Депрессия или усталость? - консультация психолога

Здравствуйте. Пытаюсь понять что со мной происходит, или я адски устала или "Привет, депрессия!"  Потерян вкус к жизни. Нет энергии, желания что-либо делать, даже то, что по сути должно доставлять удовольствие.  Многое делается как из под палки (убраться, приготовить еду, позвонить близким). Типа так надо. Всё чаще накрывает желание просто лежать и смотреть что-нибудь по TV, не напрягающее умственно и эмоционально (что-то вроде глупых сериальчиков, которые идут по России1). Что касается работы (работаю из дома), то теперь моё имя прокрастинация. Делаю необходимую ежедневную рутину, без энтузиазма и рвения. Нет желания читать проф. публикации, следить за новостями, так сказать всегда быть в тонусе и в курсе. Хотя по большому счету позиция главного бухгалтера к этому обязывает.  Нет особого желания встреться с друзьями и близкими, надо разговаривать, отвечать на разные вопросы, а не хочется. Живу с сыном, ему 23. В целом отношения складываются хорошо. Но по некоторым вопросам у нас с ним диаметрально противоположные взгляды ( в частности на чистоту и порядок). Что меня просто выбешивает. Я уже не нахожу сил дистанцироваться от того, что твориться в его комнате, да и не только. Иногда появляется ощущение что живу на складе забытых вещей. Сильно набрала вес. Отрастила пузо. Да, да пузо. Себе не нравлюсь. Понимаю что нужно сбрасывать вес, но каждый раз находится 101 причина, по которой "ну, начнём с понедельника". Даже на это нет мотивации и особого рвения. Я всё прекрасно понимаю, что это в первую очередь вопрос здоровья. И еще стала попивать, часто. Что настораживает. 2-4 бокала раз в 3-4 дня. Не спиться бы. Смотрю, читаю мотивационные блоги (каналы) разных людей и конечно всегда в голове, раз она/он смогла/смог то и я тоже смогу. Вперед! На "баррикады"! Но как запал появился, так же быстро и пропал. То, как всё устроено сейчас в моей жизни вовсе не так как хочется, не так как виделось и мечталось. Как будто носишь чужое неказистое и не по размеру пальто вместо своего любимого и красивого. Может мне просто на море (в деревню, к тетке в глушь, в Саратов) и недели две провести "овощем" в информационном детоксе (не смотреть, не читать, не разговаривать). Или всё не так радужно и лежит моя дорога к психологу?
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Ира! Почитала внимательно, у меня причинно-следственных три варианта:
1) экзистенциальный кризис - он возникает в 40 лет или около, не у всех, обычно причины следующие: "дети выросли, я все для них положила на кон, теперь они отдельно, даже если живут через стенку, а что у меня?", еще одиночество и отсутствие отношений (романтический вакуум), возможно, довольно давно, еще потеря самоценности по разным причинам, их много (эмоциональное выгорание, социальная причина - потеря роли заботливой мамы и потерянность душевная, т.к. ребенок вырос, уход за пожилыми, высокая требовательность к себе и другим и гиперконтроль).
2) гормональные изменения или нехватка витаминов, минералов, недостаток тироксина, например, климакс, анемия (не знаю, сколько лет вам, организм резко стареет в 44 и 60, это недавние исследования), при загруженности любовью, хобби, отношениями, работой, чаще всего это не замечается. В уязвленном состоянии - все это как гром среди ясного неба.
3) у вас все-таки что-то случилось, травмирующее (развод, утрата, переезд, смена работы и др.) и организм не прожил это до конца, силы истощились и, как результат, затяжная депрессия. Хотя депрессией я ее назову с натяжкой (нужна диагностика, иначе, это гадание на кофейной гуще). Кстати, апатия и прокрастинация - это преходящие симптомы депрессии. Они отлично корректируются в работе с психологом, с снижаются в значимости даже при малейших изменениях в жизни.
Что можно сделать: взять выходные или короткий отпуск, купить себе красивое платье, сходить на массаж ( я психолог-телесник, очень рекомендую), выключить телефон и разрешить себе полениться, выспаться, никого не контролировать, мир не рухнет, отказаться от больших физических нагрузок. Покопаться в своих ценностях, найти новую цель и смыслы. Например, признать, что даже толстушки бывают счастливыми - все дело в нашем отношении к себе и миру. И с этим отлично поможет психолог, если самой будет затруднительно.
Хорошо помогает "Дневник маленьких побед": так как в этом состоянии очень мало вырабатывается эндорфина и дофамина, нужно заставить мозг их вырабатывать. С самой первой минуты после сна вести дневник - я встала и причесалась - я молодец, я приготовила себе тот завтрак, который хотела - я умница какая!, улыбнулась 4 прохожим и заставила и их улыбнуться - ну, какая красотка! прошла пешком 13 тыс. шагов - вот, минус килограмм - это же отлично! Мозг воспринимает мысль и действие одинаково - только различает "плохо или хорошо для хозяина". Так вот вы ему покажете, что "хорошо" в вашей жизни есть! И много! И он будет вынужден реагировать соответственно.
