Нехватка тепла и ласки - консультация психолога

Мне 17 лет (через 3 месяца уже 18). Чувствую, что пора взрослеть и становиться серьёзнее, но есть такое чувство, что остаюсь "недолюбленным" ребёнком, очень не хватает тепла и ласки в свой адрес внутри семьи. Именно таких проявлений, как объятий, слов, самих теплых отношений мне не хватило в детстве и не хватает сейчас. И это, возможно, породило во мне некоторую закрытость, скованность, неуверенность в себе, чувство, что в во мне самой нет какого-то очень важного компонента, фундамента или "клея", на котором держится всё остальное, с которым можно уверенно идти вперёд, нет опоры за спиной. Мне даже кажется, что восполняет это мой спортивный коллектив и тренер (я 8-ой год занимаюсь боевыми искусствами), для меня они стали теми, ради общения с которыми можно поехать куда угодно, они помогли мне раскрыться. Но всё равно, будучи с ними, меня часто преследует это чувство "нехватки этого элемента" (родители с ними, они за них, а у меня не так). Оно мешает уверенно двигаться вперёд, сдерживает и останавливает. Я думала, что если поменять что-то внутри семьи, то и во мне тоже что-то изменится в лучшую сторону ( и в микроклимате семьи, и в самой квартире, т. к. это, честно говоря, свалка), но после недавнего разговора с родителями по этой теме я поняла, что этому не бывать (перемены не произошли). Что меня не устраивает: патриархат, "домострой", запущенное состояние, есть чувство, что родителям не до нас. С этим можно смириться, но в добавок осознание того, что не родные тебе люди могут относиться к тебе намного теплее, чем семья, рождает в душе какое-то несоответствие (Почему у меня сложилось так? почему я могу обнять тренера и поговорить с ним о наболевшем или просто о том о сём, но не с отцом?). Порой, кода я долго не выхожу из дома (болею, например, что бывает редко), не посещаю школу и тренировки, у меня может быть такое плаксивое, потерянное состояние, что не можешь ничего нормально делать, я ищу сочувствия и жалости или повода вырваться, пообщаться с кем-то ещё. О составе семьи: она многодетная, я - старший ребёнок, трое младших (сёстры 13-ти и 3-х лет и 8-летний брат); между родителями разница в возрасте - 20 лет (маме сейчас 42, папе - 63). Особого порядка и разделения домашних обязанностей (кроме как женщины заботятся о хозяйстве) нет, режим питания и сна тоже не установлен, всё живёт как-то само собой. Дети сидят за мультиками или играми в компьютере. Культуры "убрать за собой" аналогично нет. В квартире склад барахла, который папа находит в разных местах (обычно это мусорки). Все эти вещи или представляют собой историю ( куча советской посуды, книг, дисков, головных уборов, военных мундиров и т. д.), или просто вещи которые можно использовать, т. к. нового особо не купишь, денег не много (одежда, игрушки, обувь, спортинвентарь). Всё это, конечно, не сразу приняло такие масштабы, а увеличивалось по мере прибавлений в семье. Когда нас было только двое в семье, мы и в походы ходили, и вообще всё было всё как-то проще. Когда родился младший брат (третий ребёнок в семье) я поняла, что понадобится моя помощь по хозяйству, маме будет трудно, и добровольно брала и мыла посуду, готовила, во мне включилась роль "старшей", "помощницы". После мама вышла из декрета, работает она в Макдональдсе, папе было 50 с лишним, он сидел с братом, т. к. тот в садик не пошёл. Отец так особо не работал, когда-то у него было помещение, где был организован компьютерный клуб для молодёжи ( скорее не для заработка, а из идеи, "чтобы молодёжь не сидела по подъездам с пивом и т. п."). Потом он закрылся, из-за жалоб соседей. Помещение осталось при нём. Так вообще он по образованию психолог, занимается вопросами образования, писал концепцию, отправлял её в департаменты и.