Не могу справиться с горем - консультация психолога

в январе 2024г потеряла маму, мама умерла внезапно в возрасте 56 лет. последние ее 4 месяца жизни мы не общались, меня не было рядом. Она попала в больницу и там умерла, я ходила к ней, не верила что она умрет, поднимала всех знакомых и не знакомых что бы помогли ей выкарабкаться и верила что все обойдется, но нет... я не смогла помочь ей... После ухода мамы через неделю у меня заболел кот, питомец который был для меня как ребенок. я отвлеклась на его лечение, о он умер, через 17 дней после мамы на мои руках... ему я помочь тоже не смогла...  еще через 10 дней я обнаружила что пропали мамины украшения (ювелирные) их вынес с наей квартиры парень моей дочери. Не полиция е мы сами вернуть их не смогли. В феврале я завела нового питомца   (кота той же породы ориентал, они очень контактные и привязанные к человеку), пыталась как то вернуться к жизни и вроде бы немного получалось. в начале июня мы взяли еще одного котенка что б им было не скучно когда нас нет. В юле он сильно заболел, точнее как выяснилось мы его взяли уже больного. неделя стационаров, дорогостоящих лекарств, переливаний крови итд но тоже не спасли.... Теперь у меня рушиться семья, постоянные ссоры с мужем, он очень холодно ко мне относиться и мне кажется что он просто устал видеть меня постоянно подавленной, дело идет к разводу.... (замужем всего полтора года) Это про то что произошло за этот год. У меня часто начинаются слезы, чувство тревоги а иногда я наоборот начина агрессировать. Я чувствую вину перед мамой, я не знаю как с этим жить, я постоянно езжу к ней на могилу а в последнее время не могу из за страха, мне страшно на кладбище. Так же у меня испортились отношение с отцом, все наши разговоры переходят на спорт в повышенных тонах. Я злюсь на него из за того что он легко переживает уход мамы. Я понимаю что это вроде наоборот хорошо что он не ушел в горе, но все равно злюсь на него... Так же я чувствую дикое одиночество и ненужность никому, мне кажется все от меня устали и никто не хочет со мной возиться. Я им (родным) говорю что не справляюсь прошу помощи а мне говорят что я сама себя накручиваю. Все это очень сказывается а работе, я не могу нормально работать потому что постоянно думаю о своих проблемах а не о работе. Успокоительные пью (Новопассит) но мне не помогает. В груди чувство сдавленности, иногда бывает тремор и учащенное сердцебиение. Упало зрение, сказали на фоне пережитого стресса, прописали очки. Спать нормально не могу, просыпаюсь каждый час и иногда по долгу не могу уснуть. Понимаю что все это не нормально а что с этим делать и куда бежать не знаю.
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Анжелика! Когда я читаю подобные обращения, все, чего хочется, так это обнять человека и не отпускать, пока он не скажет, что он в порядке. Пожалуйста, просто знайте, что вы теперь не одни.
Теперь, помогу психологическим советом, возможно, что-то пригодится.
Потеря близкого человека - это по настоящему удар в самое сердце, пережить это сложно, и потом, любимый питомец, который становится настоящим членом семьи. Горевание - это целый спектр защитных реакций и эмоций психики и организма в целом. В норме (условно) процесс адаптации к новой реальности длится около 1,5 лет и имеет несколько стадий. Все это настолько сбивает с ног, что разваливается даже то, что казалось более менее стабильным. Считаю, что поработать над этой ситуацией хорошо бы с психологом, тем более проявилась психосоматика и здоровье пошатнулось.
Пока будете в поисках специалиста, вот вам несколько способов, которые помогут хоть немного улучшить ваше состояние.
1. Говорите о своих переживаниях. Просите друзей, например, просто вас послушать. Дело в том, что проговаривая, вы как бы отдаете часть горя, ваша чаша печали уменьшается, так работает социальная составляющая личности. Рассказав, даже не прося помощи, мозг создает ощущение надежды и снижает градус одиночества. Если некому, пишите об этом на своей странице в соцсети. Когда переживания немного поутихнут, вы всегда можете закрыть ее и создать новый аккаунт. А пока, выливайте ваше горе столько, сколько есть потребность.
2. Найдите то, что приносит вам радость (любимая музыка в наушниках, рисование, вязание, спортзал, уборка, бег по утрам, йога, все, что угодно). Главное в этом, давать мозгу небольшую передышку. Порциями, частями, новы будете знать, что радость еще есть - островок маленький, но он есть.
3. Позволяйте себе плакать. Слезы содержат активный пролактин, один из гормонов, отвечающий за эмоции, он со слезами выходит и боль успокаивается. Не обесценивайте свои чувства.
4. Никого не слушайте, никаких советов. Заканчивайте поучительный разговор как только он начинается.
5. Спите, как только будет возможность. Сон дает возможность "поработать" бессознательному и перезагрузиться.
6. Если вы верующая, посещайте церковь. Если нет, попробуйте аффирмации, например, "Я верю, что сделала все, что было в силах, что в мире ничто не появляется просто так и не исчезает, мир такой большой и сложный, я верю, что близкий находится сейчас где-то в лучшем светлом месте", просите быть вашим проводником, когда вам трудно, обращайтесь к человеку с добрыми воспоминаниями и пробуйте улыбнуться, вспоминайте хорошие моменты, когда вы били счастливы, обещайте помнить, или такая "Мои переживания постепенно уходят, день за днем мне становится лучше, мои жизненные силы прибывают. Я есть! Я обретаю душевный покой. Я смогу, я буду жить вместо нее, за нас двоих", "Мама дала жизнь, значит я должна ее прожить как можно счастливее и ей будет спокойно за меня. Каждый день я буду наполнять смыслом, буду радоваться каждой мелочи". Аффирмации можно повторять сколько угодно раз в день, про себя, вслух перед зеркалом, писать их на бумаге. Мозг воспринимает ситуацию так: мысль=действие, он не различает происходит это в реальности или в голове, и реагирует соответствующе. Вспомните, если человек, например, боится собаки, то даже если она на другой стороне улицы и не собирается нападать, холодок по телу все-таки пробегает.
