Ребенок перестала общаться со сверстниками - консультация психолога

Добрый день. Дочери 11 лет, в августе исполнится 12. Последний год она практически перестала общаться со сверстниками. Не могу сказать, что ранее плотно с кем-то дружила, но в коллективе всегда была активна, претендовала на роль лидера в классе. Все отмечали, что дочь общительная, светлая, яркая. Она всегда участвовала во всех общественных мероприятиях, выступление на сцене для нее совершенно органично, активно занимается танцами и участвует в конкурсах и побеждает (вокал, танцы), отличница. Любит выступать на публике, делает это без стеснения. Но постоянных друзей и подруг не было. Я это связываю с занятостью в школе. Уроки, занятия, кружки, в воскресенье проводим время с семьей. Ранее общалась со всеми в классе, даже кого-то называла лучшими подругами, но длилось это не долго. Последний год смотрю, что и она стала избегать общения (вроде и хочет и не общается). Списывали это на большую занятость в школе + кружки. Смотрю, что класс тоже перестает с ней контактировать. Например, была командная игра - команда отдельно, она отдельно. Сейчас лето и одна из одноклассниц пригласила ее на день рождения, приглашены были и другие одноклассники. Все дети разные, не из 1 компании. Все были вместе, а дочь вроде и с ним, но видно, что в сторонке. Именинница звала ее участвовать активнее, но она сторонилась. На дне рождении играли в мафию и все дети играли против дочери. Недавно одна из одноклассниц стала дружить с дочерью. Они стали активнее общаться, но не прошло и пары месяцев, как общение сошло на нет. Я задавала вопрос - почему там? Говорил - девочка просто перестала с ней общаться и больше стала общаться с другими девочками. Сейчас дочь поехала в лагерь. Если в прошлом году на всех фото она была с девочками в компании, то сейчас преимущественно одна. Нас очень беспокоит эта ситуация. Ребенок выбирает для общения или совсем маленьких детей или совсем взрослых.
Каптурова Анастасия

Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: JN
Здравствуйте! Ваша дочь — яркая, талантливая и общительная девочка, и то, что происходит сейчас, скорее всего, временный этап. В этом возрасте дети переживают важные изменения — как психологические, так и социальные. То, что раньше давалось легко (лидерство, активное общение), сейчас может требовать больше душевных ресурсов.
На изменение в поведении может влиять: - Возрастные особенности. В предподростковом возрасте (10–12 лет) дети начинают искать более глубокие связи, а не просто «играть вместе». Если у вашей дочери нет «своей» подруги, она может чувствовать себя чужой в группе. - Конфликт или непонимание в коллективе. Возможно, был эпизод (даже незначительный), после которого она почувствовала себя отвергнутой. Например, её лидерские качества могли начать раздражать одноклассников. - Даже если ребёнок любит выступать, постоянная необходимость быть «на виду» может истощать. Ей может хотеться тишины и уединения. - Она может «перерастать» прежние формы общения и искать что-то новое — отсюда контакты с младшими или старшими детьми.
Как вы можете мягко поддержать дочь и помочь ей:
1. Разговор без давления - Спросите не «Почему ты не дружишь?», а «Как тебе в лагере/классе? Кто там интересные люди?» Так вы поймёте, комфортно ли ей в нынешней ситуации. - Если она скажет, что её «не принимают», уточните: «Ты хочешь, чтобы было по-другому? Или тебе так нормально?» Важно понять — это её выбор или она страдает.
2. Попробовать помочь ей в налаживании контактов - Предложите пригласить 1–2 девочек в гости (не целый класс). Лучше тех, с кем у неё были хорошие отношения. Не настаивайте, если она откажется. - Обсудите, как поддерживать дружбу. Например: «Иногда подругам важно писать друг другу, спрашивать, как дела. Хочешь, подумаем, как начать?»
3. Работа с самооценкой - Подчеркивайте её сильные стороны: «Ты умеешь быть интересной собеседницей», «С тобой приятно общаться». - Если она переживает из-за отвержения, объясните: «Иногда люди отдаляются не потому, что ты «не такая», а потому что у них свои причины».
Рекомендую избегать: - Фраз вроде «Ты должна быть со всеми , или дружить!» — это создаст давление. - Сравнений: «Раньше ты была лидером, а теперь…» - Навязчивых попыток «подружить» её с кем-то.
Если дочь не страдает от отсутствия друзей (рисует, читает, увлечена танцами) — возможно, ей просто нужно побыть одной.
Но если вы видите грусть, замкнутость, снижение настроения — можно предложить помощь школьного психолога.
Главное: Дайте ей понять, что вы на её стороне. Не «исправляйте» её, а будьте опорой. В этом возрасте дружба часто меняется — и это нормально. Вы замечательная мама, что так тонко чувствуете её состояние!
Терапию провожу в интегративном подходе, владею техниками быстрой переработки негативных состояний и эмоций. Буду рада помочь, психолог Анастасия Каптурова. Консультации онлайн WhatsApp +79607744047 и Telegram @AKapturova_psy
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: JN
Здравствуйте.