т.д. Расскажу о нём подробнее: он слишком рационален и прям, начиная чем-то интересоваться, он может иронично пошутить ("Ну что, проиграли/заняли что-то, побили" (про соревнования)) и мне это не нравится. Ему присуще критика, которую с его стороны я особенно остро воспринимаю. Она конструктивна и вполне обоснована, но произносится в неприятном для меня тоне. Поэтому с годами я перестала что-либо рассказывать, чтобы не расстраивать себя последующими словами. Взаимоотношения между ним и мамой я бы не назвала тёплыми: ей часто достаётся от него за бардак в холодильнике, порчу продуктов, горы грязного белья в то время, когда она ещё работает, как стахановец. "Не понимаешь, пока по попе не дашь", - очень часто можно услышать в таких случаях. Бывает, что иногда за закрытой дверью я принимаю посторонние звуки за его упрёки (мне ставится не по себе). Вот именно отеческой любви мне и не хватает! Той, за которой можно укрыться, которая будет опорой. Мне даже кажется, всё это в какой-то степени я получила от тренера: в трудные моменты, даже не в спорте, я находила у него поддержку и понимание. Появился четвёртый ребёнок, вроде бы всё неплохо. Только вот то, что никому ничего не нужно (режима нет, дети могут и не обедать, бардак внешне всех устраивает и т. д.), моя помощь по дому выглядит как должная работа, которую никто не ценит и за которую никто не поблагодарит. Со временем (последние 1 - 1.5 года) я уделяю этому меньше времени (при том, что учебная нагрузка большая, тренировки почти каждый день, соревнования олимпиады, проекты). Вообще я отличница, довольно успешно участвую в олимпиадах, со спортом тоже довольно хорошо( серебряный призёр чемпионата мира по соревновательному айкидо всё-таки *если вы сейчас читаете это и сопоставляете с первыми строчками и недоумеваете, что меня тут останавливает и мешает двигаться вперёд, подтверждаю - всё то же самое*). Учителя хвалят, одноклассники и знакомые восхищаются.Только никому кроме меня это не нужно. "Нам твои медали не нужны",- так сказал папа, когда я решила поговорить о том, что мне не хватает поддержки. Ещё он сказал, что у меня будут проблемы в личной жизни, потому что такие умные и серьёзные девушки парням не нравятся, им нравятся дурочки. (Пошли вы все нафиг! Я такая, какая есть! И хочу стать еще лучше!). Я не хочу, чтобы всё это повторилось в семье, которую создам я. Я хочу создавать уют и тепло. Почему я не сделаю это сейчас дома? Я не знаю,как уже подступиться и как бороться с этой устоявшейся системой, вернее с её отсутствием, хаосом. Я могла бы взять на себя роль лидера, но тогда мне придётся пожертвовать остальным ( спортом или учёбой), на это я не готова. Я могу дарить тепло людям другого круга, но не в семье. Когда я остаюсь дома одна на долго, я чувствую себя хозяйкой положения, хаоса нет или я могу с ним бороться. Тоже самое в поездках без семьи ( но это чувство...). Мне нужен коллектив который ценит меня, а я - их. Что мне делать? Как избавиться от этого навязчивого чувства "шаткости", "незащищённости"? Можно ли от него вообще избавиться? Как обрести уверенность? Правда ли, что с серьёзными девушками никто не хочет иметь отношений?