боюсь что-то менять - консультация психолога

Когда мне было 17 лет, в достаточно молодом возрасте умер мой отец. Это сильно на меня повлияло. Я закончила школу, год сидела дома, на следующий поступила в университет. Сейчас мне 21, я заканчиваю 4 курс. Учеба меня не сильно воодушевляла, я училась по инерции, не получая большого удовольствия. За время обучения нашла молодого человека, с которым у нас все хорошо. Боль от потери отца стала тише, я привыкла. Но есть одно «но»: за все это время я поняла, что совершенно не вижу своего будущего и пытаюсь отменить все изменения в своей жизни. Подсознательно я считаю, что все что было в моей жизни хорошее - уже было, в частности до смерти отца, и до окончания школа, «в детстве». Я не говорила никому из своих друзей о смерти отца, мне казалось, что, чем меньше человек об этом знают, тем возможнее возвращение в «нормальную жизнь», где все было хорошо. Для меня с трудом дается выкинуть какую-то старую вещь, передвинуть мебель в комнате, потому что это изменяет то, что было тогда, в «хорошие времена», потому что мне кажется, что если я смогу вернуть все внешние признаки в изначальное положение, то вдруг смогу вернуться в то счастливое время. Умом я конечно понимаю, что это невозможно, но такие мысли подсознательно живут во мне. Иногда мне кажется, что я должна остановить жизнь и все, что происходит после того возраста, ибо она не имеет смысла и не должна быть. Я не хочу взрослеть. Я не могу представить, каким хочу видеть свое будущее, его как будто просто нет, вся «радостная» жизнь закончилась, а впереди только имитация и серость. И дело не только в смерти отца, но и во взрослении, которое не влечет за собой ничего приятного. Все новое, интересное уже было со мной до 17 лет. А впереди, если я не решусь все завершить, пустая трата времени и имитация жизни.
В детстве и юности я была очень активным ребенком, у меня было много идей, я занималась творчеством. Сейчас моей прошлой личности будто бы нет, осталась только пустая маска. Я не могу сказать, что я в депрессии. Я могу радоваться простым вещам - природе или вкусной еде. Но когда я задумываюсь о глобальном, о будущем, я понимаю, что все очень плохо. Поэтому я боюсь оставаться наедине со своими мыслями и даже засыпаю под какие-нибудь видео. Мне кажется, что все это лишь попытки обмануть себя, сделать вид, что все нормально.
Мне кажется, я застряла в детстве. Часто наблюдаю у себя реакции на какие-то события, свойственные детям. Люблю все детское, коллекционирую кукол и игрушки, детские журналы. Раньше я думала, что это просто мое хобби. Но в связи с анализом своей жизни начала задумываться, что это может говорить о каких-то проблемах.
Лейла Али

Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: vertera
Добрый день!
Сочувствую Вашему самоощущению. Судя по Вашим словам, Вы были очень привязаны к отцу. Поэтому у Вас такое состояние потери и страха будущего. Вы не пишите о своей маме, но смею предположить, что с ней отношения не столь близки.
Вы пишите, что у Вас нет депрессии поскольку Вы можете радоваться еде и погоде, но депрессия может принимать разные формы. Важно понять, откуда есть мысли о том, что будущее не принесет хорошего и проанализировать все подробно. Смерть неизбежна, но она - переход, это не конец. Если человек жил достойно и по совести его ждет вечная жизнь, а если он не был готов к смерти, то значит ушел неготовым к ней. Большое облегчение верующим людям приносит молитва за усопшего. Так они помогают ему в мире ином, особенно если он умер без Таинства Исповеди и Причастия, а также помогают себе, потому что только Бог - источник духовных сил. Верующий человек знает, что во всем есть смысл, даже если мы не всегда понимаем его сначала. И на Вас у Бога тоже есть свой план. Вы не одна!
Чтобы помочь Вам более эффективно разобраться во всем, избавиться от страхов и начать жить полноценной радостной жизнью (как того наверняка желал бы Вам отец) текстовое сообщение недостаточно.
Приходите на бесплатную онлайн-консультацию (40 минут)!
Запись по Whatsapp +79037178465
Лейла Али
Практический психолог
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: vertera
Добрый день, Vertera!
Примите соболезнования в связи с ранним уходом из жизни вашего папы...
Ваше письмо напомнило мне окончание романа "Унесенные ветром", где герой, у которого только что умерла супруга, признается, что если он и выглядел сильным человеком, то только потому, что жена стояла за его спиной... Не происходит ли у вас чего-то подобного сейчас? Нет ли у вас ощущения, что все, чего вы добивались при папиной жизни, происходило в основном благодаря его активному участию в вашей судьбе?
Почему вам кажется, что вы не добьетесь жизненных успехов и исполнения желаний без папы? Можно проделать такое упражнение: представить, какими были ваши планы, пока папа был жив, а потом найти ответ на вопрос, почему они не могут быть реализованы после его смерти? Только с конкретными логическими доводами - почему?
А вообще депрессия - предпоследняя стадия проживания горя. После нее обычно наступает принятие и разметка планов, как жить дальше. Только не прячьтесь от переживаний, горе - сильная эмоция, но все же эмоция, и она должна отболеть до конца.
Практический психолог, лайф-коуч. Условия консультирования в профиле.
vertera
Пользователь
Ответ для: Ксения Васильева
Спасибо за ответ! Да нет, папа не имел почти никакого влияния на мою жизнь, и мы не были очень уж близки. Просто все как-то остановилось резко и перестало иметь смысл.
