Я читала о том, что психотерапевт Кендалл Дженнер советовал ей вешать на зеркало в ванной комнате фото себя маленькой. Это надо было для того, чтобы быть более к себе бережной и всякий раз, когда она собиралась себя покритиковать, понимать, что эти слова она адресует вот этой малышке.
На самом деле, из этого может, правда, выйти очень глубокая терапевтичная практика, из которой вы точно сможете что-то для себя забрать. И эту фотографию, мне кажется, можно вешать вообще на любое зеркало, в которое вы чаще всего смотритесь и имеете привычку себя там критиковать и, может быть, сравнивать себя там с кем-то. Если у вас есть такая возможность, вы смело можете ей воспользоваться.
Тема внутреннего ребёнка хоть и часто на слуху и, возможно, кажется уже какой-то попсовой, на самом деле, когда мы приходим в терапию, мы по большей части встречаемся там со своим внутренним ребёнком. С тем, которому страшно, тревожно, непонятно, он обижен, он злой, агрессивный, он оставлен, а может грубо отвергнут. Мы то и дело соприкасаемся с нашим внутренним малышом и часто какую-то часть терапии работаем через него.
У меня ни разу еще не было клиента, с которым мы бы не «заходили» в его детство. Очевидно, что мы все родом из детства, и большая часть наших проблем и страхов именно там сформированы и закреплены в психике. Да, безусловно есть травмы, которые появляются во взрослом возрасте-это последствия насилия, утраты, переживание катастрофы, абьюз, отношения с нарциссом. Но все же наша структура формируется в детстве. И когда в детстве мы систематически подвергались критике и психическому или физическому насилию от значимых фигур (мама, папа, бабушка, дедушка, учитель и.т.д.), росли в дисфункциональной семье, мы сталкивались с травмой развития. Собственно, это мы приносим часто в терапию.
В моем личном опыте была такая история. Я пришла в терапию, у меня часто проигрывалась и всплывала в памяти одна и та же история из детства. Я не буду вдаваться в подробности сейчас, но она была весьма травматична для меня. Там был совсем ранний возраст, примерно 4 года, можете себе представить? Как это зафиксировалось в моей психике? В тот момент у меня сильно рухнула моя базовая потребность в безопасности. И, примерно, на второй или третьей встрече с моим психологом мы пошли в эту историю, причём как-то естественно и органично в нее вошли, через ощущение фоновой тревоги, когда по факту ничего плохого не происходит, но тебя захлестывает волной тревога. В тот момент бессознательное мигом выдало снова эту историю, и мы пошли туда. После этой проработки данная история у меня больше не всплывала. В моменте я получила просто море облегчения и высвобождение энергии. Бывает, что на проработку какой либо травмы надо сделать практику несколько раз, но мне тогда это помогло с первого раза.
Но это не просто, вернуться в эту историю и рассказать. Здесь происходит непростой и очень тонкий процесс. Ты показываешь терапевту своего уязвимого внутреннего ребёнка, твой опыт контейнируется, дается обратная связь, поддержка, принятие, с тобой вместе проходят этот путь. Когда твой опыт обрабатывают с разных сторон и возвращают, злятся вместо тебя, если ты еще «не умеешь» этого делать, где попросту еще эта злость заблокирована. Тебе дают очень важное понимание — твою историю не обесценили, тебя признали-«случилась жесть», но я здесь, я рядом, и я готова пройти этот путь вместе с тобой. Так устроено, что для нашей психики нет понимания, сейчас это происходит в реальности или нет, как и нет понимания времени. Таким образом, возвращаясь в детство мы получаем новый «перепрошитый» опыт. На самом деле, это что-то невероятное, вы представляете, как интересно мы вообще с вами устроены? Всё взаимосвязано, все влияет на нас всецело, ничто не отделимо, сознание от тела, всё в тесном сплетении.