не 17 лет (через 3 месяца уже 18). Чувствую, что пора взрослеть и становиться серьёзнее, но есть такое чувство, что остаюсь "недолюбленным" ребёнком, очень не хватает тепла и ласки в свой адрес внутри семьи. Именно таких проявлений, как объятий, слов, самих теплых отношений мне не хватило в детстве и не хватает сейчас. И это, возможно, породило во мне некоторую закрытость, скованность, неуверенность в себе, чувство, что в во мне самой нет какого-то очень важного компонента, фундамента или "клея", на котором держится всё остальное, с которым можно уверенно идти вперёд, нет опоры за спиной. Мне даже кажется, что восполняет это мой спортивный коллектив и тренер (я 8-ой год занимаюсь боевыми искусствами), для меня они стали теми, ради общения с которыми можно поехать куда угодно, они помогли мне раскрыться. Но всё равно, будучи с ними, меня часто преследует это чувство "нехватки этого элемента" (родители с ними, они за них, а у меня не так). Оно мешает уверенно двигаться вперёд, сдерживает и останавливает. Я думала, что если поменять что-то внутри семьи, то и во мне тоже что-то изменится в лучшую сторону ( и в микроклимате семьи, и в самой квартире, т. к. это, честно говоря, свалка), но после недавнего разговора с родителями по этой теме я поняла, что этому не бывать (перемены не произошли). Что меня не устраивает: патриархат, "домострой", запущенное состояние, есть чувство, что родителям не до нас. С этим можно смириться, но в добавок осознание того, что не родные тебе люди могут относиться к тебе намного теплее, чем семья, рождает в душе какое-то несоответствие (Почему у меня сложилось так? почему я могу обнять тренера и поговорить с ним о наболевшем или просто о том о сём, но не с отцом?). Порой, кода я долго не выхожу из дома (болею, например, что бывает редко), не посещаю школу и тренировки, у меня может быть такое плаксивое, потерянное состояние, что не можешь ничего нормально делать, я ищу сочувствия и жалости или повода вырваться, пообщаться с кем-то ещё. О составе семьи: она многодетная, я - старший ребёнок, трое младших (сёстры 13-ти и 3-х лет и 8-летний брат); между родителями разница в возрасте - 20 лет (маме сейчас 42, папе - 63). Особого порядка и разделения домашних обязанностей (кроме как женщины заботятся о хозяйстве) нет, режим питания и сна тоже не установлен, всё живёт как-то само собой. Дети сидят за мультиками или играми в компьютере. Культуры "убрать за собой" аналогично нет. В квартире склад барахла, который папа находит в разных местах (обычно это мусорки). Все эти вещи или представляют собой историю ( куча советской посуды, книг, дисков, головных уборов, военных мундиров и т. д.), или просто вещи которые можно использовать, т. к. нового особо не купишь, денег не много (одежда, игрушки, обувь, спортинвентарь). Всё это, конечно, не сразу приняло такие масштабы, а увеличивалось по мере прибавлений в семье. Когда нас было только двое в семье, мы и в походы ходили, и вообще всё было всё как-то проще. Когда родился младший брат (третий ребёнок в семье) я поняла, что понадобится моя помощь по хозяйству, маме будет трудно, и добровольно брала и мыла посуду, готовила, во мне включилась роль "старшей", "помощницы". После мама вышла из декрета, работает она в Макдональдсе, папе было 50 с лишним, он сидел с братом, т. к. тот в садик не пошёл. Отец так особо не работал, когда-то у него было помещение, где был организован компьютерный клуб для молодёжи ( скорее не для заработка, а из идеи, "чтобы молодёжь не сидела по подъездам с пивом и т. п."). Потом он закрылся, из-за жалоб соседей. Помещение осталось при нём. Так вообще он по образованию психолог, занимается вопросами образования, писал концепцию, отправлял её в департаменты и.т.