Удачи! Берегите себя)
Нужна помощь? Жмите КОНТАКТЫ в профиле (там телефон WhatsApp) и пишите напрямую. 💌👉 БЕСПЛАТНО отвечу на один вопрос здесь, кнопка ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ на странице. С уважением, Жанна Роменская.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Ира!
А что в Вашей жизни есть ещё интересного? Хобби? Мужчина?
Насчёт лишнего веса нужно очно обратиться к врачам, исключить причины со стороны врачей, далее совместно с врачами заниматься вопросом с весом (с диетологом, например и т.д.). Также можно обратиться к психиатру очно, чтобы врач подтвердил или опроверг депрессию, тревогу. Но и также психотерапия важна.
Когда Вы в последний раз отдыхали? Ездили куда-то? Какие у Вас цели? Мечта? Как составлен у Вас план на день? Включена ли забота о себе в этот план? Цели, план, отдых, забота о себе - это, важно! Подумайте, как Вы бы могли распределить на это своё время, что нового могли бы открыть для себя (какое хобби, курсы и т.д.). Возможно, Вам нравится помогать животных, другим людям. Возможно, Вам хотелось бы заниматься йогой.
После каких занятий, общения с людьми Вам становится лучше?
Елена Ляус
Психолог
г. Дзержинск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Ира
Здравствуйте, Ира. Действительно, схездийте куда-нибудь, отдохните! Если после этого ничего не изменится, есть смысл поработать с психологом.
Работаю аналитически очно и онлайн: 904-393-17-93
Ластовенко Алексей
Психолог
г. Донецк
Телесно-ориентированная терапия
Ответ для: Ира
Здравствуйте, Ирина!
Идея сделать съездить отдохнуть, сделать так сказать перезагрузку вполне себе приятная. Как минимум вы смените обстановку и ваша психики отдохнет. Главное, чтобы в новом месте не нагрузили дополнительно еще ем-то.
По поводу лишнего веса, приведу несколько психологических причин, посмотрите, подходит ли что-то вам:
-Привычка доедать до конца
Правило родителей «доесть все до конца» блокирует телесное чувство насыщения.
- Депрессия, выгорание
Попытка вылечиться через зажоры и заполнить чувство пустоты.
- Чувство вины
Причина лишнего веса зачастую кроется в нервной системе. Здесь лишний вес – это самонаказание.
- Запрет на удовольствие
Непонимание, как получить удовольствие без еды. Человеку не хватает удовольствия в жизни и он ищет его в еде.
- Подавленная сексуальность
Часто в этом случае есть прямая связь с образом матери. Если образ матери – негативный, некрасивый или несексуальный, то у человека может сложиться такой же образ себя.
- Нехватка родительской любви
Пытаешься стать заметнее и больше, чтобы тебя увидели и дали тебе любовь + хочешь показать свою важность и значимость. - Желание власти, авторитетность
Например, девушки, которые словно мамочки опекают своих мужчин, постоянно переживают, как они одеты, поели ли, решают, как им жить и что делать. В таких отношениях нет никакой легкости, зато появляется тяжкий груз давления. Сразу становится видно, кто в этом доме хозяин.
- Травля в школе
Лишний вес – механизм защиты. Ребенок находится в постоянной обороне, ждет нападения, вынужден защищаться. Конечно, ему приходится наращивать броню. Особенно, если дом – небезопасное место, родители критикуют и не поддерживают.
- Страх мужчин
Из-за напряженных отношений с отцом у девушки может сформироваться страх мужчин, страх секса, страх своей привлекательности, поэтому и происходит увеличение веса.
- Предписания родиелей
Например, «ты ходишь, как корова». Кажется, что это просто слова, но именно такие обидные высказывания от значимых взрослых формируют у нас определенные программы, которые приводят к увеличению массы тела.
Если что-то цепляет, тогда правда можно обратиться психологу. Ну, собственно говоря, вы уже обратились. Можно пойти в более серьезную работу.
И конечно предлагаю подумать над таким моментом, что вам не нравится то, как все устроено в вашей жизни. Скажите когда появилось такое ощущение, возникало ли оно раньше, возможно в детстве.Это то же тема для обращения за психологической помощью.
А дальше, определите сами, способны ли вы справиться со сложившейся ситуацией самостоятельно или вам нужна помощь специалиста. Важный момент - дорога к психологу - это не равно "я какая-то не такая". Это рост и путь к повышению качества жизни.
Провожу консультации онлайн. С теплом, поддержкой и уважением!