Семейные отношения. - консультация психолога

Мы оба во втором браке, вместе около шести лет. У каждого есть дети-подростки от первых отношений: у мужа — сын, у меня — дочь. Изначально я не планировала снова выходить замуж и заводить детей, но мы поняли, что нам очень хорошо вместе, и поженились. Супруг хотел общего ребенка. Мы договорились, что без помощи по уходу  за младенцем,-я не останусь, так как он понимает, насколько это тяжело. Свекры также активно поддерживали эту идею и обещали помогать. В итоге я решилась. Беременность протекала сложно. Муж меня поддерживал, но со стороны его родственников начались странности. Например, его сестра постоянно привозила на дачу своего больного ребенка. За время беременности я дважды заражалась от племянника, что привело к серьезному конфликту. После рождения ребенка ситуация с родственниками не изменилась. Свекровь проявила интерес не к внуку, а лишь к вопросу его прописки. Мы стали реже ездить на дачу к родителям мужа: ведь там я оставалась один на один с младенцем, пока мужу выдавали список хозяйственных дел, а затем он с сестрой ехал кататься на вездеходе. Чтобы его ей не было скучно. Вечерами они устраивали семейные посиделки, а я была предоставлена сама себе. Меня это перестало устраивать, и я начала обозначать границы нашей семьи. Это вызвало бурю негодования. Сестра мужа устраивала истерики его  родителям, не стесняясь обсуждать меня и распускать сплетни.  Муж очень привязан к своей семье, и, в отличие от сестры, он человек интеллигентный, поэтому пытается «строить мосты» и примирить всех. Он хочет, чтобы все жили дружно, но позиция его родных — «принеси-подай, а потом не мешай» в отношении  меня— категорически не устраивает. «Вишенкой на торте» стало желание свекрови приехать к нам на дачу летом. Мы живем там вместе с моей мамой и семьей моей сестры. Я растерялась под мощным напором свекрови и не смогла сразу отказать. Позже я попросила мужа отменить визит, объяснив, что нам будет комфортнее встретиться в нашей квартире, где мы будем одни. Муж отменил родителей,но мне устроил скандал. Он обвинил меня во всех грехах, заявив, что из-за ребенка он лишен охоты и встреч с коллегами, что я «выношу ему мозг» и он «наелся» такой жизни. Он обвинил меня в неуважении к родителям (хотя я никогда не говорила о них плохо) и в попытках «загнать его под каблук». В итоге он пригрозил расставанием, перестал со мной разговаривать , есть приготовленную мной еду . Хотя, можно отдать ему должное,  что в деловых вопросах и помощи он мне не отказывает,несмотря на нашу ссору. Прошла где-то неделя. У меня началась бессонница,  ком в горле и головные боли. Делаю практически все на автомате и не могу себя собрать.
Соломахин Дмитрий

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Ирина
Ирина, то, что у вас появились бессонница, ком в горле и головные боли, это не случайность и не слабость, а тело прямо сигналит о перегрузке, которая копилась не одну неделю. Стоит отнестись к этому серьёзно и дать себе пространство восстановиться, а не пытаться сразу всё разрулить на автомате.
Если посмотреть на всю историю целиком, вы делали именно то, что должна делать взрослая женщина в браке: обозначали границы, когда почувствовали, что одна тянете и беременность, и уход за младенцем, и отношения с непростыми родственниками. Желание провести встречу со свекровью на своей территории, в своей квартире, это абсолютно разумная и мягкая просьба, а не попытка кого-то «строить» или «загонять под каблук».
Поэтому реакция мужа выглядит куда тревожнее, чем сама ситуация с визитом. Обвинения, молчание, отказ от еды, угроза расставания, это довольно жёсткий способ давления, и то, что при этом он продолжает помогать в бытовых вопросах, не отменяет тяжести происходящего. Часто именно так работает динамика, где один партнёр годами остаётся в позиции миротворца между своей семьей и супругой, а любое несогласие второй стороны воспринимается как атака, которую нужно подавить, а не обсудить.
Здесь важно не столько «кто прав», сколько то, что вы оба, похоже, застряли в паттерне, который повторяется и явно истощает именно вас. Такие вещи трудно распутать письменно, потому что там переплетены и его лояльность к родителям, и ваша усталость, и невысказанные ожидания друг от друга.
Если будет откликаться мой ответ, можно подробнее обсудить, как выглядела бы очная работа с психологом, возможно, вместе с мужем, чтобы разобрать эту динамику не в момент обострения, а спокойно и с профессиональной поддержкой.