Страх проявляться - консультация психолога

Добрый день!
Некоторое время назад у меня появилось желание выложить свое фото в соцсетях. Не могу точно сказать почему оно возникло, просто надоело видеть вот эту серую картинку с силуэтом человека, фото котиков и т.п., хочется чтобы люди видели, с кем общаются, чтобы давние знакомые не забывали как я выгляжу, чтобы родители видели мои фото, когда я им пишу.
Но оказалось, что я стесняюсь это делать, потому что мне кажется, что я не умею позировать и на фото я получаюсь плохо и выгляжу неестественно и напряженно. А если фото мне нравится, то мне кажется, что это обман и в жизни я выгляжу не так, хотя я знаю, что многие люди выкладывают фото, на которых выглядят лучше, чем обычно вживую и я их никак не осуждаю и вообще ничего негативного об этом не думаю, но к себе у меня, получается, другие требования. То есть если фото мне нравится, то я не хочу его выкладывать, потому что думаю, что вживую я выгляжу не так хорошо, а если фото мне не нравится, то я не выкладываю его, потому что мне оно не нравится и я не хочу на него постоянно смотреть. А какого-то среднего варианта для меня нет 😅
Вообще, такая ситуация не только с фото, во всех моих соцсетях нет никакой информации, даже репостнутых записей, например. Там просто пусто. И в целом я очень стеснительная и зажатая, не люблю выделяться и вообще когда на меня обращают внимание.
Я понимаю, что моя внешность и фото не могут нравиться всем, кому-то они покажутся красивыми, кому-то уродскими, но большинству будет просто все равно, но это понимание никак не помогает.
При этом мне никто никогда не говорил, что я некрасивая, даже наоборот, мои близкие - молодой человек, родители и сестра, обычно говорят, что я хорошо выгляжу, но мне кажется, что они говорят так, потому что не хотят говорить "правду" и расстраивать меня. Но другие люди никогда не оценивали меня никак, ни хорошо, ни плохо (насколько я помню). У меня есть некоторые комплексы по поводу внешности, но я думаю, что не больше, чем у всех остальных людей - что-то в себе нравится, что-то не нравится. Я не знаю почему у меня не получается принять свою внешность и просто выложить пару фото на страницу и что мне с этим делать..
Пылаева Наталья

Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Людмила!
А как Вы смотрите насчёт того, что сделать красивую фотосессию у хорошего фотографа?
Что будет, если Вашу фотографию увидят? С чем именно боитесь столкнуться? И где доказательства этим мыслям, что всё будет именно так, как Вы подумали? Вы можете разместись фотографию и если Вам не понравится, то Вы всегда сможете её удалить. Начать можно для начала с заполнением информации о себе, хотя бы минимально, после уже разместить фото в какой-нибудь социальной сети, но не на главной странице, чтобы постепенно у Вас было принятие, что Вас видели, Вы уже так делали (размещали фотографию) и всё было хорошо, даже набрали лайки.
Начните Вы хвалить себя, говорить себе, какая Вы красивая, замечайте это.
Конечно, проблема в том, что Вы боитесь заявить о себе, принять себя, показать себя. Окружающие люди не замечают в Вашей внешности то, что замечаете лично Вы. Вам важно принимать себя, свою внешность и свою же уверенность Вы будете показывать другим людям. Если Вы делаете акцент на своей внешности, что у Вас что-то "не так", то она это могут обратить внимание, а всё потому что Вы обратили первая на это внимание, а люди этого даже не замечали. У всех свой вкус, всем нравиться необязательно и Вам не все могут нравиться - это нормально. Нет идеальных людей, при желании недостатки можно найти у каждого, хоть во внешности, хоть в характере.
Конечно, важно принимать себя любой, не сравнивать себя с другими, у Вас своя "изюминка", найдите в себе эту "изюминку", не обесценивайте её. Ваше окружение должно нести в себе позитив, общайтесь с людьми, где Вы не будете чувствовать себя скованной, неуверенной, пусть люди дарят Вам уверенность. Помимо внешности не забывайте о своих достижениях в учёбе, работе, в хобби и т.д. Попробуйте вспомнить свои достижения и письменно записать их, не забывайте о том, что помимо внешности есть и Ваш внутренний мир, Ваши достижения.
