Взаимодействие с \»особым\» человеком - консультация психолога

У меня на работе есть одна женщина, старше меня лет на 10, но контакт с ней вызывает неприятный осадок. Она вечно за спиной всех кроет, и меня в частности. Начинает общаться с девочками, вытаскивает с них информацию личного формата, а потом разносит их всем. А если ты, не дай бог, что-то о ней скажешь (не сплетни),то тебе конец просто. Однажды, имев неосторожность, я сказал что мне нравится практика в школе, так она разнесла это так, что я уже увольняюсь и мне пришлось объясняться перед руководством. Женщина эта, мягко говоря вспыльчивая и любое замечание в ее адрес не обойдется без вылитого словесного мусора. В последнее время она начала самоутверждаться перед руководством за мой счет. Если мне кто-то нахамит, то виновата я, а если с ней такая же ситуация, то виноваты все в округе и делать она может все что угодно (естественно, перед другими она начнет крыть меня, говоря что она бы, сделала по другому). Ее любимое, это учить как жить других, и если ты не согласна с ее мнением, то может все и до оскорблений дойти. У нас двоих есть подчиненные инструктора, и не так давно у меня инструктор получил за не выполненную работу, в конечном итоге, я веду себя неправильно и выставила меня перед всеми монстром. А ее поведение в их адрес, в в виде оскорблений, это норма, ей можно. Так же является приспособленцем, с кем ей сейчас удобно общаться, с тем и будет. Плюс ко всему, очень завистливая, если у других все хорошо, то своей желчью всех зальет. Меня то она очень не взлюбила, я имею наглость не слушать ее мнение, жить так как я хочу, уходить на больничные. Плюс она меня вечно выставляет супер злым человеком, я уже и сама начинаю в это верить. Самое интересное, что если мне что-то не нравится и не устраивает, то ее все устраивает и все нравится. Любая информация о себе сказанная ей обернется против тебя, абсолютно любая, даже позитивная. Подскажите, как мне лучше с ней контактировать, очень тяжело так работать. Ассертивное поведение не помогает, я пробовала, только больше д@рьма в свой адрес услышишь.
Ластовенко Алексей

Психолог
г. Донецк
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, Кристина!
К сожалению с токсичными людьми иногда приходится в жизни пересекаться.
Стратегию поведения можно выбирать исходя из того, разово ли встретился такой человек, т.е. только с этой женщиной вы ощущаете такое напряжение или были раньше в жизни подобные ситуации.
Предлагаю вам сделать упражнение - вспомните острое событие с вашей коллегой и разложите свои переживания на составляющие: какие эмоции вы испытываете, как эти эмоции проявляются в теле, какие мысли к вам приходят, можете даже записать. А дальше, прикройте глаза и попросите свое сознание пусть оно покажет вам, когда еще раньше вы ощущали что-то подобное. И посмотрите, появляются ли какие-то воспоминания.
Если что-то приходит из раннего опыта, может ряд воспоминаний, тогда у вас срабатывает ассоциативный резонанс, т.е. женщина на работе , кроме своего токсичного поведения, вскрывает еще ваш более ранний болезненный опыт. В этом случае лучше прошлые травмы переработать и тогда в настоящем вы будете спокойнее реагировать на ее такое поведение.
Если из прошлого ничего не поднимается, можно применять инструменты психологического йккидо (можно найти в сети), с манипуляторами хорошо работают.
Провожу консультации онлайн. С теплом, поддержкой и уважением!
Кулаков Игорь
Студент-психолог
г. Симферополь
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Кристина
Кристина, здравствуйте.
В обмене информацией всегда участвуют два человека, кто говорит и тот кто воспринимает. Вы рассказали о том что эта женщина говорит, и, похоже, практически невозможно повлиять на то что она говорит. А что насчет того как другие воспринимают то что она говорит? Как вы воспринимаете её рассказы о других людях?
Успехов в понимании себя и работе над своей жизнью. Буду благодарен за отзывы на странице моего профиля
Радченко Виталий
Психолог
г. Новосибирск
Психоанализ (классический)
Ответ для: Кристина
Кристина, я понимаю, насколько тяжело работать в такой атмосфере. Ваша коллега, судя по вашему описанию, проявляет токсичное поведение, и это, безусловно, сказывается на вашем эмоциональном состоянии и рабочей эффективности. Давайте разберемся, как вы можете защитить себя в этой ситуации.
Примите тот факт, что вы не можете её изменить Первое и самое важное – это понять, что вы не можете изменить поведение вашей коллеги. Её токсичность – это её проблема, а не ваша. Попытки её переубедить или перевоспитать будут только отнимать у вас силы и приводить к ещё большему негативу.