Хочется вас поддержать. Сказать, что вы внимательная мама и хотите помочь своему ребенку.
В ситуации надо разбираться. Это только ваша тревога или у девочки действительно проблема. Сразу сложно сказать.
Подкажите, какие-то изменения в поведении девочки, кроме тех, что вы описали, появились? Отслеживаете ли за ней соц.сети и мессенджеры, с кем она общается он-лайн. Как ребенок спит?
Какой помощи она сама у вас просит? О чем с вами хочет поговорить?
Приходите говорить о себе Экзистенциальный психолог Мария Вакер Мой инстаграмм @krisis_psy
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: JN
Здравствуйте. В подростковом возрасте общество сверстников становится важнее, чем родные, семья. Как правило, к 10-12 годам у детей появляется своя компания, друзья,на которых можно опереться. К сожалению у очень занятых учебой, спортом, кружками, репетиторами детей такой устойчивой компании не образуется. Вместе с тем, в этом возрасте становится сложнее создавать новые социальные связи, обостряется стеснительность, мнительность. Если вы замечаете что у дочери нет ее круга, что она испытывает трудности в общении со сверстниками, то:
1. Поговорите с дочкой. Не в формате допроса, а какбы между делом, гуляя или занимаясь совместными делами. Позвольте ей поделиться тем, что ее гнетет.
2. Поищите в вашем городе психологические группы для подростков. Они могут быть на базе местного центра помощи подросткам, или дома культуры, или психологического центра. Запишите дочь на такую группу. Там, под руководством специалистов-психологов, подростки научаются преодолевать стеснение, знакомиться, укрепляют уверенность в себе, учиться понимать и контролировать свои эмоции.
Онлайн консультирование в What's App (+79211610485)
JN
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
Спасибо за ответ. Ее вижу это тоже беспокоит, тк она говорит мне: "Мама, играли против меня". "Мама, девочки убежали и меня бросили" (это о случае в классе). "Мама, нам дали задание группой выполнить. Никто со мной не захотел быть в группе. Я буду сама." Дочь одно время очень хотела быть старостой, но ее не выбирали, ее это очень расстраивало и она мне постоянно об этом говорила. Первое странное поведение было в конце учебного года 3 класса. Ребенок не мог находиться на уроках, постоянно отпрашивалась в туалет мочиться. Проверили с врачом, но проблем не нашли. После летних каникул у ребенка это не повторялось. Но как-то в этот период ребенок стал жаловаться на боязнь насекомых. Прям до истерик. Я ее успокаиваю и объясняя, но это не работает. Может это разные все моменты и не стоит их связывать, но эти нюансы имеют место быть.
JN
Пользователь
Ответ для: Каптурова Анастасия
спасибо Вам. Внимательно изучу все советы
JN
Пользователь
Ответ для: Гурова Ольга
Искала группы, но расписание нам не подходит. Да и времени на них нет. Учится в нашей школе задают очень много, а после уроков дополнительные и танцы(((
JN
Пользователь
Ответ для: Вакер Мария
Сети отслеживаю. Ничего необычного не вижу. Телефон с родительским контролем. Вижу контент, который она смотрит. Стоит ограничение на экранное время. Спит нормально, но заметила, что последнее время она начала ставить себе музыку для спокойного сна.
JN
Пользователь
Ответ для: Гурова Ольга
В нашем классе многие девочки плотно занимаются в кружках, но при этом в классе находят общий язык и на занятиях находят с другими детьми общие интересы. В нашем случае, к сожалению, у дочери нет примера положительного перед глазами, тк мой лучший друг это муж. У меня есть подруги, но встречаемся мы не часто, те модели дружбы у дочери перед глазами нет. У меня также есть и сын, ему 10 лет. У него тоже нет друзей вне школы, но в школе он постоянно в компании и в общении. Дочь же в школе сторонится все, общается с учителями, ходит к детям в младшие классы. И дочь не всегда была такой, это только последний год. Такое отчужденное поведение отмечают и родители одноклассников (например когда дочь ходила на день рождения одноклассницы). Был случай когда позвонила одноклассница и пригласила гулять, дочь с радостью согласилась, а потом сразу же вернулась домой - говорит "Мама, там еще другие девочки, я так не хочу". Я все же настояла на прогулке. Дочь пошла и стала играть со всеми кто был и пришла счастливая, тк они снимали веселые видео и всем было весело.
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: JN
Буду рада, если смогла хоть немного помочь.
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: JN
Здарвствуйте,JN! Мои коллеги дали много полезных советов, и у меня есть парочка разъяснений, буду рада, если и они окажутся полезными.