Нурбаева Анна
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Людмила, доброго дня,
Подумайте над вопросом, а что самого страшного произойдет, если вы вдруг начнете проявляться? Скорее всего у вас сидит какая-то внутренняя установка, что если вдруг я начну проявляться то....
Почему вам так важно мнение других людей по данному вопросу, какой пример был в семье от мамы и бабушки? они проявлялись в обществе или боялись?
Вам очень важно выстроить внутренней стержень, у вас появилось желание проявляться и быть заметной- это уже отличное начало.
Ластовенко Алексей
Психолог
г. Донецк
Телесно-ориентированная терапия
Здравствуйте, Людмила! Первое, что хочу вам сказать, вы очень хорошо проявились в вашем запросе. Все очень понятно изложили, достаточно осознанно. У меня читая ваше обращение, возникает к вам чувство уважения и тепла, воспринимаю вас как серьезного человека. Поверьте, обращений я читаю много, поэтому говорю достаточно серьезно. Кстати как вам мои слова? Это на счет проявленности.
По поводу причин ваших беспокойств, скорее всего корни лежат где-то в очень раннем детстве, которое вы не помните, возможно даже в период до вашего рождения. Такие ситуации частые, и учеными в области психологии на сегодня уже достаточно хорошо изучены. Если возникнет желание, обратившись к специалисту вы вполне можете с этим вопросом разобраться и проработать для того, чтобы у вас проявлялись уже другие реакции.
К сожалению на уровне логического понимания такие вопросы трудно решаются. Вы и сами об этом писали, что вас поддерживают и не осуждают, а принять себя не получается.
Ощущение, что мир опасен или, что я какая-то не такая (какой-то не такой), формируется намного раньше, чем логика, и в такой ситуации хорошо работать с телом. Можно конечно идти по пути трансов и гипнозов, в этой области то же есть хорошие специалисты, но лично мне больше подходят телесно-ориентированные техники. Поэтому предложу самые простые практики - это заземление и дыхание.
Если отзывается, можете выделить несколько минут времени и попробуйте почувствовать опору под ногами, если сидите, то еще и опору на сиденье, почувствуйте вес вашего тела, обратите внимание на ваше дыхание, можно подышать по квадрату (вдох, задержка, выдох, задержка, выбрав для себя комфортный ритм). Можно выполнять в удобное для вас время или, когда чувствуете, что возникают привычные для вас беспокойства.
В сети достаточно много подобных техник, единственно что, если у вас мало опыта в данном направлении, я бы рекомендовал выбирать самые простые Для начала такие практики должны помочь.
С теплом, поддержкой и уважением!
Вы можете задать интересующий вас вопрос, используя контакты, которые указаны в профиле. С уважением!
Людмила
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
С фотосессией такая же проблема, как и с самостоятельными фото - слишком удачные будут казаться обманом, а из-за неудачных я расстроюсь и не буду хотеть их видеть. Насчёт того, почему меня беспокоит, что кто-то их увидит - ну на самом деле я уверена, что как минимум несколько людей оценят их положительно, поставят лайки, напишут милый комментарий, то есть за реакцию я особо не беспокоюсь, но я не хочу в принципе обращать на себя внимание, стесняюсь, не знаю..
Людмила
Пользователь
Ответ для: Нурбаева Анна
Насчёт вопроса что страшного произойдет я думала уже, конечно, много раз, но у меня нет ответа кроме "ничего", а страх все равно есть, скорее всего это что-то неосознанное Почему мне важно мнение других людей - ну не знаю, просто мы все в социуме живём, поэтому и важно) Я думаю, было бы странно, если бы мне наоборот было на всех наплевать Мама и бабушка очень смелые и сильные женщины, мне кажется, они никогда ничего не стеснялись, не знаю почему я не такая
Вакер Мария
Психолог
г. Гродно
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Людмила
Людмила, добрый вечер. Спасибо за ваш вопрос.