д. Расскажу о нём подробнее: он слишком рационален и прям, начиная чем-то интересоваться, он может иронично пошутить ("Ну что, проиграли/заняли что-то, побили" (про соревнования)) и мне это не нравится. Ему присуще критика, которую с его стороны я особенно остро воспринимаю. Она конструктивна и вполне обоснована, но произносится в неприятном для меня тоне. Поэтому с годами я перестала что-либо рассказывать, чтобы не расстраивать себя последующими словами. Взаимоотношения между ним и мамой я бы не назвала тёплыми: ей часто достаётся от него за бардак в холодильнике, порчу продуктов, горы грязного белья в то время, когда она ещё работает, как стахановец. "Не понимаешь, пока по попе не дашь", - очень часто можно услышать в таких случаях. Бывает, что иногда за закрытой дверью я принимаю посторонние звуки за его упрёки (мне ставится не по себе). Вот именно отеческой любви мне и не хватает! Той, за которой можно укрыться, которая будет опорой. Мне даже кажется, всё это в какой-то степени я получила от тренера: в трудные моменты, даже не в спорте, я находила у него поддержку и понимание. Появился четвёртый ребёнок, вроде бы всё неплохо. Только вот то, что никому ничего не нужно (режима нет, дети могут и не обедать, бардак внешне всех устраивает и т. д.), моя помощь по дому выглядит как должная работа, которую никто не ценит и за которую никто не поблагодарит. Со временем (последние 1 - 1.5 года) я уделяю этому меньше времени (при том, что учебная нагрузка большая, тренировки почти каждый день, соревнования олимпиады, проекты). Вообще я отличница, довольно успешно участвую в олимпиадах, со спортом тоже довольно хорошо( серебряный призёр чемпионата мира по соревновательному айкидо всё-таки *если вы сейчас читаете это и сопоставляете с первыми строчками и недоумеваете, что меня тут останавливает и мешает двигаться вперёд, подтверждаю - всё то же самое*). Учителя хвалят, одноклассники и знакомые восхищаются.Только никому кроме меня это не нужно. "Нам твои медали не нужны",- так сказал папа, когда я решила поговорить о том, что мне не хватает поддержки. Ещё он сказал, что у меня будут проблемы в личной жизни, потому что такие умные и серьёзные девушки парням не нравятся, им нравятся дурочки. (Пошли вы все нафиг! Я такая, какая есть! И хочу стать еще лучше!). Я не хочу, чтобы всё это повторилось в семье, которую создам я. Я хочу создавать уют и тепло. Почему я не сделаю это сейчас дома? Я не знаю,как уже подступиться и как бороться с этой устоявшейся системой, вернее с её отсутствием, хаосом. Я могла бы взять на себя роль лидера, но тогда мне придётся пожертвовать остальным ( спортом или учёбой), на это я не готова. Я могу дарить тепло людям другого круга, но не в семье. Когда я остаюсь дома одна на долго, я чувствую себя хозяйкой положения, хаоса нет или я могу с ним бороться. Тоже самое в поездках без семьи ( но это чувство...). Мне нужен коллектив который ценит меня, а я - их. Что мне делать? Как избавиться от этого навязчивого чувства "шаткости", "незащищённости"? Можно ли от него вообще избавиться? Как обрести уверенность? Правда ли, что с серьёзными девушками никто не хочет иметь отношений?
Булкина Наталья

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Алина писал(а):
Здравствуйте, Алина. Вы взрослая, умная, целеустремленная девушка. Внимательно прочитала Ваше письмо. Мне кажется, что в жизни у Вас все будет хорошо. У Вас присутствует баланс между эмоциональным и рациональным. Вы в будущем сможете создать свою гармоничную семью, где все будут любить друг друга и заботиться друг о друге. Вам родители подарили жизнь, научили уму -разуму. Если в родительской семье Вас не все устраивает, постройте свою жизнь по собственному сценарию. Скоро будете учиться в вузе, возможно, отделитесь от родителей, начнете работать. Если чувствуете, что родители недодали Вам любви, постарайтесь восполнить этот пробел со своими детьми. Любите их, говорите, что любите, заботьтесь о них, а они в ответ будут любить Вас. Пока у Вас нет своей семьи, попробуйте Вашим родителям сказать и показать, что Вы их любите, цените, а их хорошее отношение и поддержка очень важны для Вас. Вас с Рождеством!
Наталья Булкина, психолог