат хорошей и нужной работы. Нельзя, чтобы ваш талант просто простаивал, он обязательно будет востребован. Главное, это ваше желание, настрой и правильное понятие жизненных позиций. У вас большой потенциал, а значит нужно его правильно и грамотно задействовать. Тогда и вес нормализуется и средства найдутся на новый ноутбук. Когда есть цель, тогда и возможности находятся. Вспомните, сколько раз в вашей жизни появлялось то, чего вы так сильно желали? Просто начните мечтать, стремиться к чему-то и действовать. И ваши мечты воплотятся в реальность, потому, что все то, что у нас в голове, то и получаем в жизни. Меняя свое мышление, мы меняем не только себя, но и свою жизнь. Закройте глаза и представьте, каким вы себя хотите увидеть лет через 5? С кем и где? Что вам для этого нужно сделать сегодня, чтоб через 5 лет вы это получили. Разве теперь вы можете просто так терять драгоценное время на сочувствие к себе? Думаю, что нет. Только вы сможете изменить себя и свою жизнь, создать ее такой, какой вы ее представили себе. Я желаю вам удачи. Если вам нужна будет моя помощь обращайтесь, я с радостью вам помогу. Пишите мне в ватсап +79615164425 или на почту vktyf100@yandex.ru С уважением, Марина
Ватсап: +79615164425 Эл. почта vktyf100@yandex.ru С уважением, Марина Ян.
Суроткин Дмитрий
Психолог
г. Санкт-Петербург
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП)
Ответ для: Сергей
Здравствуйте, Сергей. "на протяжении длительного времени меня сковывает чувство разочарования в себе. Все, что я хочу сделать, я либо не довожу до конца, либо не даже не начинаю, боясь провала." - вполне понятное чувство, когда что бы ты ни делал, обязательно превратят в фикцию, пустой звук, поэтому даже начинать не хочется. Тут весь вопрос, Сергей, хотите ли что-то сделать на самом деле для себя. Ведь то, что хочешь лично для себя, уж точно сделаешь)
"Хотя увлечений у меня много" - а опять же, чтобы выбрали лично себе, что бы принесло настоящее удовольствие, кем бы вы себя чувствовали, если бы достигли нужного?
"раньше я считал себя крайне творческим человеком, просто не представляющим жизнь без созидания." - раз не представляете, так может просто начать представлять, что созидать приятней лично для себя? "Не знаю, важно ли это" - важно ли это вам лично?
"не могу себя заставить" - конечно, есть ли смысл себя что-то заставлять, начинать (чтобы бросить))), садится на...кхм, диету) (думаю, на продуктах сидеть не очень удобно))), поэтому и "оканчивается провалом".
"Из-за всего этого начали появляться мысли" - это уже не очень здорово, но хорошо, что вы прекрасно сумели отследить их связь с подростковым возрастом "(был объектом буллинга)". Просто помните, что сейчас вас никто (надеюсь!) не травит, и вы уже совсем в другой ситуации, с возможностью маневра, спокойно подумать, принять решения и получить желаемую жизнь. Жизнь Для себя.
"Очень прошу вас помочь" - главное, что вы уже решили себе помочь. Все остальное - дело техники!
С уважением, Дмитрий - тел.: 8-917-338-09-18 сайт: https://volga-sensitive.ru е-mail: info@grafology.me телеграм: @Volga_Sensitive скайп: volga-sensitive
Аноним
Пользователь
Здравствуйте, Сергей!
Прочитала Ваше сообщение и обратила внимание на эти слова: ...раньше я считал себя крайне творческим человеком, просто не представляющим жизнь без созидания. -
Похоже раньше в Вашей жизни было что-то что поддерживало Ваши творческие начинания: Вы писали стихи, музыку, мечтали написать книгу.
Сейчас нечто, что поддерживало Вас, будто бы утрачено. Так ли это?
Что поддерживало Вас раньше?
Что Вы испытываете, когда вспоминаете времена без сковывающего чувства разочарования?
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
здравствуйте, Сергей. То, что Вы описываете, очень похоже на то, что Вы не можете выйти из подросткового поиска. подростку свойственно пробовать себя в различных видах творчества. Вы уже перешагнули подростковую черту, и Вам необходимо на чём-то сосредоточиться конкретно. у Вас пока нет конкретной цели: что бы Вы хотели в этой жизни сделать. интерес постепенно должен быть заменён на смысл. проблема в том, что Вы пока ни в чём не можете увидеть смысл. музыку, стихи, картины нужно писать тогда, когда ты не можешь без этого жить. ответьте себе на вопрос: ради чего Вы пытаетесь написать музыку написать стихи, сделать компьютерную игру? в чём здесь смысл для Вас? без этого всё Ваше творчество превращается в выполнение школьных заданий и желание получить 5. но, Вы уже вышли из этого возраста. если захотите разобраться в том, что Вы, действительно, хотите, обращайтесь за помощью. мои контакты Вы найдёте на моей странице. самоубийство, кстати, то же должно иметь смысл. уходить из жизни из за того, что не можете найти смысл- бессмысленно!
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93