Установите чёткие границы Поскольку ассертивное поведение в вашем случае не работает, вам нужно выработать другие стратегии защиты. -Минимизируйте взаимодействие. Начните сводить ваше общение с ней до минимума. Говорите только по работе и только тогда, когда это действительно необходимо. Избегайте личных разговоров и не делитесь с ней никакой информацией о себе. -Игнорируйте провокации. Не вовлекайтесь в её словесные нападки. Не оправдывайтесь, не спорьте, не пытайтесь ей что-то доказать. Просто отстранитесь от разговора. Можно использовать нейтральные фразы вроде "Ясно", "Поняла", "Хорошо" и быстро заканчивать разговор. -Не давайте ей эмоциональной подпитки. Токсичным людям нравится вызывать у других эмоциональные реакции. Не давайте ей этой возможности. Будьте спокойной и невозмутимой. -Ограничьте "сплетни" с коллегами. Не вовлекайтесь в обсуждение её поведения с другими. Это только усилит негатив и может привести к новым сплетням против вас.
Защитите свою репутацию на работе Поскольку она пытается вас дискредитировать перед руководством, вам нужно действовать стратегически. -Профессионализм превыше всего. Сосредоточьтесь на качественном выполнении своей работы. Пусть ваши результаты говорят сами за себя. -Общайтесь с руководством напрямую. Если вы видите, что она пытается исказить информацию о вас, будьте готовы спокойно и уверенно предоставить свою версию событий. -Документируйте. Если её поведение выходит за рамки допустимого, начните собирать доказательства. Записывайте даты, время и детали её словесных нападок. Это может пригодиться, если вы захотите обратиться к руководству или в отдел кадров. -Создайте сеть поддержки. Общайтесь с коллегами, которые не поддерживают её поведение. Поддержка со стороны коллег может помочь вам чувствовать себя более уверенно.
Заботьтесь о своём эмоциональном состоянии Работа в такой атмосфере может быть очень истощающей. Позаботьтесь о своём психическом здоровье. -Ищите способы отвлечься от работы. Занимайтесь тем, что приносит вам радость и расслабление. -Ограничьте своё нахождение в негативной среде. Старайтесь проводить меньше времени в офисе. -Ищите поддержку у друзей и семьи. Расскажите о своих переживаниях близким людям. -Обратитесь к психологу. Если вам сложно самостоятельно справляться с ситуацией, обратитесь к специалисту.
Рассмотрите следующие варианты: -Перевод в другой отдел/проект. Если это возможно, попробуйте перевестись на другую работу, где вам не придется с ней сталкиваться. -Поиск новой работы. Если ситуация становится невыносимой, не бойтесь сменить место работы. Ваше здоровье и благополучие важнее любой работы.
Что не нужно делать: -Опускаться до её уровня. Не отвечайте ей тем же, не сплетничайте в ответ. Это только усугубит ситуацию. -Становиться жертвой. Не позволяйте ей влиять на вашу самооценку. Помните, что её поведение – это её проблема, а не ваша. -Замалчивать проблему. Если её поведение становится невыносимым, не бойтесь обратиться за помощью к руководству или в отдел кадров.
В вашем случае самое важное – это установить чёткие границы, защитить себя от её токсичного влияния и позаботиться о своём эмоциональном состоянии. Помните, что вы не обязаны терпеть такое отношение. Защитите свои границы, примите меры для своей безопасности и благополучия.
Надеюсь, мои рекомендации помогут вам в этой непростой ситуации. Желаю вам сил и терпения!
+7-950-301-16-63 Виталий Фрейдович
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, Кристина! Конечно, самый простой способ поменьше получать неоправданной скользкой жижи в свой адрес и перестать нервничать - это свести к минимуму общение с токсичным человеком. И в вашей ситуации, посмотрите, как можно почаще избегать встреч. Дама токсичная, даже по вашему одностороннему описанию, сомнений не остается. Что ж, перевоспитать ее не получится, конечно, но есть несколько ресурсных способов, я о них расскажу, может что-то и пригодится. Однако, замечу еще один факт: если неправда и уст другого обижает, если чужой человек, не причиняя физической боли, все равно так сильно беспокоит вас и триггерит, значит что-то не в порядке с вашим восприятием. Возможно, какие-то эмоциональные флешбэки все-таки вызывают в вас негативные эмоции, когда она рядом. Пример: если я покритикую "ваши ужасные зеленые волосы", даже прям прокричу на весь отдел, вас это сильно заденет? Предполагаю, что вряд ли (думаю, что они у вас не зеленые). Так вот этот пример говорит о том, что если вам или о вас говорят откровенную (подчеркну) ложь, это, конечно, неприятно, однако, не лишает сил и спокойствия. Ваше описание наполнено сильной усталостью и отчаянием. Это означает, что вы не совсем уверены в себе, что-то вас беспокоит и не дает вам дышать, что-то в ваших реакциях не стыкуется с уважением и благодарностью, с любовью к себе самой. С этим можно было бы поработать с психологом.
