Стресс и тревожность - консультация психолога

Здравствуйте. Я очень нуждаюсь в поддержке. Последние четыре года были невероятно тяжелыми из-за всего, что происходит: война, экономические проблемы, страх мобилизации. Я чувствую, что живу в постоянном стрессе и тревоге, и это не проходит, потому что я считаю, что мои опасения реальны. Я не знаю, как перестать волноваться и как справиться с этим давлением. Хотелось бы понять, как можно обрести хоть какое-то спокойствие в такой ситуации. Буду рад(а) возможности поговорить с вами.
Макаева Ксения

Психолог
г. Москва
Психоанализ (классический)
Ответ для: Артём
Артем, здравствуйте! Ваша тревожность уместна, более того - вы не один. Стрессовое состояние характерно для большинства населения нашей страны, и не только, еще с 2020г. Планета массово столкнулась с ковидом, это было крайне напряженное время для всего мира. Спустя 2 года, не успев понять "что это было и как с этим бороться" наша страна инициирует СВО. Фактически, мы опять находимся в ситуации неопределенности, не понимая когда и как это закончится. В открытых источниках мы читаем тревожную, пугающую информацию. Видим негативные последствия на мировой арене, которые так или иначе влияют на нашу с вами безопасность. К сожалению, перестать волноваться в этой атмосфере - невозможно. Более того, тревога здесь носит сигнальный характер - она говорит вам, что необходимо быть начеку, внимательным, расслабляться нельзя. По сути, ваша психика ведет себя совершенно нормально - получает информацию извне и сигнализирует об опасности в форме тревоги. Организм активизирует ресурсы, включает режим выживания и находится в состоянии готовности к активным действиям. А так как, тревожная ситуация длится долго - как результат, мы получаем хронический стресс, потому что годами наша психика и тело не могут расслабиться. Что делать? В первую очередь - принять тот факт, что стресс существует и тревожность - здоровая реакция.
Теперь о том, как себе помочь и снизить негативное влияние хронического стресса. Возьмите лист бумаги и ручку, найдите место где вам не будут мешать и напишите все то, что вас тревожит. Из этого списка выделите две группы: первая - на что я НЕ МОГУ повлиять. Вторая - на что МОГУ. Первая группа - это данность и условия, в которых мы вынуждены жить и к которым нам приходиться адаптироваться. Вторая группа - это наша ответственность. Например, я могу соблюдать режим питания и сна. Я могу каждый вечер выходить на 40 минутную прогулку. Я могу ограничить скролинг ленты новостей перед сном и заменить ее на книгу. Я могу уменьшить общение с токсичными людьми. Я могу потратить это время на получение нового навыка и пройти бесплатный курс обучения. Подумайте о том, что приносит вам удовольствие, возможно вы вспомните о своих талантах из детства или мечтах, которые сейчас самое время исполнить... Таким образом, вы увидите, что в вашей жизни есть сферы в которых вы вольны принимать лучшие для вас решения, сферы где у вас есть возможности для роста и развития, где все зависит от вас и вы можете это контролировать! Там где ваша ответственность - там ваша опора, контроль, безопасность.
Если говорить о тревожности с точки зрения химии, то можем вспомнить про кортизол - гормон стресса. Снизить кортизол можно разными способами. Есть народные методы - экстракт женьшеня или солодки, окунать лицо в холодную воду, дыхание по кругу, медитации. Я рекомендую не забывать пропивать курсами Магний и комплекс витаминов В. Плюс спорт и регулярное живое общение с друзьями и близкими - это поднимет дофамин и окситоцин. Старайтесь не выпадать из общения, делитесь переживаниями, помогайте другим. В любые времена Человеку нужен Человек. И действуйте! Небольшими шагами, пусть медленно, но обязательно в сторону себя, своего здоровья и поиска своей тихой гавани, где вам хорошо.
С уважением, К.М.