7. Помогают ритуалы. Создайте свой. Например, посадить цветок и ухаживать за ним, каждый раз, поливая, вспоминать светлые моменты.
8. Обратитесь к специалисту. С ним быстрее и надежнее.
Берегите себя, пожалуйста.
Нужна помощь? КОНТАКТЫ в профиле (WhatsApp), приём онлайн и очно. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Анжелика
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
Спасибо вам большое 🙏
Сорометко Валерия
Психолог
г. Омск
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Анжелика
Я очень сожалею, что вам приходится переживать все эти потрясения. Ваша история — это настоящий вихрь потерь, боли, вины и одиночества, и понять, как вам себя чувствовать, а тем более как с этим справляться, совершенно непросто. То, что вы проходите через такие испытания, — это тяжелая и сложная ситуация, и важно признать, что то, что с вами происходит, — это нормально, когда ты сталкиваешься с таким количеством утрат и изменений. Ваша боль и эмоции не лишены смысла, и я хочу, чтобы вы знали, что вы не одна в этом.
Каждый момент вашей истории звучит как глубокая потеря — потеря близких, животных, чувства контроля над ситуацией и даже чувства связи с близкими людьми. Очень важно признать этот опыт как нечто, что требует времени и заботы, а не быстрого "исцеления". Сейчас ваша душа и тело переживают чрезмерный стресс, и то, что вы описали — это вполне типичные реакции на такую нагрузку.
Процесс горевания никогда не бывает линейным, и он выглядит по-разному у каждого. Возможно, сейчас вы находитесь в очень сложной фазе, когда одновременно проходят чувства вины, гнева и разочарования. Очень тяжело, когда кажется, что все вокруг вас не могут понять, что вам действительно нужно. Признание своей боли и чувства, что вы сейчас не можете справиться с этим, — это первый шаг, который поможет вам двигаться дальше.
Вы уже столкнулись с многими утратами — и не только физическими, но и эмоциональными. Это чувство одиночества и потери связи с близкими людьми в таком глубоком горе тоже очень мучительно. Очень часто после таких событий мы начинаем чувствовать себя изолированными, особенно если окружающие не могут полностью понять глубину наших переживаний.
В таких ситуациях очень важно найти хоть небольшие пути поддержки для себя. То, что вы чувствуете боль, тревогу, злость и одиночество, совершенно нормально. Невозможно «просто пережить» утрату и идти дальше, не прорабатывая все эти эмоции. Дайте себе право на эти чувства — они не просто уйдут сами по себе, но когда вы позволите себе почувствовать их, это даст возможность начать их осознавать и перерабатывать. Вы упомянули, что чувствуете вину перед мамой. Это часто бывает в случае, когда мы не успели быть рядом с близким человеком или думаем, что могли бы что-то изменить. Очень важно помнить, что вы сделали все, что могли в ту минуту. Не было ничего, что вы могли бы сделать для её жизни, что изменило бы конец. Простить себя — это один из самых сложных, но очень важных шагов. Когда накапливается столько боли и страха, агрессия может быть нормальной реакцией на внутреннюю неудовлетворенность. Часто мы не можем выплеснуть наши эмоции в другом месте, и тогда они проявляются как злость на близких, на мир в целом. Важно понять, что агрессия — это не что-то, что "с вами не так", а просто способ проявления боли. Постарайтесь научиться управлять этим чувством через расслабляющие практики или методики саморегуляции, такие как дыхательные упражнения или прогулки на свежем воздухе.Страх и одиночество .Это чувство может обостриться в такие моменты. Может показаться, что все ушли, что вас никто не поддерживает. Но важно помнить, что иногда те, кто рядом, не знают, как поддержать нас, и это может восприниматься как равнодушие. Возможно, именно сейчас будет полезно поговорить с кем-то, кто может понять ваши переживания, — психотерапевт, например, может стать той поддержкой, которой сейчас не хватает.
Я понимаю, что вы уже приняли успокоительные, но это может быть недостаточно. Психолог или психотерапевт может стать тем человеком, с которым вы сможете более глубоко проработать свои переживания и выстроить план восстановления. Это поможет вам не только справиться с болью, но и начать возвращать себе ощущения стабильности🙏 Да, это очень трудно в такой ситуации, но важно помнить, что ваш внутренний мир также нуждается в заботе. Иногда полезно начинать с малых шагов — например, заниматься дыхательными упражнениями, медитацией, искать способы расслабления.
Чтобы помочь себе сейчас, вам может быть полезно задать себе такие вопросы:
🫂Какие вещи, которые мне важны, я могу вернуть в свою жизнь, чтобы почувствовать себя более целостной? (например, забота о себе, хобби, общение с близкими).
🫂Как я могу дать себе разрешение чувствовать, не требуя от себя "быстрого исцеления"?
🫂Какие шаги я могу предпринять, чтобы вернуть себе чувство контроля над ситуацией, пусть даже на маленьком уровне?
🫂Как я могу поддержать свою физическую форму, чтобы хотя бы немного облегчить тело от стресса?
Вы переживаете невероятно трудные моменты, и важно помнить, что не нужно быстро справляться с этим — это процесс, который требует времени и внутренней поддержки.
Берегите себя.