Как мне научиться не вмешиваться в чужую жизнь и в чужие проблемы? - консультация психолога

Когда мне было приблизительно 12 лет и я училась в школе, тогда я узнала, что недалеко от моего дома живёт мальчик-инвалид школьного возраста, который не может ходить и ездит на инвалидной коляске. У того мальчика нет друзей и он чувствует себя одиноким. Мне стало жалко того мальчика-инвалида и я начала приходить к нему в гости, чтобы поделиться с ним своей дружбой, пообщаться с ним, поиграть в шашки, шахматы и карты.
Когда я была ребенком мне однажды пришла в голову еще и такая глупая мысль. Я подумала, что я тоже хочу стать инвалидом, чтобы ему не было обидно, что он инвалид, а я нет. Потом я стала немного старше и я перестала к нему приходить домой.
Прошло много лет после того, как я закончила школу и я много лет жила в другом городе. Потом три года назад я приехала к нам на дачу в то село, где недалеко от нас живёт тот уже взрослый мой знакомый мужчина-инвалид. У меня неожиданно поломался мой ноутбук. И я обратилась за помощью к этому моему знакомому мужчине-инвалиду и он отремонтировал мой ноутбук или бесплатно, или недорого (не помню точно). Также я узнала, что у него дома есть два компьютера в разных комнатах и я попросила у него разрешение немного посидеть за его компьютером в интернете, пока мой ноутбук не работает. Тот мой знакомый мужчина-инвалид гостеприимно меня встретил и даже пригласил меня на обед с ним и его мамой на кухне у них дома.
Потом я переехала жить в другой город далеко от нашей дачи. Прошло два года. В прошлом году этот мужчина-инвалид неожиданно позвонил моей маме. Он рассказал ей по телефону, что его мать умерла от рака и он остался жить один. Он сказал, что это было для него ужасное событие в жизни. Но он решил жить один и договорился с его соседом, чтобы сосед помогал ему (ходил в магазин за продуктами). Потом этот мужчина-инвалид написал мне на е-мейл очень печальное письмо, которое тронуло меня до глубины души. Он написал, что он очень переживает и он очень расстроен из-за смерти его матери. Он написал, что чувствует себя очень одиноким и несчастным человеком и даже задумывается о смысле жизни.
Мне было его очень жалко. Я хотела написать ему какое-то доброе, утешительное, дружеское письмо; я хотела дать ему полезные советы, как справиться с печалью и одиночеством; я хотела даже приехать к нему домой и бесплатно помогать ему делать разную работу по дому, которую он не может сделать сам.
Но я ничего ему не ответила и я передумала ему отвечать по таким причинам:
1. Я поняла, что ему нужна не моя помощь. Ему нужна помощь хорошего психолога, который поможет ему пережить его жизненный кризис, справиться с душевной болью от потери близкого человека и решить проблему его уныния, депрессии и одиночества. У меня есть образование психолога, но у меня почти совсем нет опыта работы психологом, поэтому я не смогу ему морально помочь. Я подумала, что я могу начать писать ему советы (с добрыми намерениями), но неизвестно как это всё обернётся. Может быть, если бы я ему писала письма, то это могло бы наоборот ещё больше его расстроить, задеть его за душу и он бы переживал ещё больше. Я знаю, что иногда полезно отвлечься от размышлений о проблеме вместо того, чтобы чересчур углубляться в свою проблему.
2. Я склонна всё принимать близко к сердцу и если я начну общаться с печальным и несчастным человеком, тогда есть высокий риск того, что в результате мы оба будем и печальными, и несчастными людьми.
3. Есть такое выражение: «всех бездомных котят домой не принесёшь». Другими словами, в мире есть много несчастных людей, которые страдают по разным поводам, и я не смогу сделать всех несчастных людей счастливыми, даже, если очень захочу. Я не Бог, я просто человек.
4. Мне вспомнился один случай в моей жизни, который был давно, больше 10 лет назад. У меня тогда были небольшие финансовые трудности и я попросила у одной знакомой девушки из церкви немного денег. Она из обеспеченной семьи и у неё есть деньги. Но она мне ничего не дала. Она мне сказала только одну короткую фразу: «Я за тебя помолюсь». И потом я подумала, что это не моя близкая подруга, это просто знакомая девушка из церкви, с которой я немного общалась. И она для меня чужой человек, поэтому она мне ничего не должна. Через время я подумала, что даже хорошо, что она мне ничем не помогла и не дала мне деньги. Потому что это помогло мне сформировать во мне такое хорошее качество моего характера, как самостоятельность и стремление жить с опорой на собственные силы (и не стремиться эгоистично перекладывать свои проблемы на других людей). А про этого знакомого мне мужчину-инвалида я подумала, что ему нужно научиться самостоятельности тоже. В прошлом году он по телефону сказал моей маме, что он живет один и сам себе готовит кушать, значит он может жить один и ему осталось только стать еще и морально самостоятельным человеком.
5. Я вспомнила одну мудрую мысль, которую я когда-то прочитала в интернете. Там говорилось о том, что у каждого взрослого человека есть свои собственные обязанности и свои проблемы, которые человек должен решать самостоятельно и в первую очередь, а потом думать о других. И у каждого человека (и у меня тоже) есть обязанность в первую очередь перед самим собой не помогать другим людям, если это будет мне в ущерб или сделает меня несчастной.
Я молодая, здоровая и красивая девушка. Я не хочу быть женой для инвалида, не хочу быть сожительницей или прислугой для инвалида. Я не могу плюнуть на себя, всё бросить и начать заниматься решением проблем того мужчины-инвалида, потому что это сделает меня несчастной.
6. Он не просил меня ни о какой помощи. Он просто рассказал мне, что он очень переживает и чувствует себя несчастным и одиноким человеком. Может быть, ему просто хотелось высказаться кому-то, чтобы стало легче на душе. Может быть, ему будет неприятно, если я буду давать ему советы, о которых он меня не просил.
Я тогда ничего ему не ответила и не общалась с ним долго. А недавно я увидела, что он разместил в интернете в группе в социальных сетях объявление о том, что он мужчина-инвалид ищет себе жену и хочет познакомиться с женщиной для создания семьи. Никто не написал комментарий на его объявление, но нашлись какие-то люди, которые поставили смеющиеся смайлики, как будто они надсмехаются над ним. И мне стало его жалко.
Я написала ему небольшое сообщение в фейсбуке и сказала ему спасибо за то, что в прошлом он бесплатно (или недорого) отремонтировал мой ноутбук. И я у него спросила, я должна ему что-то или нет? Он ответил, что я ему ничего не должна.
Я подумала, что я далеко живу и я, наверное, никогда в жизни не увижу этого моего знакомого мужчину-инвалида, с которым я немного дружила в детстве. Максимум, что я могу для него сделать:
1. Я могу два раза в год (на праздник Новый год и на его День Рождения) написать ему небольшое доброе, дружеское поздравление, чтобы немного поднять ему настроение.
2. Может быть, я когда-то отправлю ему небольшой подарок почтой на его День Рождения.
И всё. Больше я не хочу для него ничего делать. Я даже общаться с ним не хочу, потому что я прочитала на его странице в фейсбуке, что ему нравится читать разные печальные новости в интернете и делиться этими грустными новостями в фейсбуке. А я не хочу погружаться в грустные размышления. Это, наверное, даже вредно для моего здоровья.
Но моя проблема в том, что мне грустно на душе и жалко несчастных людей. Я чувствую себя даже виноватой. Я иногда думаю так: «Как я могу спокойно жить и радоваться жизни в то время, когда в мире так много зла? Как я могу радоваться жизни, если какой-то знакомый мне человек-инвалид грустит и чувствует себя несчастным? Как я могу радоваться жизни, когда в Африке чужие дети голодают, когда на войне умирают мирные жители, когда от болезней и нищеты страдает так много людей на планете?»
И эта грусть терзает мою душу. И я чувствую себя несчастной, когда узнаю о том, что кому-то плохо в этом мире, даже, если это чужие люди и это чужие (не мои) проблемы.
Напишите мне, пожалуйста, совет, как мне научиться не вмешиваться в чужую жизнь и в чужие проблемы?
Лейла Али

Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Марина
Добрый день, Марина.
Вы очень подробно описали свою ситуацию и чувства, которые испытываете. Однако, смею предположить, что Вы путаете сочувствие и невмешательство в жизнь другого человека. Вмешиваться в жизнь другого человека - это совсем другое. Сочувствие у нас должно быть, более того, оно необходимо. Проявлять сочувствие - значит быть человеком! Желание помочь - тоже прекрасное желание. Помогать можно и нужно, без этого мы тоже перестанем быть людьми.
Однако, в описанном Вами я вижу иную проблему - Вы не оцениваете свои силы. Желая помочь кому-то, мы должны оценивать трезво свои силы и возможности. Можем ли мы это сделать? Как это сделать так, чтобы было радостно потом, и чтобы не наступил упадок сил. Знаете выражение: если видишь человека в болоте, не давай ему руку, а подай палку! Нужно уметь сочувствовать и помогать так, чтобы не истощать свои ресурсы, чтобы помощь была в радость и по силам.
Желая помочь инвалиду, Вы должны оценить то, что Вы можете сделать и хотите сделать. Никто Вас не просит быть женой инвалида или инвалидом, это Вы уже сами додумываете. А все потому что не можете соразмерить свои силы в желании помочь. Либо все, либо ничего. Примерно так. Но это не совсем верный подход.
Сама постановка вопроса "как не вмешиваться в жизнь другого человека" говорит о такой установке. Иногда "вмешиваться" нужно, например перевести старушку через дорогу, поднять упавшего в грязь ребенка, поддержать плачущего знакомого. Надо просто уметь "вмешиваться".
В Вашем случае, думаю, Вам необходимо проанализировать себя, понять себя и то, чего Вы хотите, чего боитесь, и понять истоки этих чувств, научиться эффективно оценивать и принимать себя. Тогда Вы сможете эффективно строить отношения с любыми людьми вокруг Вас, так чтобы это не доставляло Вам дискомфорта.
В текстовом сообщении больше сделать невозможно. Здесь нужна видео-консультация. Не унывайте, все можно исправить.
Буду рада помочь Вам! Приходите ко мне на онлайн-консультацию в удобное для Вас время!
Лейла Али
Практический психолог
Whatsapp: +79037178465
Запись по Whatsapp +79037178465 Telegram, VK: leila_psycoach Лейла Али Практический психолог
Долженко Лариса
Психолог
г. Феодосия
Системные расстановки
Доброго времени Марина! Задайте себе пожалуйста вопрос : А, чем я помогаю этим несчастным людям и Миру, тем, что грущу? А, что будет если Я буду радоваться этой жизни?
Ответьте Себе честно на эти вопросы и Вам станет гораздо понятней ваше состояние, но а чувство вины связанно скорей всего не с этими людьми и может быть даже не ваше,но если Вы разберётесь с Собой и станете чувствовать себя Счастливой, от этого хуже не кому не будет. Приходите на консультацию, Я, Вам эту тему смогу развернуть, гораздо глубже. Запись в вацап, телеграм +79094031838
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Марина
Здравствуйте, Марина. Вы- неравнодушный человек, и это- здорово! Явление, которое Вы описываете называется- экзистенциальноая вина. Нужно научиться с ней жить. Вы на правильном пути, когда пишете- что Вы, реально, можете сделать, что бы помочь, не задвигая себя. Поступайте так в всех случаях, где Вы чувствуете свою вину и желание помочь. Если Вам потребуется профессиональная помощь, что бы справиться с этим и научиться жить по-новому, обращайтесь, буду рада помочь!о
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Шахова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Марина
Марина, здравствуйте. В своём письме вы так подробно, по пунктам описываете причины, по которым вы не сделали вообще ничего. А для человека, оказавшегося в такой сложной жизненной ситуации очень важно участие, эмоциональная поддержка, внимание. Не нужны советы, нужна душевная поддержка, это в наших силах. Люди с ограничениями очень нуждаются в общении, в возможности поделиться чувствами, проявить себя, чувствовать себя значимым, интересным. В это большая помощь. Помогаем тем, кто рядом!
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Елена Шахова http://vk.com/shahova_psychologist Для записи на консультацию WhatsApp +7 9215751021 https://vk.com/shahova_psychologist