Теперь о способах, чтобы снизить градус влияния на вас этой "коллеги": 1. "Пауза" - пока она будет говорить гневную тираду, сожмите руки за спиной в замок, и кивайте головой, как будто соглашаетесь. Замкнутые руки создают для психики некий заслон, открытая грудь добавляет храбрости (это природный рефлекс), а кивки головой действуют на оппонента ошеломляюще. Ваше молчание позволит ей выговориться, а потом скажите только одну фразу, к примеру, "Я и не знала, что вы так расстроены, сочувствую" И уходите. Возможно, она замолчит, а может и разразится еще больше. Здесь можно включить способ номер 2. "Прямое НЕТ" - не спорьте, не оправдывайтесь, говорите только "Нет! Это не так". Если кто-то захочет услышать ваше мнение, вы расскажете его, но без ее присутствия. Если вам не поверят, то вывод сделайте сами, по какой причине доверяют ей, а не вам. Но вы в любом случае останетесь на высоте. 3. Эффект Бенджамина Франклина (погуглите, суть рассказывать не буду) - окажите ей услугу, подарите что-то, пусть интерпретирует как хочет, главное, ваша психика начнет искать в ней "плюсы", чтобы оправдать ваше "нелогичное" поведение, ведь она вам совсем не нравится. Это будет именно для вас, не для нее, конечно. 4. "Левый глаз" - когда будете с ней говорить, сосредоточьтесь на ее левом глазу, зрительный контакт слева, поскольку большинство из нас правши, начинается еще с младенчества, когда мама держит малыша справа и прямой контакт глаз приходится именно на левую сторону, зрительные нервы создают замкнутое эмоциональное пространство люди подсознательно чуть больше понимают друг друга, есть исследования на эту тему. Вот такой фокус, пробуйте. 5. Есть ироничная практика "И что?" - на все оскорбления можно ответить "Согласна. И что?" и улыбнуться. Оппоненту нужны будут дополнительные доказательства, но они встретят такой ответ и скоро закончатся. Есть еще практики, если совсем невмоготу, обратитесь к специалисту. БОльшая часть происходящего негатива - это именно наша ответственность и наши реакции. Устранив непродуктивные, вы будете меньше нервничать.
Берегите себя.
Нужна помощь? КОНТАКТЫ в профиле (WhatsApp), приём онлайн и очно. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос, жмите ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на моей странице. С уважением, аналитический психолог Жанна Роменская.
Манойло Татьяна
Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, Кристина!
Насколько в реальности вам необходимо находиться рядом с этой женщиной? Если есть возможность сократить её присутствие в вашей жизни, лучше так и сделать. Увы даже самый психически устойчивый человек может пострадать от постоянного прессинга. Беречь себя - приоритет.
Второй вопрос будет провокативным - в чём, по вашему ощущению, она оказывается права? Когда льёт на вас желчь, когда отзывается о вас лживо. В чём её правда/влияние?
Третий - кто может вам помочь? С кем вы можете обсудить ситуацию и рассчитывать на его объективный взгляд на вещи? Так же как вам не нужно её терпеть, вам не нужно оставаться с этим один на один. Это важно потому, что вы рядом с этой женщиной явно попадаете в некую свою историю, которую она в вас триггерит (второй вопрос об этом).
В целом, пока что вы можете не рассказывать ей ничего, отказываться от совместных задач, самостоятельно сообщать коллективу, что с этим сотрудником вы не намерены работать пока она так себя ведёт. Вы имеете право звучать и не быть хорошей. Она в ряд ли что-то не то сможет о вас сказать, когда вы сами громко заявили о своей позиции.
Её поведение вы изменить не сможете, но с психологом можете поработать над вашим собственным состоянием. Кажется, что вы приблизились к чему-то очень для вас важному.
Берегите себя и удачи вам!
Анточ Лидия
Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Кристина
Здравствуйте, Кристина. Сочувствую Вам. А скажите какой результат от общения с ней Вы бы хотели?