Новогодние каникулы с ребенком были пропитаны всякими детскими историями и мультиками, в том числе из моего детства.
Поскольку в последние годы под пристальным наблюдением психологов и околопсихологов оказались диснеевские принцессы, я подумала, почему бы не отправить под это наблюдение их семьи? И начать, например, с рассмотрения стилей воспитания.
Мы рассмотрим классификацию из 4 стилей: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
И начнем мы с Авторитарного стиля воспитания, и его ярчайшего представителя, с которым мы все знакомы с детства — Царя Тритона 🙂
Да, «Русалочка» это история не про мудака-принца, а про отношения с подростками и сепарацию последних, но об этом в другой раз.
Итак, авторитарный стиль воспитания — это какой?
Авторитарный стиль воспитания отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким — контроля.
Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований,запретов и правил ригидна и неизменна.
Царя Тритона мало волнуют мечты и потребности Ариэль, хотя он про них вроде как спрашивает. Спрашивает у ее сестер, когда она начинает необычно себя вести, спрашивает у Себастьяна, но его на самом деле мало интересует содержание их ответов, вообще не интересуют какие у Ариэль мечты и чаяния, он интересуется, чтобы лучше контролировать, чтобы знать остается ли младшая дочь в обозначенных ранее рамках дозволенного ей или нет.
Когда он отчитывает Ариэль за отсутствие на концерте (который ей не интересен, ведь она ни разу не появилась на репетиции) он не дает ей объяснится, спрашивает и игнорирует или дает пространства для ответа.
Завершается эта сцена тем, что он попросту запрещает ей все, что ей по-настоящему интересно.
В общении с дочерью он отдает приказы и требует их незамедлительного и беспрекословного исполнения, а за неподчинение жестоко наказывает. Именно поэтому он разносит кладовую с человеческим безделушками, которые Ариэль годами собирала.
При таком стиле воспитания родитель либо игнорирует тот факт, что ребенок это отдельный человек, либо просто не замечает этого, и принимает все решения за ребенка: сам решает, что для него будет лучше (на какой кружок ходить, с кем прекратить дружить, куда поступать, за кого выходить замуж и т.д.).
Это довольно просто проворачивать, когда ребенок мал, когда ему меньше 7 лет, потом все труднее, и совсем сложно в подростковом возрасте.
Хотя, если очень постараться и быть довольно убедительным в своих угрозах и наказаниях, то возможно ребенок продолжить стараться быть»хорошим» для мамы с папой и обнаружит, что ему не нравится его жизнь только годам к 30.
Тем не менее есть еще один вариант развития событий, который нам демонстрирует Ариэль — это бунт и тотальное противодействие диктатуре родителей.
От уничтожения своих ценностей Ариэль не начинает меньше хотеть на поверхность, но она полностью разочаровывается в отце и теряет к нему доверие. Именно в этом уязвимом положении ее находят мурены Урсулы (подводной ведьмы).
В мире людей это называется «связался с плохой компанией», ведь дети из авторитарных семей гораздо больше подвержены чужому влиянию, имеют низкую степень социальной компетентности, и низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть (они сильнее, значит, видимо правее, пусть решают они).
Так получается, что «Русалочка» это история не про принца-мудака, а про отца-мудака?
Тут вообще ни одного мудака:)
Целью Тритона была защита дочери от опасностей, которые скрывал в себе надводный мир (папа пожил — папа знает), а не просто запрещать все, что его дочери хочется. Тем не менее система запретов не может оставаться всегда постоянной — круг рамок и запретов должен быть гибким и должен меняться в соответствие с возрастом ребенка. Таким образом внимание Тритона со временем переключилось с защиты дочери на защиту своих ограничений, которые стали шататься и рушатся под напором взрослеющей Ариэль.
А вам как-нибудь откликается История Ариэль?