Мне кажется, что то о чем вы пишите, это не только про страх проявляться и непринятие себя. Да вы недовольны тем, как вы выглядите не все принимаете в себе. Но вместе с тем, это еще и про интерес к себе.
"Вообще, такая ситуация не только с фото, во всех моих соцсетях нет никакой информации, даже репостнутых записей, например. Там просто пусто. И в целом я очень стеснительная и зажатая, не люблю выделяться и вообще когда на меня обращают внимание."
Но вы не только стеснительная. Мне читается, что пришло время узнать себя. Понять какая вы на самом деле? Что вы можете в себе обнаружить нового для себя?
Мой посыл, это конечно идти в терапию и узнавать себя, принимать себя, понимать, что вы разная. И в таком случае вам захочется проявляться. Удачи вам.
Приходите говорить о себе Экзистенциальный психолог Мария Вакер Мой инстаграмм @krisis_psy
Нурбаева Анна
Психолог
г. Москва
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Людмила
Есть одна прекрасная техника из коучинга и ДБТ, которая помогает в принципе с принятием любого решения
пропишите ответы на 4 вопроса, пишите все, что первое приходит в голову, оно может сначала показаться абсурдным, но со временим вы поймете, что это именно для вас значит.
Что произойдет если я это сделаю? Что не произойдет если я это сделаю? Что произойдет если я этого не сделаю? Что не произойдет если я этого не сделаю?
Как не странно, но в таких случаях очень помогают занятия вокалом и голосом, тк когда мы начинаем себя слышать и проявляться через голос, то это помогает обрести внутреннюю уверенность, мы перестаем закрываться от других.
Страх того, что тебя осудит социум и таким образом это как-то повлияет на твой статус в конечном счете ведет к страху потерять безопасность - он естественен. Страх публичных выступлений и проявлений себя стоит на 2 месте после страха смерти и он есть у 95% людей, поэтому, Людмила, вы такая и с вами все отлично!!!!
Для нашего мозга все новое-это всегда сложно и небезопасно, поэтому он всегда будет уговаривать к привычному, что не вызывает угрозы.
Людмила
Пользователь
Ответ для: Ластовенко Алексей
Спасибо за ваш ответ! Я тоже думаю, что эта проблема более глубокая, чем просто страх общественного мнения, так как логически я действительно осознаю, что никакой опасности для меня нет. Про необходимость работы с телом я, в принципе, знаю, но про такую практику как заземление не слышала, постараюсь изучить этот вопрос, надеюсь это как-то поможет. Скажу ещё пару слов по поводу первого вашего вопроса, на самом деле это тоже относится к моей проблеме - излишняя скромность. Мне очень неловко когда меня хвалят, при этом к критике отношусь абсолютно нормально (к конструктивной). Я знаю, что я достаточно хорошо умею формулировать свои мысли, но из-за этого люди иногда приписывают мне качества, которых на самом деле нет, например серьезность. Я не особо серьезная, чаще всего избегаю ответственности и делаю минимум из того, что могу. И, казалось бы, похвалили - будь довольна, но для меня это просто ещё один повод докопаться до себя 😅
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Людмила
А что будет, если начнёте проявлять себя?
Людмила
Пользователь
Ответ для: Пылаева Наталья
Ну тут три варианта - либо окружающие это положительно оценят, либо ничего не изменится, либо оценят отрицательно, но это маловероятно. Но то, что я буду при любом исходе из возможных нервничать, это стопроцентный факт, к сожалению
Калугина Екатерина
Психолог
г. Верхняя Салда
Арт-терапия
Ответ для: Людмила
Здравствуйте, Людмила
Ваш страх проявляться, скорее всего сопровождает Вас всю жизнь, не так ли? Сможете вспомнить, когда это началось в детстве?