1. Сейчас у вашей дочки начинается половое созревание. Гормоны вырабатываются нестабильно. Формируется физически тело (грудь, волосы, месячные). Все это сбивает ее с толку. В этот период заканчивается у детей и потребность в общении, и появляется потребность в признании. Как вы понимаете, это совершенно разные вещи. Ее отдаление от сверстников, возможно продиктовано нестабильным гормональным фоном, а также неполучением желаемого (в ее представлении) одобрения ребят, которое она считает провалом (подростки-максималисты). В этом случае ей нужна поддержка, которую вы и оказываете, как любящая мама, но еще один очень важный момент - принятие факта, что не всегда получается получить признание и одобрение, что нужно уметь поворачиваться в другом направлении и реализовываться там. Это можно с психологом.
Вам необходимо дать ей личное пространство, но между делом, говорить ей, что в мире много шансов показать себя с лучшей стороны и стать заметной, много ниш, в которых можно проявить себя (танцы, иностранный, олимпиады, шитье, рисование, музыка, волонтерство, и еще куча всего). Самоосознанность - процесс не быстрый, вы будете ее направлять, где можно блеснуть яркой звездочкой. И тут же нужна адаптация - быть яркой не значит быть счастливой, быть счастливой - нравиться для начала себе самой. А то, что она боится проявить себя, говорит о неуверенности и слабой самооценке. В этом возрасте это норма, нужно лишь не упустить момент, чтобы это не осталось навсегда.
2. Понаблюдайте за другими изменениями: смотрит ли в глаза, бывает ли бессонница, доставляют ли ей дискомфорт громкие звуки, не плачет ли она без причины, тактильна ли она (любит ли объятия), как со сменой настроения, как реагирует на ваши слова, не боится ли темноты, - вот эти симптомы уже должны настораживать. Если этого не наблюдаете, значит ваш ребенок переживает пубертат, и неспособность найти свое место в коллективе, отстраненность - это нормально. Коллектив в школе, зачастую, как нестабильный разношерстный рой, может не совпадать с ее представлениями, коллектив может объединяться против, просто может быть очень разрозненным, поэтому, наблюдайте, посетите городские мероприятия, форумы, мастер-классы, где совершенно другие дети, но увлеченные чем-то, очень возможно, что именно там вашей дочке будет более комфортно и она найдет единомышленников.
Берегите себя с дочкой. Все будет хорошо.
Нужна помощь? WhatsApp 8-999-633-70-63. 👉 БЕСПЛАТНО кратко отвечаю на один вопрос здесь или в любом мессенджере/соцсети, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ или КОНТАКТЫ. С уважением, Жанна Роменская.
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: JN
Спасибо за обратную связь.
То что вы описываете (состояние когда она постоянно отпрашивалась в туалет) может говорить о ее неуверенности, тревоги и многочисленных страхах на тот момент. Видимо это состояние (панический страх, неуверенность) ее беспокоят и сегодня. Это может быть препятствием к нормальному общению со сверстниками, котороеей необходимо для нормального развития
Отлично, что она спит. Сон крайне важен в состоянии хронического напряжения. Пусть под музыку, возможно, она легче и быстрее под нее расслабляется.
Я бы рекомендавала показать девочку врачу-психотерапевту. Не затягивать. Возможно она у вас рисует, возьмите на прием ее рисунки.
Но еще более важно, чтобы вы сами задумались об обращении к психологу. Как правило, если мама находится в регулярной терапии, ребенок выздоравливает вместе с ней.
Я надеюсь у вас всё наладится.
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: JN
И тогда вы делаете выбор. Либо социализация и интеграция дочери в коллектив сверстников, либо дополнительные занятия, танцы, репетиторы.
В нашем классе многие девочки плотно занимаются в кружках, но при этом в классе находят общий язык и на занятиях находят с другими детьми общие интересы.
Не забывайте, что все люди разные. Кто-то более открыт для общения, кому-то это даётся сложнее. Сравнивать вашу дочь с другими девочками не корректно, правильнее сравнивать её с нею же самой, только временем ранее. В подростковом возрасте характерологические особенности могут обостряться, и, подростку становится сложнее заводить новые знакомства, поддерживать старые. Да и просто большое количество людей может утомлять.
Онлайн консультирование в What's App (+79211610485)
JN
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
Вы правы, я тоже часто замечала, что внешне она яркая и активная, а в жизненных ситуациях неуверенная в себе.
Анточ Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Каптурова Анастасия
Здравствуйте. Вы верно отметили, что это ситуация требует внимания. Хорошо,что понимаете, когда примерно это началось. Суда, по Вашему описанию была какая-то ситуация в тот момент, со сверстниками, возможно предательство или зависть.... Ваша стратегия доверительные отношения с дочерью, постарайтесь стать ей другом. Расспросите её больше о её желаниях и ожиданиях от отношений и дружбы. Можете посмотреть какой-нибудь фильм по теме и потом обсудить его, возможно Вашей доске будет легче выразить свои переживания и мысли, не обсуждая напрямую себя, говоря о других. Попробуйте поговорить о её одноклассниках, посмотреть что о ком она скажет. В этом возрасте подростки ещё охотно идут на контакт, если нет особых причин этого не делать. Постарайтесь создать дружескую атмосферу где её мысли чувства ценны и не оцениваются.