Ксения Васильева
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: vertera
Тогда можно попробовать вспомнить, в какой именно момент вы впервые почувствовали подобное депрессивно-апатичное настроение. Какая обстановка вас окружала? Какие чувства вы испытывали и о чем в тот момент думали?
И таки психосоматику исключить тоже будет неплохо (ибо, увы, после часто не значит вследствие), в частности, посетить терапевта или невролога. Только я бы сразу им сказала, что дело не в привязанности к папе.
Сазонова Елена
Психолог
г. Гомель
Коучинг
Ответ для: vertera
Здравствуйте, vertera!
Во-первых, Вы большая молодец, что анализируете свою ситуацию, честно признаете то, что есть и стремитесь это улучшить!
Судя по тому, что Вы написали, у меня возникает предположение, что фигура отца служила для Вас опорой. Возможно, после его смерти Вы потеряли эту опору, а свою собственную пока не взрастили.
Здесь сложно дать какой-то краткий совет. Но я могу помочь Вам разобраться в Ваших переживаниях, а также найти в себе силы и ресурсы жить дальше и создавать свою жизнь.
Если хотите - обращайтесь ).
Коуч, психолог Елена Сазонова. +375 29 601 08 58.
Савина Анна Михайловна
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: vertera
Здравствуйте! Есть у вас на самом деле депрессия или нет, может только психиатр или невролог сказать. Если есть возможность к частному сходить- идите. А с психологом стоит начать работу по "перекодировке" негативных убеждений о том, что же собой несет взрослая жизнь. Что именно вы боитесь оставить? Что вас заставляет "выбросить" взрослость, чего дорогого лишает? Чего нельзя взрослым из того, что вам в кайф?
С уважением, Анна Михайловна Савина E-mail: savina.moscow@gmail,com Можете написать мне на почту все свои вопросы.
Шахова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: vertera
Спасибо, что поделились своими переживаниями, возможно вы правы, предполагая, что «застряли в детстве», так как выход во взрослую жизнь это всегда ответственность, принятие решений, это состояние кризиса, когда происходят серьёзные изменения, это может вызывать тревогу, страх и неуверенность. Такой способ мышления может приводить к обесцениванию реальности, своих достижений, формировать пессимистичный взгляд в будущее и «убегание в прошлое». В такие периоды нужна помощь, чтоб понять, как формировалась ваша личность, характер, защиты, какие были отношения в семье, с мамой и отцом, их отношения друг с другом. Почему смерть отца вы так и не смогли отгоревать, а будущее кажется таким серым. Почему в детстве было всё хорошо, а потом серо и безрадостно, что повлияло на такое изменение мировоззрения и способы мышления?
Обращайтесь. Психоаналитическая терапия, Личностно-ориентированная терапия. Очно и онлайн.
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Елена Шахова http://vk.com/shahova_psychologist Для записи на консультацию WhatsApp +7 9215751021 https://vk.com/shahova_psychologist
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: vertera
Здравствуйте, Vertera. Возможно, Вы каким-то скрытым образом, психологически продолжаете жизнь отца.
Он живёт в Вас, с Вами рядом, в воспоминаниях, в вещах. Может быть поэтому Вы не говорите новым знакомым о том, что его нет, о том, что он умер. Ведь рассказать им об этом, значит в очередной раз прожить факт того, что он умер.
Предполагаю, что, если Вы скажете об этом новым друзьям или новым близким знакомым, то Вы, возможно, потеряете эмоциональное равновесие, возможно, Вы "провалитесь" в какое-то неопределенное тяжёлое переживание и состояние смятения.
Каждые изменения в жизни могут вызывать эти тяжёлые чувства. Внешне Вы демонстрируете сами себе, что смирились с его уходом, внутренне - переживаете, что боль только утихла, а значит, Вы ещё переживаете боль от того, что он умер.
Вы пишете: "... если я смогу вернуть все внешние признаки в изначальное положение, то вдруг смогу вернуться в то счастливое время..."
Но, возможно, на самом деле, думать о том, что это было счастливое время, и оно прошло - не так больно, как думать о том, что отец умер.
Может быть, когда Вы думаете о том, что это было счастливое время, переживая время, когда Вы были ребенком и папа был рядом, Вы как бы думаете за папу, т.е. от его лица смотрите на ситуацию.
Вы как бы становитесь немного им, и в этом изменённом состоянии смотрите на ту жизнь, которая была до его ухода из жизни, и на ту жизнь, которая существует после его ухода.
И в той жизни, которая была до его ухода, есть жизнь и есть планы и есть мечты, а в той жизни, которая идёт после его ухода из жизни, нет жизни, нет целей и планов, т.к. он больше не может физически жить здесь.
Если это чем-то похоже на то, что Вы переживаете, то скажите себе:
Я живу, я могу жить физически и духовно.
И, если у Вас получится, скажите, обращаясь мысленно к папе (это только пример того, что Вы можете сказать):
Папа, мне так жаль, что тебя нет со мной рядом, я тебя очень люблю и я горюю по тебе, мне жаль, что ты не можешь жить рядом со мной, что тебя нет в физическом мире, но я верю, что ты продолжаешь жить в духовном мире, что твоя душа бессмертна, и ты продолжаешь свой путь. И я надеюсь, что ты откуда-то можешь видеть мою жизнь, то, что у меня происходит, то, чего я достигаю и то, как я взрослею. Мне бы хотелось, чтобы ты помогал мне и знал, что я тебя люблю.
Это примерный текст того, что, возможно, Вы сможете сказать.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp