Стесняюсь петь - консультация психолога

Очень стесняюсь петь на людях. Могу петь в шумной компании, когда все за столом поют, под нос себе часто мурлыкаю мелодии. А вот так чтобы я пою- меня слушают никак. Пошла к репетитору по вокалу, чтобы улучшить голос, но стопор в занятиях. Прогресс архи медленный, практически нулевой. Ведь нужны тренировки, записывать себя на диктофон, петь репетитору, а я не могу, вся зажимаюсь, от этого голос ещё хуже, я это слышу и дальше как снежный ком. Упражнения на расслабление работают недолго.
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Мария
Здравствуйте, Мария!
Да, проблема довольно сложная и, нужно сказать, распространенная. В психологии это называется страхом публичных выступлений. Чаще всего это касается не только пения, но и говорения тоста за столом или, например, если нужно как-то выступить перед другими в свою защиту, или сделать презентацию. Так или иначе, возникает зажатость, о которой вы написали. Есть еще и другие признаки: ладошки потеют, давление поднимается, сердцебиение, дрожат руки, бросает в жар или холод, возникает чувства кома в горле, а голос становится как будто не своим. Если такие симптомы тоже наблюдается, значит это и есть тот страх.
Что же делать? В некоторых случаях, если проблема психологическая (к примеру, родительские установки "ты бесталанный", "куда тебе с твоим слухом....", психологическая травма, неудачное выступление в детстве на сцене или у доски, негативные школьные воспоминания сильно затормаживают самопринятие и снижают самооценку), то можно обратиться к психологу.
Но можно и попробовать самой: одни из эффективных упражнений - упорядоченное дыхание, когда вы контролируете частоту и длину вдохов и выдохов, сделать это ежедневной практикой. Далее, хорошо помогает упражнение "Я здесь" - при любом удобном случае, в транспорте, в коллективе, среди друзей, пытаться обращать внимание на себя. Приведу простой пример, войдя в комнату с людьми, поздороваться чуть громче, войдя в кафе, привлечь внимание бариста каким-нибудь невинным вопросом "Такой-то кофе у вас есть...?" То есть каждый раз постепенно привлекать к себе внимание и справляться с этим потихоньку, шаг за шагом. Эта тренировка будет запоминаться мозгом и телом, что ничего страшного не происходит. И начнет вырабатываться здоровая спокойная реакция.
Кроме того, почаще отправляйте голосовые сообщения, а не печатные. Лайфхаки при пении: нужно сосредоточиться на одной точке, представить себе, что там самый близкий вам человек (прикрепите листик с улыбающимся смайликом) и пойте для него, смотрите только на него. Боязнь, что тебя оценивают, страх критики или ошибки частенько "парализует", даже уверенных людей. Тем более, если нет опыта. Со временем вы освоитесь, процесс не быстрый, но если будете стараться каждый день, результат точно вас порадует.
У вас получится, вот увидите. Берегите себя.
Нужна помощь? 👉 БЕСПЛАТНО отвечаю на один любой вопрос здесь в личном чате. С уважением, Жанна Роменская.
Мария
Пользователь
Ответ для: Роменская Жанна
Спасибо ❤️ Заговорить с посторонними в какой-то уличной обстановке для меня не проблема. Сложнее с близкими и окружением. Мне сложно поддерживать беседу, постоянно думать что говорить, как ответить. Для меня это напряжение как одновременно отжиматься от пола и складывать в уме Не могу сказать, следствие ли это травмы...но от вашего предложения представить близкого я чуть не заплакала. Я НИКОГО из близких не поставлю в этом упражнении, скорее постороннего, лучше незнакомца.
Роменская Жанна
Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Мария
Если не близкого, то хотя бы смайлик, который бы Вам улыбался просто потому, что вы есть. Простите, что задела за живое, значит что-то всё же беспокоит из вашего личного прошлого. Я не знаю всей картины, просто попробуйте перейти на режим "здесь и сейчас я такая, какая есть". Не знаете, что ответить в беседе, просто улыбнитесь, не можете поддержать разговор, это не проблема, кому нужно, поймут и без объяснений. Ценность в том, что вы чувствуете, а цель в том, чтобы сохранять внутри только позитивный настрой. Наши внутренние установки как самый сильный двигатель, так и самый сильный стопор. Желаю вам от всего сердца найти баланс света и поставить себя и свои мечты на первое место.
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Мария
Здравствуйте, Мария. То чем вы делитесь, думаю знакомо очень многим людям. Мне кажется, ваша проблема вовсе не в голосе и не в отсутствии таланта. Судя по тому, как вы легко и естественно поёте в компании или мурлыкаете себе под нос, вам хорошо, когда нет оценивающего взгляда. А «стопор» возникает не от недостатка навыков, а от того, что в момент, когда вас слушают, включается гиперконтроль.
Вы как будто смотрите на себя со стороны чужими, строгими глазами. И когда вы слышите «голос хуже», это не голос стал хуже, это напряжение сковало гортань, дыхание, челюсть — чистая физиология на страх оценки. И вы, как тонко чувствующий человек, это мгновленно замечаете, и снежный ком действительно раскручивается.
Терапию провожу в интегративном подходе, владею техниками быстрой переработки негативных состояний и эмоций. Буду рада помочь, психолог Анастасия Каптурова. Консультации онлайн WhatsApp +79607744047 и Telegram @AKapturova_psy
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Мария
С вашего разрешения, могу дать несколько рекомендаций, а вы сами решите брать их для себя или нет:
- Вы не обязана сразу петь красиво для других. Ваша задача на ближайшее время — не спеть чисто, а просто прозвучать в присутствии одного человека (репетитора) хотя бы 5 секунд, даже фальшиво, даже тихо, даже на одном звуке. Попросите репетитора на время отменить диктофон. Попросите какое то время, возможно месяц петь без записи, просто чтобы привыкнуть.
- Перед тем как петь репетитору, попробуйте: * Начать с любого звука (например, долгое «м-м-м-м», или гудение, или шипение). * Можно попробовать спеть одну ноту с зажмуренными глазами, повернувшись к репетитору спиной или вполоборота. Так вы «убираете» зрительный контакт, который зачастую страшнее самих ушей. Ваша цель, издать любой звук в присутствии другого человека, а не спеть как богиня.
- Записывайте на диктофон не пение, а: * своё бормотание нараспев * разговор с котом/цветком в оперной манере * 15 секунд абсолютно умышленно фальшивого воя (так вы снимете важность) Слушайте это дома: не для критики, а чтобы привыкнуть к своему голосу «со стороны». Вы удивитесь, но через 5 таких «ерундовых» записей мозг перестаёт шарахаться от звука диктофона.
-Попросите репетитора первый месяц делать упражнения на расслабление (которые вам помогают) дозированно, а потом сразу переходить к пению, но что бы репетитор стоял к вам спиной или закрыв глаза. Это снимет «объект оценки». Многие педагоги разрешают ученикам сначала петь, глядя в стену или на закрытую дверь.
Пожалуйста, отнеситесь к себе с той же нежностью, с какой вы бы поддержали близкого друга на вашем месте.