Соглашусь с коллегой, что Ваш страх берет начало из раннего детского периода, или, скорее всего, он может передаваться из поколения в поколение как некая установка, защищающая Вас. Вы правильно обозначили, что это что-то неосознанное, потому что этот страх находится у Вас в подсознании, поэтому Вы не можете понять, что с Вами происходит.
Чаще всего страх проявляться, быть на виду связан с опасностью, и даже со страхом смерти. Может быть так, что Ваши родственники явно не проявляли эти страхи в своей жизни, но вербальным и невербальным путем они могли транслировать свои страхи об некой опасности и случайно сделать Вам такие внушения. Теперь это проявляется в Вас более ярко.
Ответы на вопросы как и откуда это взялось, можно найти в своем подсознании. Чтобы эти страхи не мешали Вам жить полноценной жизнью, нужно их проработать, а чтобы их проработать, нужно пойти в эти страхи. В этом очень хорошо и бережно помогают направления психотерапии, работающие с подсознанием: арт-терапия, символдрамма, ЭОТ и др.
Кризисный психолог, арт-терапевт, сказкатерапевт, арт-коуч. Вотсап, Телеграм: 9022706508 Первая консультация бесплатная
Жук Алина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Людмила
Людмила добрый день, из вашего описания мне показалось, что ваша стеснительность — это скорее следствие, а не причина. Причина на мой субъективный взгляд немного глубже — это недоверие к себе и недоверие позитивной обратной связи. А отсутствие доверия к себе побуждает на зависимость и как следствие избегающее поведение по отношению к оценке других людей. В связи с этим у меня к вам вопрос как давно вы не доверяете себе и другим людям. Доверяете ли негативной обратной связи? Какие на ваш взгляд жизненные ситуации повлияли на это? И что с вами произойдёт если вы выложите фото, которое правда не отразит ваш образ в жизни?
После того как ответите на вопросы, предлагаю вам пройти тест на уровень социальной тревожности: https://psytests.org/anxiety/ostisf-run.html
Ответ на вопрос не является диагнозом или консультацией. Для более детальной обратной связи необходим более подробный анамнез. С уважением к вам Алина Олеговна. Для записи на консультацию доступен телеграмм: https://t.me/+FNBKrPZsrdVlNDBi
Людмила
Пользователь
Ответ для: Жук Алина
Самой себе я доверяю в большей степени, чем кому-либо другому, даже близким. Конечно, бывают и ситуации, когда я сама удивляюсь своему поведению или реакции, но довольно редко. А что касается остальных людей, то зависит от ситуации, могу быть с ними согласна или не согласна, больше всё-таки придерживаюсь какого-то своего мнения. Насчёт позитивного мнения о себе - я верю, что люди на самом деле видят меня такой, как описывают, просто я могу считать, что они ошибаются, потому что я то сама себя лучше знаю. А насчёт негативной, мне кажется, что сильнее, чем я сама, меня никто не сможет раскритиковать 😄, поэтому если согласна, то доверяю, если нет, то нет. Какие жизненные ситуации повлияли на это - ну возможно то, что в детстве и в юности часто получалось так, что я оставалась одна и, наверное, от нечего делать, я привыкла вести какой-то внутренний диалог с самой собой. Если я выложу фото, которое, как мне кажется, не отразит меня настоящую, то я его очень скоро удалю, потому что оно будет меня раздражать. Тест прошла, результат такой: "Повышенная социальная тревога. Могут возникать проблемы в социальной адаптации, трудности установления контактов или отдельные социальные страхи в специфических ситуациях. Характерны опасения критики, отвержения, не доходящие, однако, до полного избегания данных ситуаций". Высокий уровень только по 2 шкале
Жук Алина
Психолог
г. Санкт-Петербург
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Людмила
Спасибо, что поделились и ответили на вопросы. Социальная тревожность может толкать вас на то, что бы вы избегали людей и их реакций, что отражают ваше действительное отношение к себе. То есть полярное. Выше в описании вы упоминали о крайностях. Подскажите, пожалуйста, в каких-либо других сферах: настроение, взаимоотношениях, обучении проявляются ещё какие-либо крайности?